Дольчи, Карло

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карло Дольчи
итал. Carlo Dolci
К. Дольчи. АвтопортретК. Дольчи. Автопортрет
Место рождения Флоренция
Место смерти Флоренция
Стиль барокко

Карло Дольчи (итал. Carlo Dolci; 25 мая 1616, Флоренция — 17 января 1686, там же) — флорентийский художник зрелого барокко.

Ещё ребёнком, отправленный на обучение в художественную школу Якопо Виньяли, показал недюжинное дарование в области живописи. К началу 1640-х годов под воздействием «светло-тёмной» манеры художника Гвидо Рени, придаёт своим полотнам более интенсивное, красочное выражение. Через десять лет, в 1650-е годы, большее внимание уделяет вырисовке фигур на заднем плане картин. В эти годы и позднее развивает традиции Филиппо Липпи и Перуджино. В конце жизни Дольчи делает изображения своих персонажей на картинах более неподвижными и тяжёлыми, дабы подчеркнуть их религиозность.

Дольчи был знаменит своей набожностью и тщательной проработкой полотен. Рассказывали, что к каждой Пасхе он создавал новое изображение Христа в терновом венце. «Скоропишущий» Лука Джордано, за это своё качество получивший прозвище Лука Фа-Престо, советовал ему писать быстрее, дабы не умереть от голода, и в качестве примера за пять часов написал больше, чем Дольчи за несколько месяцев; после этого старый мастер впал в отчаяние и до последнего дня жизни пребывал в депрессии. На склоне лет ему помогала в мастерской дочь Агнесса (Аньезе); впрочем, её кисть практически неотличима от отцовской.

В период сентиментализма (конец XVIII века) Дольчи был в большой моде у знатных ценителей искусства, которые вывезли многие его произведения в северную половину Европы. Однако лет через сто наступила реакция, и А. К. Толстой называл Дольчи «самым пакостным» из итальянских живописцев («ненавижу этого лизуна, писавшего более языком, чем кистью»[1]).

Примечания

  1. Толстой А. К. Собр. соч. в 4 томах. Т. 4. — М., 1964. — С. 101—102.
  2. Иоанн Евангелист. Итальянская живопись VIII-XX веков из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Дата обращения: 19 мая 2016. Архивировано 20 мая 2016 года.