Перейти к содержанию

Дом, Христиан Вильгельм фон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Христиан Вильгельм фон Дом
Christian Konrad Wilhelm von Dohm

Христиан Вильгельм фон Дом (нем. Christian Konrad Wilhelm von Dohm, 11 декабря 1751, Лемго — 29 мая 1820, Пустлебен) — немецкий историк, писатель и дипломат. Получил известность как автор проекта гражданского равноправия евреев.

Биография

Родился в Лемго в семье местного пастора Вольрада Людвига Вильгельма (нем. Wolrad Ludwig Wilhelm) и его жены Анны Элизабет (нем. Topps zu Dettmold, Anne Elisabeth). Его отец был родом из Ринтельна. Он получил должность пастора в приходе Святой Марии в 1745 году. Вольрад умер, когда мальчику было 7 лет, поэтому образованием ребёнка руководила мать[1].

Христиан после школы отправился изучать право в Лейпцигский университет (1768—1773). С мая 1774 по сентябрь 1776 продолжил образование в Гёттингенском университете[1]. После окончания Лейпцигского университета начал публиковать научные работы[2]. 13 сентября 1776 был назначен профессором экономики, финансов и статистики в Касселе[3].

В 1779 году Христиан поступил на прусскую государственную службу в должности архивариуса и в 1780 женился на Анне Генриетте Элизабет Хельвинг (1762—1780). С 1783 года работал в прусском Министерстве иностранных дел. В 1786 году получил дворянский титул[4].

В 1808—1810 он был министром Королевства Вестфалии в Дрездене. Осенью 1810 вышел в отставку по болезни и последние 10 лет жил в своем поместье Пустлебен в Геттингене[5].

Состоял в дружеских отношениях с Иоганном Лафатером, Георгом Лихтенбергом, Оноре Мирабо и др.[6][7]

Творческое наследие

В 1781 году фон Дом опубликовал трактат «О гражданском совершенствовании евреев» (нем. Über die bürgerliche Verbesserung der Juden). К написанию трактата Дома побудил его друг — известный деятель еврейского Просвещения Мозес Мендельсон, к которому обратились за помощью эльзасские евреи[8].

По мнению Дома, признаки упадка еврейской расы не являлись врождёнными, а были порождены столетиями преследований и угнетения. Дискриминацию евреев Дом считал несправедливой, а недостатки, присущие евреям, устранимыми с помощью благоприятного обращения. Исходя из этих положений, он предложил комплекс реформ, в основе которого лежало равноправие евреев с остальными гражданами[9]. Уравнивая евреев в гражданских правах, Дом полагал невозможным предоставить им политическое равноправие[10]. При этом он опровергал традиционные антисемитские предрассудки о всеобщей лживости евреев и их склонности к обману[11]. Идеи Дома были в русле германской традиции Просвещения (нем. Aufklärung), которая на первое место ставила интересы общества[12].

Публикация вызвала широкий интерес и бурное обсуждение как среди евреев, так и среди христиан. Некоторые даже обвиняли фон Дома в подкупе со стороны евреев[8]. Идеи фон Дома повлияли на принятие австрийским императором Иосифом II в 1782 году «Указа о терпимости», отменявшего многие ограничения прав евреев[13]. Переведённый на французский язык графом Оноре де Мирабо, трактат Дома также стал основой для принятия решения Конвента в 1791 году о предоставлении французским евреям равных с христианами гражданских прав[14][15].

Кроме наиболее известного трактата «О гражданском совершенствовании евреев», также перевёл с французского эссе Фридриха II «О немецкой литературе. Недостатки в коих её можно упрекнуть, их причины и способы к их улучшению»[6]. Творческое наследие Дома составляет в общей сложности около 20 книг, меморандумы, переводы и эссе, а также множество журнальных статей[5]. В Госларе с 1804 года существует основанная фон Домом гимназия, которая сейчас носит его имя[16].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Laue, Günter: Christian Wilhelm von Dohm, geprägt durch seine Heimatstadt Lemgo? Архивная копия от 12 июля 2015 на Wayback Machine In: Lippische Mitteilungen aus Geschichte und Landeskunde, Bd. 70, 2001: s. 231—250.
  2. Dohm, Christian Conrad Wilhelm: Carl Bonnets psychologischer Versuch, als eine Einleitung zu seinen philosophieschen Schriften; aus dem Französischen übersetzt und mit einigen Anmerkungen begleitet. Lemgo 1773
  3. Dohm, Christian Conrad Wilhelm (нем.). Hessische Biografie. Landesgeschichtliches Informationssystem Hessen. Дата обращения: 20 мая 2015. Архивировано 18 мая 2015 года.
  4. Allgemeine Deutsche Biographie, 1877.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 Günter Laue. Christian Wilhelm von Dohm (1751 - 1820) (нем.) (недоступная ссылка). lemgo.net (2000). Дата обращения: 17 мая 2015. Архивировано 14 июня 2015 года.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 Александр фон Гумбольдт. Вестник Европы. — Libra Press, 2015. — С. 19. — 298 с. — ISBN 9785990644007. Архивная копия от 22 мая 2015 на Wayback Machine
  7. Даниэль Роше. Мир Просвещения. Исторический словарь. — Институт всеобщей истории РАН, 2003. — С. 106. — 666 с.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 DOHM, CHRISTIAN WILHELM VON (англ.). Jewish Encyclopedia. Дата обращения: 17 мая 2015. Архивировано 17 марта 2015 года.
  9. Клиер, 2000, с. 69-71.
  10. Эмансипация — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  11. Поляков Л. Христианская Европа. IX. Заря Нового времени. Германия // История антисемитизма / Перевод с французского. — М.: Арт-Бизнес-Центр, 1997. — Т. 1 Эпоха веры. — 427 с. — ISBN 5-7287-0099-3. Архивная копия от 18 мая 2015 на Wayback Machine
  12. Клиер, 2000, с. 71-72.
  13. Евгений Беркович. Одиссея Петера Прингсхайма. 7 искусств. Дата обращения: 20 мая 2015. Архивировано 20 мая 2015 года.
  14. Грета Ионкис. Евреи и немцы: в контексте истории и культуры. — Алетейя, 2009. — С. 112. — 400 с. — (Русское зарубежье). — ISBN 9785914192089.
  15. дьо Фонтен, Франсоа. История на антисемитизма, От кръстоносните походи до еманципацията, IV.Еманципацията, 1.Произход, стр. 72 (болг.). — Кама, ISBN 954-9890-29-5, 2002. (болг.)
  16. Stiftungsgelder erleichtern den Start ins Studium in 2015 Архивная копия от 18 мая 2015 на Wayback Machine

Литература

Ссылки