Доля ты русская, долюшка женская

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Доля ты русская, долюшка женская
(Из тьмы прошлого)
Автор
сценария
Мария Сверчкова
Оператор Николай Козловский
Кинокомпания Ленфильм / Севзапкино / 1-й Петроградский коллектив артистов экрана

«Доля ты русская, долюшка женская» — советский немой чёрно-белый фильм 1922 года. Первый художественный фильм студии «Ленфильм». Название фильма — реминисценция стихов Николая Алексеевича Некрасова, ставших символом трудной судьбы женщины-крестьянки[1]. Фильм не сохранился.

До 1922 года Петроградский кинокомитет, будущий «Ленфильм», снимал только агитационные картины[2][3][4]. Всего в 1922 году в СССР было выпущено шесть игровых фильмов[5]. Фильм не являлся агитационным, тем не менее киножурнал АРК рекомендовал использовать его «как материал для женотдельской работы в качестве иллюстрации положения женщин до революции»[6].

В работе над фильмом участвовал оператор Николай Козловский, снявший до этого в 1908 году первый русский художественный фильм «Понизовая вольница». В фильме «Доля ты русская» состоялся актёрский дебют в кино будущего режиссёра Григория Александрова[7] и актрисы Вероники Бужинской.

Сюжет

Фильм утрачен и сюжет в подробностях не известен. По утверждению киноведа Александра Позднякова «Доля ты русская, долюшка женская» является первой советской мелодрамой[8].

Действие разворачивается на селе. Главная героиня Мариша, родом из зажиточной крестьянской семьи, влюбляется в кучера Якова, но её отец противится такому браку. Влюблённая пара вынуждена встречаться тайком. С рождением у Мариши ребёнка Яков прекращает с ней отношения. Молодая мать не выдерживает давления со стороны деревенских обывателей и решается на уход из жизни вместе с ребёнком, бросившись в реку с сыном на руках[9].

Актёры и роли

  • Н. Гасилов — Егор, зажиточный крестьянин
  • Урсула Круг — Анна, жена Егора
  • Елена Чайка — Мариша, дочь Егора
  • Григорий Александров — Василий, сын Егора
  • Вероника Бужинская — Марья, жена Василия
  • Лазарь Анци-Половский — Пантелеймон, собутыльник Егора
  • Василий Кожура — Яков, кучер помещика
  • Фёдор Мишин — отец Мефодий, сельский священник
  • Д. Броневицкий — помещик
  • Мария Багильдз — помещица
  • А. Рудин — молодой цыган
  • Е. Клименко — старая цыганка

Примечания

  1. Киноведческие записки, Выпуски 89-90 — Всесоюзный научно-исследовательский институт киноискусства, Госкино СССР, 2008 — стр. 124
  2. Из истории кино: материалы и документы, Объёмы 3-5 — Изд-во Академии наук СССР., 1960 — стр. 138
  3. Киностудии «Ленфильм» исполнилось 90 лет Архивная копия от 21 сентября 2018 на Wayback Machine // РБК, 30 апреля 2008
  4. Ирина Корнеева — В эфире Архивная копия от 21 сентября 2018 на Wayback Machine // Российская газета — Столичный выпуск № 4649 за 28 апреля 2008
  5. Сергей Карпович Братолюбов — На заре советской кинематографии: из истории киноорганизаций Петрограда-Ленинграда 1918—1925 годов — Искусство, Ленингр. отд-ние, 1976—165 с. — стр. 46
  6. Наталия Борисовна Лебина, Александр Николаевич Чистиков, Дмитрий Буланин, — Обыватель и реформы: картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия, 2003—339 с. — стр. 140
  7. Сергей Юткевич, Юрий Сергеевич Афанасьев — Кино: энциклопедический словарь — Советская энциклопедия, 1986—637 с. -стр. 17
  8. Анна Кострова — Питерскую мелодраму породил НЭП Архивная копия от 21 сентября 2018 на Wayback Machine // Невское время, 23 июня 2007
  9. Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918—2003) — 2004.

Источники

  • Доля ты русская, долюшка женская // Советские художественные фильмы: Немые фильмы, 1918—1935 — Всесоюзный государственный фонд кинофильмов — Москва: Искусство, 1961 — стр. 33
  • Доля ты русская, долюшка женская // Киностудия «Ленфильм», 2018