Днепров, Митрофан Иванович
Митрофан Днепров | |
---|---|
Основная информация | |
Имя при рождении |
Митрофан Иванович Погребенченко |
Дата рождения | 1 [13] июня 1881 |
Место рождения | Усмань, Тамбовская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 11 января 1966 |
Место смерти | Москва, РСФСР, СССР |
Страна | |
Профессии | певец |
Жанры | опера, оперетта |
Псевдонимы | Загребин, Днепров |
Коллективы | МТО |
Награды | |
Митрофа́н Ива́нович Днепро́в (настоящая фамилия Погребе́нченко; 1 [13] июня 1881, Усмань, Тамбовская губерния[3][4] — 11 января 1966, Москва[4] или Белая Церковь[5]) ― артист оперы и оперетты (баритон), режиссёр, заслуженный артист РСФСР (1947).
Биография
Судьба его была необыкновенной. Хотя в то время на сцену шли люди из разных слоёв общества: были артисты из чиновников, из кавалерийских офицеров, из помещиков-дворян, — но прийти на сцену из монастыря, из монастырских послушников, притом на сцену опереточного театра, — это было редчайшим явлением даже для давно минувшего времени.[6]
Митрофан Иванович Днепров родился 1 [13] июня 1881 года в Усмани в небогатой многодетной семье Погребенченко[7], отличавшейся религиозностью. С малых лет мальчик пел дома по вечерам молитвы и духовные песни. Когда ему исполнилось семь лет, регент Трубяченский взял его в соборный хор. Обладавший феноменальным дискантом Митрофан обратил на себя внимание епископа Иеронима — человека музыкально образованного, который и увёз его в Тамбовский архиерейский хор. 1893 году регент этого хора И. Я. Тернов был призван митрополитом Палладием в Санкт-Петербург вместе с лучшими певцами хора — в числе двух избранных мальчиков оказался и Митрофан. Перед отъездом он навестил родных в Усмани, где узнал, что отец «прогорел» и собирался с семьей переехать в Воронеж.
В новом хоре Митрофан пробыл четыре года, пользовался любовью Палладия, был приглашён им к себе в качестве литературного чтеца и оставался в этой должности до самой смерти иерарха в 1898 году. Не будучи подготовленным ни к какой деятельности, Митрофан остался после кончины митрополита послушником Александро-Невской лавры. Пребывая в этом состоянии в продолжении четырёх лет, выдержал экзамен на должность помощника регента при регентских курсах, получил звание регента второго разряда и группу певцов. Стал зарабатывать деньги и помогать своей семье.
Параллельно монастырскому служению имевший с детства призвание к музыкальной деятельности Митрофан выступал в качестве любителя-баритона при Алексеевской[8] земской школе, где его заметил преподаватель пения О. О. Бестрих. Содержавший в Санкт-Петербурге свои курсы преподаватель предложил Митрофану бесплатное обучение. Во время учёбы в 1900―1906 годах наряду с классом вокала он посещал и оперный класс. Скрываясь от монастырского начальства, на курсах Митрофан значился под фамилией Загребин. Под этим псевдонимом началась и его сценическая карьера. В 1901 году он первые выступил перед широкой публикой ― это были бесплатные воскресные концерты для рабочих фарфорового завода.
Вскоре Митрофан Иванович ушёл из лавры и стал псаломщиком в церкви Ильи Пророка на Охтинском пороховом заводе. Ему предоставили квартиру в три комнаты с садом и огородом, и он выписал к себе своих родных: отца, мать, трёх сестёр и брата. Церковное начальство Митрофана знало, что он учится пению, но не ведало, что тот поёт в концертах. Часто ему приходилось выступать в театре при Охтинском заводе, в церкви близ которого он служил, и спасал его от разоблачения только хорошо наложенный грим.
О. О. Бестрих устраивал для курсантов гастрольные поездки по городам, которые являлись хорошей сценической школой, и со временем Митрофану Ивановичу пришлось оставить службу псаломщика и всецело отдаться театральному искусству. Семья его вернулась в Воронеж. А Митрофан Иванович продолжил выступать в оперных спектаклях Бестриха, взяв новый псевдоним — Днепров. После блестящего окончания курсов он отправился с артистами Императорских театров в турне по России на амплуа первого баритона. Тогда М. И. Днепров исполнял оперные партии. В 1907 году он пел в Екатеринбурге, в июне того же года гастролировал в Самаре в составе Санкт-Петербургского Оперного товарищества под руководством М. Ф. Шигаевой — здесь выступил в партии Князя Елецкого («Пиковая дама» П. И. Чайковского).
Но недолго оставался Днепров адептом серьёзной музыки. Материальные обстоятельства заставили его остановиться на карьере в «лёгком» жанре, где Митрофан Иванович сразу занял видное положение. Осенью 1907 года М. И. Днепров подписал свой первый контракт с известным опереточным дирижёром и антрепренёром А. А. Тонни на зимний сезон в Харькове. Дебютировал в партии маркиза Анри де Корневиль («Корневильские колокола» Р. Планкета). С этого времени участвовал только в опереточных антрепризах А. Э. Блюменталь-Тамарина, Я. В. Щукина, И. C. Зона в московском театре «Буфф», Е. В. Потопчиной в «Никитском театре», М. П. Ливского в московском «Эрмитаже», в театре К. Н. Незлобина на Рижском взморье, в антрепризе А. И. Сибирякова в одесском Городском театре. Выступая в Москве (два сезона) и такой крупной провинции как Киев, Одесса, Днепров повсюду пользовался большим успехом, внося на сцену массу веселья и разнообразия. Лучшие роли артиста в этот период: Сергей и Гастон («Ночь любви» и «Тайны гарема» В. П. Валентинова), граф Данило Данилович («Весёлая вдова» Ф. Легара) и многие другие.
27 января 1921 года Днепров принимал участие в концерте в Доме Союзов совместно с Ф. И. Шаляпиным, А. В. Неждановой, А. М. Балашовой, М. Р. Рейзен, Л. А. Жуковым, И. М. Москвиным, В. Ф. Грибуниным, Б. П. Поповым, Б. С. Борисовым и Т. Я. Бах. У рояля — Ф. Ф. Кёнеман, Н. С. Голованов и М. О. Николаевский, конферансье — Я. Д. Южный.
В 1921―1923 годах гастролировал в Польше, Германии, Франции.
С 1923 года М. И. Днепров снова в Москве в Товариществе Московской оперетты, с 1924 года ― в «Новом театре оперетты». В 1927―1932 и 1939―1951 годах ― артист Московского театра оперетты.
Шесть лет ― с 1933 по 1939 год ― он гастролировал с группой концертантов. Объездил Украину был на Кубани, в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ташкенте, Самарканде, Ашхабаде, Баку, Красноводске, Тбилиси, Батуми, Сухуми, Гаграх, в городах центральной России, Сибири и в столицах Прибалтийских советских республик.
В годы Великой Отечественной войны театр оперетты эвакуировали, но М. И. Днепров остался в Москве. Вместе с другими артистами он участвовал в концертах в госпиталях, выезжал в воинские части.
В 1946―1947 годах работал в качестве режиссёра в Пятигорском театре музыкальной комедии и поставил в нём «Свадьбу в Малиновке» Б. А. Александрова, «Сильву» и «Баядеру»[1] И. Кальмана.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 ноября 1947 года М. И. Днепрову присвоено звание Заслуженный артист РСФСР.
24 октября 1951 года на вечере в Центральном Доме актёра с 70-летием М. И. Днепрова поздравили коллеги по театру оперетты и многие деятели искусства и культуры — среди них Е. Д. Турчанинова, Л. В. Никулин, Н. Г. Райский, Л. О. Утёсов; приветственные письма направили Е. В. Гельцер, А. А. Яблочкина, И. С. Козловский. В этом же юбилейном году Митрофан Иванович принял непростое для него решение о завершении сценической деятельности.
В 1961 году была издана книга воспоминаний М. И. Днепрова «Полвека в оперетте».
Митрофан Иванович Днепров умер 11 января 1966 года в Москве.
Творчество
М. И. Днепров всегда сохранял хороший вкус в исполнении, не путая комедийность, развлекательность, «лёгкость» жанра — c пошлостью. Он любил музыку Легара, Оффенбаха, Кальмана, и эта любовь передавалась зрителям. Его искусство оставляло ощущение радости, за что артист и получил точную характеристику — «солнечный баритон».[9]
За полвека на сцене Днепров сыграл ведущие роли почти во всех классических и советских опереттах. Его партнёршами по жанру были: Е. А. Алези-Вольская, Т. Я. Бах, А. Д. Вяльцева, Е. В. Грановская, В. В. Кавецкая, И. Я. Кремер, Н. Ф. Легар-Лейнгардт, Сарра Лин (Салина), К. И. Милич, Ф. С. Мухтарова, М. П. Никитина, К. М. Новикова, В. И. Пионтковская, Р. М. Раисова, З. Л. Светланова, Н. И. Тамара, Н. М. Токарева. В опере: М. Н. Кузнецова-Бенуа, Л. Я. Липковская.
Оперные партии
- «Демон» (А. Г. Рубинштейн) ― Демон
- «Пиковая дама» (П. И. Чайковский) ― Елецкий
- «Мазепа» (П. И. Чайковский) ― Мазепа
- «Евгений Онегин» (П. И. Чайковский) ― Онегин
- «Фауст» (Ш. Гуно) ― Валентин
- «Риголетто» (Дж. Верди) ― Риголетто
- «Кармен» (Ж. Бизе) ― Эскамильо
- «Паяцы» (Р. Леонкавалло) ― Сильвио
Роли в оперетте
- «Корневильские колокола» (Р. Планкет) ― Маркиз де Корневиль
- «Гейша» (С. Джонс) ― Фэрфакс
- «Польская кровь» (О. Недбал) ― Болеслав
- «Перикола» (Ж. Оффенбах) ― Пикильо
- «Прекрасная Елена» (Ж. Оффенбах) ― Парис
- «Весёлая вдова» (Ф. Легар) ― Граф Данило
- «Продавец птиц» (К. Целлер) ― Адам
- «Мартин―рудокоп» (К. Целлер) ― Мартин
- «Принцесса цирка» (И. Кальман) ― Мистер Икс.
- «Баядера»[1] (И. Кальман) ― Раджами
- «Сильва» (И. Кальман) ― Эдвин
- «Сильва» (И. Кальман) ― Бони
- «Сильва» (И. Кальман) ― Ферри
- «Чёрная роза» (В. Гётце) ― Сентуччио
- «Женихи» (И. О. Дунаевский) ― Маркёр
- «Свадьба в Малиновке» (Б. А. Александров) ― Назар Дума
- «Год спустя» (Б. А. Александров) ― Корецкий
- «На берегу Амура» (М. И. Блантер) ― Савчук
- «Беспокойное счастье» (Ю. С. Милютин) ― Игонин
- «Акулина» (И. Н. Ковнер) ― Муромский
Режиссёрские работы
- «Баядера»[1] (И. Кальман)
- «Сильва» (И. Кальман)
- «Свадьба в Малиновке» (Б. А. Александров)
Фильмография
Сочинения
- Днепров М. И. Полвека в оперетте / Подготовка книги Ю. Г. Шуба. Предисловие Л. В. Никулина. — М.: Искусство, 1961. — 168 с. — 14 000 экз.
Награды и звания
- Заслуженный артист РСФСР (1947)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 В 1920―1940-е годы в СССР для оперетты использовалось название «Баядерка»
- ↑ Дуэт с К. И. Милич
- ↑ Иванов А. С. Днепров, Митрофан Иванович // Театральная энциклопедия: в 6 т. / Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия, 1963. — Т. 2: Гловацкий — Кетуракис. — С. С. 229 (стб. 457). — 1216 стб., 608 с. — 43 000 экз.
- ↑ 4,0 4,1 Зарубин В. И. Днепров Митрофан Иванович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2: Гондольера — Корсов. — С. 229 (стб. 457). — 960 стб., 480 с. — 102 000 экз.
- ↑ Днепров, Митрофан Иванович / Большая биографическая энциклопедия, 2009 .
- ↑ Никулин Л. В. М. И. Днепров // Полвека в оперетте / Автор М. И. Днепров. — М.: Искусство, 1961. — С. 3—5. — 168 с. — 14 000 экз.
- ↑ Днепров, Митрофан Иванович . Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 28 ноября 2021 года.
- ↑ Предположительно, так следует воспринимать сокращение «Алекс.»
- ↑ Тихонова Н. Страницы из семейного альбома Митрофана Днепрова // Советская эстрада и цирк. — М., 1986. № 11, ноябрь.
- ↑ Фильм не сохранился
Литература
- М. И. Днѣпровъ // Юбилейное историческое и художественное изданiе въ память 300-лѣтия царствованiя державнаго Дома Романовыхъ / Изданiе М. С. Гугеля. — М.: Типографiя В. М. Саблина, Фото-цинкографiя Генегаръ и К°, 1913. — 542 с.
- Ярон Г. М. О любимом жанре. — М.: Искусство, 1960. — С. 29, 80, 116, 117, 120, 124, 126, 129, 152, 154, 195. — 254 с. — 10 000 экз.
- Иванов А. С. Днепров, Митрофан Иванович // Театральная энциклопедия: в 6 т. / Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия, 1963. — Т. 2: Гловацкий — Кетуракис. — С. 229 (стб. 457). — 1216 стб., 608 с. — 43 000 экз.
- Андреев Н. Наш земляк Митрофан Днепров // Новая жизнь [Усманский район]. — 1970. – 6 октября. — С. 3.
- Андреев Н. Дорога в оперу // Ленинское знамя. — 1971. – 19 июня.
- Зарубин В. И. Днепров Митрофан Иванович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2: Гондольера — Корсов. — С. 133 (265—266 стб.). — 958 стб., 480 с. — 102 000 экз.
- Тихонова Н. Страницы из семейного альбома Митрофана Днепрова // Советская эстрада и цирк. — М., 1986. № 11, ноябрь.
- Пружанский А. М. ДНЕПРОВ Митрофан Иванович // Отечественные певцы: 1750—1917. Словарь. — М.: Советский композитор, 1991. — Т. 1: А—П. — С. 148—149, 165. — 424 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-85285-151-5.
- Комяков Д. Полвека в оперетте // Новая жизнь [Усманский район]. — 1991. – 11 июня. — С. 4.
- Елисеев В. В. Днепров Митрофан Иванович // Липецкая энциклопедия / Ред. и сост. Б. М. Шальнев, В. В. Шахов. — Липецк, 1999. — Т. 1. А―Ё. — С. 337–338. — 395 с. — 2000 экз. — ISBN 5-22100-077-6.
- Шмыга Т. И. Счастье мне улыбалось. — М.: Вагриус, 2001. — 316 с. — 7000 экз. — ISBN 5-264-00510-9.
- Казьмин О. А., Казьмина Е. О. Днепров Митрофан Иванович // Тамбовская энциклопедия / Гл. ред. Л. Г. Протасов. — Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2004. — С. 166. — 708 с. — 2000 экз. — ISBN 5-98407-003-0.
- Казьмин О. А., Казьмина Е. О. Днепров Митрофан Иванович // Тамбовская энциклопедия / Гл. ред. А. Ю. Ильин. — Изд. 2-е, испр., перераб. и доп.. — Тамбов: Центр поддержки музейного дела «Провинциальные усадьбы», 2020. — С. 227. — 1015 с. — 3500 экз. — ISBN 978-5-6045357-0-7.
Ссылки
- Днепров Митрофан Иванович (1881—1966) / ЛОУНБ: Краеведение. Культура Архивная копия от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
- Днепров Митрофан Иванович (1881—1966) / ЛОУНБ: Знаменитые люди Липецкой области Архивная копия от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
- Днепров Митрофан Иванович (1881—1966) / ЛОУНБ: Краеведческий календарь «События и даты Липецкого края» Архивная копия от 9 декабря 2021 на Wayback Machine
- Днепров Митрофан Иванович / Тамбовская энциклопедия Архивная копия от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
- Днепров Митрофан Иванович / Уроженцы города Усмань Архивная копия от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
- Днепров, Митрофан Иванович / Большая биографическая энциклопедия, 2009
- Юбилейный вечер артиста оперетты Митрофана Ивановича Днепрова (Центральный Дом актёра, 24.10.1951) / Театрология Архивная копия от 12 декабря 2021 на Wayback Machine
- История театра / Московский театр оперетты Архивная копия от 7 ноября 2021 на Wayback Machine
- Страницы из семейного альбома Митрофана Днепрова / В мире цирка и эстрады Архивная копия от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
- Митрофан Днепров / Актёры прошлых лет Архивная копия от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
- Днепров, Митрофан Иванович / Музей «Собрание» Архивная копия от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
- Днепров Митрофан / Каталог советских пластинок Архивная копия от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
- Митрофан Днепров / Discogs Архивная копия от 29 ноября 2021 на Wayback Machine