Диакритические знаки
Эта страница или раздел содержит специальные символы Unicode. Если у вас отсутствуют необходимые шрифты, некоторые символы могут отображаться неправильно. |
Диакрити́ческие зна́ки (др.-греч. διακριτικός — «служащий для различения», от др.-греч. κριτικός — «способный различать»):
- в лингвистике — различные надстрочные, подстрочные, реже внутристрочные знаки, применяемые в буквенных (в том числе консонантных) и слоговых системах письма не как самостоятельные обозначения звуков, а для изменения или уточнения значения других знаков;
- в типографике — элементы письменности, модифицирующие начертание знаков и обычно набираемые отдельно[1].
Иногда дополнительно требуют, чтобы диакритические знаки были меньшего размера, чем буквы.
Система диакритических знаков какой-либо письменности или текста также называется диакри́тикой.
В некоторых случаях с одной буквой могут употребляться одновременно два, три или даже четыре диакритических знака: ặ, ṩ, ᶑ, ᾧ.
Огласовки в консонантных системах письма (например, в иврите, арабском и сирийском языках), по внешнему виду близкие к диакритическим знакам, по смыслу являются скорее особой разновидностью букв.
К диакритикам прибегают в случае, если букв алфавита не хватает для передачи звуков речи или же для смыслоразличения. Основной альтернативой диакритикам при звукоразличении служат сочетания двух (диграфы), трёх (триграфы) и более букв для обозначения одного звука. Например, звук [ʃ] передаётся буквой š в ряде языков, или диграфом ch во французском, португальском, или sh в английском, или триграфом sch в немецком. Диакритики употребляются как с гласными, так и с согласными буквами. Основной недостаток диакритиков — загромождение письма мелкими, но важными деталями, опущение которых может привести к серьёзным ошибкам. Существуют языки, в которых диакритические знаки не столь распространены (русский) или практически не используются (английский). В некоторых случаях имеется тенденция к вытеснению диакритизованных букв диграфами (немецкий: ö → ое в печатном тексте и компьютеризации, однако с развитием поддержки умляутов это явление практически сошло на нет).
История
Древнейшими диакритическими знаками были, вероятно, древнегреческие знаки ударения и придыхания, изобретение которых приписывается Аристофану Византийскому.
Диакритики широко используются в языках, использующих латинский алфавит. Это связано с тем, что в классическом латинском языке не было шипящих звуков, носовых гласных, палатализованных (смягчённых) согласных, которые имелись или развились в других языках, особенно неродственных. Так, если в итальянском возможна передача шипящих чисто позиционно (например, в слове città «читта» — «город», где c+i автоматически означают шипящий звук), то в других языках, не связанных с латынью, это невозможно. Наиболее загружены звукоразличительными диакритиками чешский, словацкий, турецкий, румынский, польский, латышский, литовский, вьетнамский алфавиты.[источник не указан 2384 дня] В португальском и французском языках сильной диакритизации подвергаются гласные буквы (ê, è, ë, ï, ã) — как звуко- и смыслоразличительной, так и чисто этимологической: île < лат. insula «остров». В романских языках имеется и особый диакритизованный согласный ç, в испанском — буква ñ, возникшая в результате надстрочного «двухэтажного» написания двух букв nn в латинских словах типа annum > anno > año «год».
Классификация
Диакритические знаки можно классифицировать различными способами.
- По месту начертания: надстрочные, подстрочные, внутристрочные.
- По способу начертания: свободно приставляемые к основному знаку или требующие изменить и его форму.
- По фонетико-орфографическому значению (классификация неполная и категории не взаимоисключающие):
- знаки, имеющие фонетическое значение (влияющие на произношение):
- знаки, придающие букве новое звуковое значение, отличное от обычного алфавитного (например, чешские č, ř, ž);
- знаки, уточняющие варианты произношения какого-либо звука (например, французские é, è, ê);
- знаки, указывающие на то, что буква сохраняет своё стандартное значение в таком окружении, когда её звучание должно меняться (например, французские же ï);
- просодические знаки (уточняющие количественные параметры звука: длительность, силу, высоту и т. п.):
- знаки, имеющие только орфографическое значение, но не влияющие на произношение:
- знаки, позволяющие избегать омографии (например, в церковнославянском различаются твор. пад. ед. числа «ма́лымъ» и дат. пад. множ. числа «мâлымъ»; в испанском si «если» и Sí «да»);
- знаки, ничего не обозначающие и использующиеся по традиции (например, придыхание в церковнославянском, которое всегда пишется над первой буквой слова, если та — гласная);
- знаки иероглифического значения (считаются диакритическими только с позиций типографики):
- знаки, указывающие на сокращённое или условное написание (например, титла в церковнославянском);
- знаки, указывающие на применение букв для других целей (те же титла в кириллической записи чисел).
- знаки, имеющие фонетическое значение (влияющие на произношение):
- По формальному статусу:
- знаки, с помощью которых образуются новые буквы алфавита (в западной терминологии их иногда называют модификаторами, а не собственно диакритическими знаками);
- знаки, сочетания букв с которыми не считается отдельной буквой (такие диакритические знаки обычно не влияют на порядок алфавитной сортировки).
- По обязательности использования:
- знаки, отсутствие которых делает текст орфографически неверным, а иногда и нечитаемым,
- знаки, используемые только в особых обстоятельствах: в книгах для начального обучения чтению, в священных текстах, в редких словах с неоднозначным чтением и т. п.
При необходимости (например, в случае технических ограничений) диакритический знак может опускаться, иногда со вставкой или заменой букв слова.
Одинаково выглядящие диакритические знаки могут иметь разное значение, название и статус в различных языках и системах письма.
Отнесение того или иного элемента графической системы к диакритическим знакам в большой мере условно. Так, в современной русской письменности можно найти «диакритические знаки» разной бесспорности (от абсолютной до почти нулевой):
- ударения — ставятся только в редких случаях и не образуют новых букв;
- две точки над «ё» — образует новую букву, но часто опускается;
- кратка над «й» — образует новую букву и никогда не опускается;
- надчёркивание и подчёркивание похоже выглядящих при письме от руки букв т (т) и ш (ш);
- буква «ь» как таковая (может рассматриваться как диакритический знак при предыдущей согласной);
- хвостик у «щ» — является неотъемлемой частью буквы, но может быть воспринят как диакритический знак при формальном анализе и сравнении букв алфавита.
Основные диакритические знаки
Замечание. Сколько-нибудь устоявшихся русских названий для большинства диакритических знаков нет. В настоящее время конкурируют:
- традиционная система филологического толка, в которой у одного (по форме) знака может быть много названий, употребляемых в зависимости от того, о каком языке идёт речь: так, одно и то же надстрочное двоеточие применительно к немецкому языку будет названо «умляут» (в последнее время также «умлаут»), ко французскому — «трема», а к русскому — чаще всего просто «две точки»;
- приблизительные описания формы («птичка», «крышечка», «крючок» и т. п.);
- калька с английской компьютерной терминологии (прежде всего из Юникода), которая даже в оригинале достаточно условна, спорна и внутренне противоречива.
Дополнительно усложняет ситуацию и тот факт, что два разных в одном языке знака в другом могут оказаться взаимозаменяемыми шрифтовыми вариантами.
Описание, код | Пример | Возможное использование |
---|---|---|
Неслитные надстрочные знаки | ||
/-образный штрих над буквой U+0301 |
á | 1. Острое ударение — диакритический значок над буквой, используемый в греческом, романских, славянских и мн. др. языках. Для обозначения именно «острого ударения» как явления в других языках в русском можно встретить сразу несколько терминов, например,
2. В русском языке используется термин «ударение» («знак ударения»), что связано с наличием всего одного вида ударения в языке (усиление голосом тона гласного звука, на который падает ударение). Используется в учебной литературе, словарях, либо для разрешения неясности (например, «бо́льшим»). |
ń, ѓ | черта (польск. kreska («крэ́ска» — черта, линия)) в польском обозначает специфическое смягчение согласных, а над ó — произношение как [u]; то же смягчающее значение используется в лужицких, хорватском, македонском и некоторых других языках | |
á | в чешском, словацком и венгерском — показатель долготы гласных | |
á | в транскрипции пиньинь китайского языка над гласным обозначает восходящий тон | |
\-образный штрих над буквой U+0300 |
à | тяжёлое ударение[комм. 1]: др.-греч. βᾰρεῖα, ц.-сл. вария, лат. gravis (гравис), фр. accent grave, англ. grave; используется в греческом (политоническая орфография), романских (прежде всего во французском), южнославянских и мн. др. языках |
à | в транскрипции пиньинь китайского языка над гласным обозначает нисходящий тон | |
надстрочное двоеточие U+0308 |
ë, ï, ü | знак раздельного чтения буквосочетаний: греч. diaeresis или dialytika, греч. и фр. trema (трема); используется в греческом, романских и некоторых других языках (иногда даже в английском) |
ä, ö, ü | умляут — знак немецкой и некоторых других германских письменностей, указывающий на изменившееся («смягчившееся») произношение некоторых гласных; заимствован также некоторыми другими языками (например, финским, эстонским, венгерским, турецким и словацким) | |
ё | двоеточие входит в состав русской (и белорусской) буквы «ё» | |
ї | двоеточие входит в состав украинской буквы «ї» [йи] | |
ї, ѷ | в церковнославянском кендема, то есть две точки (либо два штриха // или \\, что было равнозначно), ставится над буквой i и ижицей (ѵ) в том случае, когда они читаются как [и] и не имеют на себе других надстрочных знаков (ударения или придыхания) | |
ӥ | в фонетической транскрипции русского текста: изменение гласного, вызванное положением между мягкими согласными | |
шапочка над буквой (^-образная: U+0302, круглая: U+0311, ст.-сл. знак мягкости: U+0484, над парой букв: U+0361) |
â, ê, û… | облечённое ударение[комм. 2]: др.-греч. περισπασμός, ц.-сл. камора, лат. circumflexus (циркумфлекс), фр. accent circonflexe, англ. circumflex; используется в греческом (политоническая орфография), романских (прежде всего во французском), сербском, ц.-сл. и мн. др. языках; в классических языках шапочка обычно круглая или даже (в греческом) в форме тильды (см. ниже), во французском, иногда в сербском — заострённая. |
â | в латинской транслитерации персидского языка обозначает долгий гортанный ɑ | |
ĉ, ĝ, ĥ, ĵ, ŝ | в языке эсперанто надстрочный символ ^ официально называется «циркумфлекс» (эсп. «cirkumflekso»), неофициально — «шапочка» (эсп. «ĉapelo»); модифицирует чтение соответствующих согласных без «шапочки» так, что они читаются соответственно как русские ч, дьжь, х, ж и ш (приблизительно) | |
î | в румынском языке острая шапочка над â и î означает их чтение как [ы] | |
ê, ŝ | в некоторых системах латинской транслитерации кириллицы через ê может передаваться буква «э», а через ŝ — буква «щ» | |
ж͡дж | в некоторых системах транскрипции круглая шапочка над группой букв обозначает их слитное произношение (аффрикату) | |
л̑ | в старославянском круглая шапочка над согласной (иногда несколько смещённая вправо) означает её мягкость | |
â, î, û | В турецком шапочка (тур. düzeltme işareti, «знак поправки») над гласной в арабских и персидских заимствованиях обозначает долгий гласный или мягкость предыдущего звука g или k. Также может обозначать мягкость предшествующего l в топонимах и антропонимах.[2] | |
«птичка» над буквой U+030C |
ž, ě | крючок (гачек, чеш. háček) — знак чешской письменности, отмечающий шипящие и мягкие согласные, а также сильно смягчающее произношение буквы ě (обычно соответствующее старому славянскому ятю); над некоторыми буквами может для красоты выглядеть как почти прилипший апостроф: Ľ, ď и т. п.; заимствован в некоторые другие письменности (в хорватской использовался в обоих значениях); используется в некоторых системах латинской транслитерации русской и других кириллиц. В английском компьютерном сленге с 1980-х годов для этого знака появилось название caron неясного происхождения (caret + macron?, carom + on?, лат. corona?), которое впоследствии расползлось в другие языки и официальные документы (вроде стандарта Юникода). |
ž | обозначает звук ж в некоторых финно-угорских, балтийских и славянских языках | |
š | обозначает звук ш в некоторых финно-угорских, балтийских и славянских языках | |
č | обозначает звук ч в некоторых финно-угорских, балтийских и славянских языках | |
ǎ | в транскрипции пиньинь китайского языка над гласным обозначает нисходяще-восходящий тон | |
ѯ | крючок входит в состав старославянской буквы «Ѯ» (Кси). | |
// над буквой U+030B |
ő, ű | «венгерский умляут»: ő и ű означают долгие варианты звуков, выражаемых буквами ö и ü |
ѵ̋ | в церковнославянском: шрифтовой вариант начертания ѵ̈ | |
\\ над буквой U+030F |
и̏ | в сербском: краткое нисходящее ударение |
ѷ | в церковнославянском: шрифтовой вариант начертания ѵ̈ (для ижицы самый распространённый, а вот ї чаще рисовали с точками или вертикальными штрихами) | |
надстрочный кружок U+030A |
å | в некоторых скандинавских языках через å обозначается долгое [a], перешедшее в [o]; прописное Å — обозначение ангстремов |
ů | в чешском языке с помощью кружка (чеш. kroužek) через ů обозначается долгое [u:], произошедшее от дифтонга uo | |
надстрочная точка U+0307 |
i, j | (англ. tittle) входит в состав строчных букв i и j большинства языков с латинской и некоторых с кириллической письменностью (при добавлении любого другого надстрочного знака точка обычно удаляется); в некоторых тюркских языках (например, в турецком) различаются буква i с точкой (по-турецки читается как [и]) и без точки (читается как [ы]), причём это различие сохраняется и для прописных букв |
ż | шипящие согласные в старой чешской письменности, буква ż в нынешнем польском языке | |
ė | в литовском языке | |
ṁ | латинская транслитерация санскрита (через ṁ в разных системах могут изображаться как анунасика, так и анусвара, но последняя может быть и ṅ) | |
ḃ, ḋ, ḟ, ṁ, ṗ, ṫ | ранее использовались в ирландском и других гойдельских языках, точка над согласной обозначала леницию. В современной орфографии лениция обозначается добавлением буквы Hh. | |
точка слева над буквой | в фонетической транскрипции русского текста: изменение гласного, вызванное положением после мягкого согласного | |
точка справа над буквой U+0358 |
a͘ | в фонетической транскрипции русского текста: изменение гласного, вызванное положением перед мягким согласным |
тильда над буквой U+0303 (в греческом U+0342) |
ã | в некоторых система транскрипции тильда (происходящая от надстрочных n и m) над гласными означает их носовое произношение; в этом значении она используется также и в португальском языке |
ñ | в испанском ñ — мягкое [нь] | |
õ | обозначает звук ы в эстонском языке | |
ᾶ | в политонической греческой орфографии тильда — шрифтовой вариант круглой шапочки (см. выше про «облечённое ударение») | |
черта над буквой U+0304 |
ā | основное значение (идущее от древнегреческого и латыни) — указание на долготу гласных (и слогообразующих согласных); иногда используется греческое название макрон |
ā | в транскрипции пиньинь китайского языка над гласной обозначает ровный тон | |
U-образный надстрочный знак U+0306 |
ă | основное значение (идущее от древнегреческого и латинского языков) — указание на краткость гласных; лат. brevis (бревис), англ. breve |
й | в славянских кириллицах означает неслоговой характер гласных и их переход в согласные; ц.-сл. и рус. название — краткая (c конца XIX века в словарях также кратка). Входит в состав букв й, ў (используется в белорусском языке) и нек. др. В современных кириллических шрифтах обычно изображается не так, как в греческих и латинских. | |
ӂ | в молдавской кириллице советских времён буква «ӂ» означала аффрикату [дж] | |
ğ | в турецком через ğ обозначается звук, близкий к белорусскому г, а в некоторых диалектах доходящий до полного исчезновения | |
ŭ | в языке эсперанто U-образный надстрочный знак, неофициально называемый «ванночка» (эсп. «kuveto»), трансформирует гласный u в неслоговый звук, близкий к английскому w, используемый практически исключительно в дифтонгах aŭ и eŭ, например: «aŭroro» («заря»), «Eŭropo» («Европа») | |
(-образный знак греч.: U+0314, кир.: U+0485 |
ὡ, ῥ | густое придыхание (часто соответствует начальному h- в интернационализмах): др.-греч. δᾰσεῖα, ц.-сл. дасия, лат. spiritus asper; использовалось в политонической греческой орфографии и в некоторых старых вариантах церковнославянского |
)-образный знак греч.: U+0313, кир.: U+0486 |
ὀ, ὠ | тонкое придыхание: др.-греч. πνεῦμα ψιλόν, также ψιλή, ц.-сл. духъ, также псили или звательце, лат. spiritus lenis; используется в политонической греческой орфографии и в церковнославянском (ничего не обозначает, ставится над начальной гласной слов) |
хвостик сверху U+0309 |
ả | вьетнамский знак одного из музыкальных тонов (вьетн. dấu hỏi) |
титло U+0483 |
а҃ | старо- и церковнославянский знак для указания сокращённых написаний слов и для буквенной записи чисел |
апостроф[комм. 3] | н' | в некоторых системах фонетической транскрипции: знак мягкости согласных: любить = [л’уб’ит'] или [l’ub’it'], а в некоторых наоборот (например, в украинском языке) — твёрдости (но иногда и мягкости тоже). |
Неслитные подстрочные знаки | ||
подстрочная точка U+0323 |
ḥ | различные системы транскрипции и транслитерации (семитских языков, языков Индии и др.); подстрочная точка может обозначать слогообразующие согласные (ṛ, ḷ), церебральные согласные (ḍ, ṭ, ṇ), анунасику с анусварой и др. |
подстрочная запятая U+0326 |
ț | свистящие и шипящие в румынском языке (ș, ț) |
подстрочный кружок U+0325 |
r̥ | в некоторых системах транскрипции (например, в реконструкции индоевропейского или праславянского языка) кружок под согласной обозначает её слоговой характер |
«чашка» под несколькими буквами U+035C |
t͜s | в некоторых системах фонетической транскрипции знак ͜ под буквосочетанием означает его слитное произношение — аффрикативность |
«шапочка» под буквой U+032F |
u̯ | в некоторых системах фонетической транскрипции: неслоговой звук |
подчёркивание U+0331 |
a̱ | в словарях может обозначать ударение |
«птичка» под буквой U+032C |
s̬ | в МФА — знак звонкости |
йота подписная U+0345 |
ᾳ | в древнегреческом |
Слитные надстрочные знаки | ||
рожок направо и вверх U+031B |
ơ | используется во вьетнамском языке |
апостроф слитно U+0491 |
ґ | используется в украинском языке для выделения взрывного г (в отличие от обычного щелевого г, принятого в украинском). При отсутствии на визуальной раскладке заменяется на г' или просто г.[источник не указан 4866 дней] (В украинской раскладке клавиатуры — правый Alt+г=ґ, правый Alt+Shift+г=Ґ). Также используется как факультативная буква в белорусской тарашкевице. |
Слитные подстрочные знаки | ||
седиль U+0327 |
ç | происходит из испанского языка (исп. zedilla [седи́лья] — «маленькое „z“»), но ныне там не используется; наиболее известно по употреблению во французском (фр. cédille [седи́й]), ставится под c в том случае, когда у этой буквы надо обозначить произношение [s] вместо [k]: façade [фасад]; используется также в некоторых других языках под разными буквами и с разным значением (так, в турецком буквы c, ç, s, ş обозначают соответственно звуки [дж], [ч], [с] и [ш]). В латышской письменности при строчной букве g седиль переворачивается и становится надстрочным знаком: ģ |
c-образный хвостик U+0328 |
ę | происходит из средневековой латинской письменности, где знак ę был компактной заменой для лигатуры æ; оттуда заимствован польской письменностью и получил название ogonek [ого́нэк] = «хвостик»; в польском используется в буквах носовых гласных ą и ę. Из польского заимствован другими языками (в частности, литовским), применяется при различных буквах |
хвостик как у ц или щ | ҷ, ӌ | использовался в 1930-е годы и позже при создании кириллических письменностей для различных языков СССР; обычно шёл вправо и вниз, но иногда влево и вниз |
Слитные внутристрочные знаки | ||
горизонтальный штрих короткий: U+0335, длинный: U+0336 |
đ | во вьетнамском языке — буква «д» |
диагональный штрих короткий: U+0337, длинный: U+0338 |
ø | в датском, норвежском, фарерском ø означает то же, что в немецком, шведском, исландском ö |
ł | ł — польское несмягчённое [л], переходящее в неслоговое [у]; перечёркивание обычно наклонное, но в декоративных шрифтах может быть горизонтальным, в виде тильды и т. п.; при письме от руки вместо перечёркивания ставят тильду сверху | |
вертикальный штрих
строчная: U+049C, заглавная: U+049D |
Ҝ | Ҝ — 15-я буква азербайджанского кириллического алфавита. Обозначает звонкий палатальный взрывной согласный [ɟ] |
тильда посередине | ɫ |
Хвостики:
- Седиль: A̧, Ķ, Г̧
- Огонэк: M̨, Ǫ
- Крюк: Ƙ, Ⱳ, Ƈ
- Завиток: ɕ, ʥ
- Перекрещивающий букву хвостик: Ʝ, ꬺ
- Рожок: Ơ, Ư
- Нижний выносной элемент: Ⱨ, Ꞑ, Ⱬ, Ң, Ҫ, Ҿ, Ҷ, Ӌ
Некоторые другие специфические диакритические знаки используются в МФА и в церковнославянской письменности.
Написание некоторых диакритических знаков с помощью HTML-разметки приведено в «Комбинируемых диакритических символах».
Примеры
Литовский язык
В литовском языке имеется 12 гласных букв. В дополнение к стандартным латинским буквам используются диакритические знаки для обозначения долгих (ilgoji: y, ū) и носовых (nosinė: ą, ę, į, ų — обозначаются огонэком) гласных, оставшихся со времени, когда эти буквы произносились в нос, как некоторые гласные в современном польском. Эти изменённые гласные (кроме ė), в современной разговорной речи никак не выделяются по звучанию относительно основных гласных и несут, в основном, историческую нагрузку в письменности.
Прописные | A | Ą | E | Ę | Ė | I | Į | Y | O | U | Ų | Ū |
Строчные | a | ą | e | ę | ė | i | į | y | o | u | ų | ū |
МФА | a | aː | ɛ | ɛː | eː | i | iː | iː | o | u | uː | uː |
Примечания
- Комментарии
- ↑ Название «тупое ударение» — неверное.
- ↑ Название «облегчённое ударение» — неверное.
- ↑ В церковнославянской письменности апострофом называется не «знак препинания», а сочетание придыхания с тяжёлым ударением.
- Источники
- ↑ Диакритические знаки // Издательский словарь-справочник: [электрон. изд.] / А. Э. Мильчин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.
- ↑ Правила турецкой орфографии относительно знака поправки Архивная копия от 28 января 2020 на Wayback Machine на сайте TDK
Литература
- Истрин В. А. Развитие письма. — М.: Изд-во АН СССР, 1961.
- Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. — М.: Наука, 1965.