Доблесть (Макиавелли)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Макиавелли в мантии флорентийского чиновника

Вирту (Virtù) — это концепция, разработанная Никколо Макиавелли, которая заключается в теории, согласно которой народ или его лидер обладают особым боевым духом и способностями[1]. В более широком значении, термин означает большой набор характеристик, необходимых для поддержания государства и «достижения великих дел»[2][3].

Во вторичном развитии это же слово стало обозначать предмет искусства.

Классическое и средневековое происхождение

Virtù, итальянское слово, означающее «добродетель» или «силу»[4], происходит от латинского virtus (букв. «мужественность»). Он описывает качества, желательные для мужчины, в отличие от vizio (порок). В итальянском языке термин virtù исторически связан с греческим понятием arete, латинским virtus и средневековыми католическими добродетелями, например, Семью добродетелями . Таким образом, использование этого термина Макиавелли связано с концепцией этики добродетели .

Аристотель рано поднял вопрос, «должны ли мы считать добродетель хорошего человека и добродетель добропорядочного гражданина одной и той же добродетелью»[5]; Фома Аквинский подчеркивал, что иногда «кто-то является хорошим гражданином, у которого нет качеств […] хорошего человека»[6].

Макиавелли предлагает иной набор добродетелей, нежели Аристотель и Фома Аквинский, уделяя меньший акцент на благодеянии и согласии с большим упором на мужество. Согласно Макиавелли, добродетель включает в себя гордость, храбрость, мастерство, силу и определенную безжалостность в сочетании с готовностью творить зло, когда это необходимо[7].

Флорентийские гуманисты о вирту

Флорентийские республиканцы на рубеже 16-го века, такие как Франческо Гвиччардини, заново открыли классическую концепцию добродетели активного гражданина и искали в ней ответ на проблемы сохранения независимости города-государства, которым являлась Флоренция[8].

Макиавелли расширил изучение классической добродетели в смысле мастерства, доблести и лидерства, чтобы отнести это понятие также и для отдельного князя или военачальника[9].

Virtù для Макиавелли не был эквивалентом моральной добродетели, а был ближе к понятию национальных интересов. Действительно, то, что было хорошо для князя, может противоречить тому, что хорошо нравственно как в классическом, так и в христианском смысле.

Влияние

И позитивная макиавеллистская идеализация добродетелей древнеримского республиканизма, и негативный образ virtù как реальной политики вошло в европейское сознание в последующие столетия[10].

Художественная ценность

Вторичным английским значением, разработанным в 18 веке, было любопытство или предмет искусства — как нечто ценное само по себе[11]. Таким образом, Гораций Уолпол мог ссылаться на «мои книги, мою добродетель (virtus) и другие мои безумия»[12].

См. также

Примечания

  1. Machiavelli and the politics of virtue. Дата обращения: 20 февраля 2022. Архивировано 20 февраля 2022 года.
  2. Machiavelli’s Virtue Архивная копия от 20 февраля 2022 на Wayback Machine by Harvey Mansfield
  3. Skinner, Quentin. The Foundations of Modern Political Thought: Volume 2, The Age of Reformation : [англ.]. — Cambridge University Press, 1978-11-30. — ISBN 9780521294355. Архивная копия от 20 февраля 2022 на Wayback Machine
  4. Virtù - Wiktionary. Дата обращения: 20 февраля 2022. Архивировано 20 февраля 2022 года.
  5. Aristotle, The Politics (1992) p. 179
  6. Walter Ullmann, A History of Political Thought: The Middle Ages (1965) p. 176
  7. Mansfield, Harvey C. Machiavelli's Virtue : [англ.]. — University of Chicago Press, 1998-02-25. — ISBN 9780226503721. Архивная копия от 20 февраля 2022 на Wayback Machine
  8. J. H. Hexter, On Historians (1979) p. 276-9
  9. Jack Donnelly, Realism and International Relations (2000) p. 175-7
  10. J. G. A. Pocock ed., The Varieties of British Political Thought, 1500—1800 (1996) p. 58 and p. 68
  11. Ezra Pound, Ezra Pound and the Visual Arts (1980) p. 65
  12. Quoted in 'Virtu', H. Osborne ed., The Oxford Companion to Art (Bath 1992) p. 1195