Джонсон, Джеймс Эдгар
Джеймс Джонсон | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
англ. James Edgar Johnson | |||||||||||
Прозвище | Джонни | ||||||||||
Дата рождения | 9 марта 1915 | ||||||||||
Место рождения | Барроу-апон-Соур, Лестершир | ||||||||||
Дата смерти | 30 января 2001 (85 лет) | ||||||||||
Место смерти | Дербишир | ||||||||||
Принадлежность | Великобритания | ||||||||||
Род войск | ВВС Великобритании | ||||||||||
Годы службы | 1939—1966 | ||||||||||
Звание | вице-маршал авиации | ||||||||||
Часть | 616-я эскадрилья RAF | ||||||||||
Командовал | 610-я эскадрилья RAF | ||||||||||
Сражения/войны | Корейская война | ||||||||||
Награды и премии |
|
Джеймс Эдгар Джонсон (англ. James Edgar Johnson), известный так же как Джонни Джонсон (англ. Johnnie Johnson; 9 марта 1915 — 30 января 2001) — лучший лётчик-ас Второй мировой войны британского происхождения и второй по результативности (после Мармадюка Пэттла) среди лётчиков ВВС Великобритании и всех лётчиков западных союзников, имеющий 34 подтверждённых индивидуальных победы[1] в воздушных боях над истребителями противника[2], и прошедший в годы войны путь от сержанта и лётчика-истребителя до полковника, командира авиакрыла[3].
Биография
Джеймс Джонсон родился 9 марта 1915 года в деревне Барроу-апон-Соур[англ.] в графстве Лестершир. После окончания школы в Лафборо (англ. Loughborough Grammar School), там же, в Восточном Мидленде, поступил в Ноттингемский университет, который закончил 1937 году в возрасте 22 лет и получил диплом инженера[4].
В то же время Джонсон попытался вступить во вспомогательные войска Королевских ВВС (RAuxAF, от англ. Royal Auxiliary Air Force), но не прошёл медицинскую комиссию (в 1938 году во время игры в регби получил перелом ключицы, и из-за неправильно поставленного диагноза в дальнейшем имел в связи с этим проблемы с плечом[5]) и записался в Добровольческий резерв Королевских ВВС (RAFVR, от англ. Royal Air Force Volunteer Reserve)[6].
В ноябре 1942 года, во время отпуска, Джонсон женился на Полин Ингейт (англ. Pauline Ingate), в этом браке у них было двое сыновей[2][7].
Вторая мировая война
С началом войны Джеймс был призван в армию, и в августе 1940 года, после прохождения необходимых тренировок, был направлен в 19-ю эскадрилью RAF (англ. No. 19 Squadron RAF). Но уже через месяц переведён в 616-ю (англ. No. 616 Squadron RAF)[8].
Летая в составе эскадрильи на Спитфайрах (на тот момент у него было всего 205 лётных часов), Джонсон обнаружил, что из-за травмы плеча не может эффективно использовать высокие лётно-технические характеристики истребителя. Доктора предложили ему два варианта: лечь на операцию (и практически полностью пропустить Битву за Британию), которая решит проблему, или перевод на инструкторскую должность (и всю оставшуюся жизнь летать на Тайгер Мотах). Джонсон выбрал операцию[9], но при этом старался оттянуть лечение. Когда эта информация дошла до командования, Джеймс Джонсон был снят с полётов и отправлен в госпиталь. В эскадрилью он смог вернуться только в декабре 1940 года[10].
К полётам Джонсон вернулся только в начале 1941 года. Свой первый Мессершмитт Bf.109 Джонни сбил 26 июня 1941 года[11]. Через год, увеличив число побед над противником[12][13], в июне 1942 года Джеймс Джонсон был назначен командиром 610-й эскадрильи (англ. No. 610 Squadron RAF), в этой должности участвовал в операции «Юбилей». В марте 1943 года Джонсон был назначен командующим канадского авиакрыла (размещенным в RAF Kenley), и с апреля по сентябрь добавил к своему счёту ещё 14 побед, за что (на тот момент за 13 побед) 4 июня 1943 года был награждён орденом «За выдающиеся заслуги» (DSO). 24 сентября Джонсон получил первую планку к DSO и переведён в штаб[14], оставив боевые действия со счётом в 25 побед[11].
2 марта 1944 года Джонни Джонсон был поставлен во главе 144-го авиакрыла ВВС Канады (RCAF)[11], и 5 мая сбил свой 28-й самолёт, став самым результативным пилотом союзных войск на западном фронте. Через два дня после высадки в Нормандии, Джонни увеличил счёт до 32 самолётов, установив новый рекорд (обогнав Сэйлора Мэлона (англ. Adolph Malan), героя Битвы за Британию)[15]. После операции «Нептун» крыло было расформировано, и Джонни перешёл в 127-й RCAF. 21 августа 1944 года Джонни Джонсон, будучи ведущим 443-й эскадрильи, патрулирующей Сену, недалеко от Парижа, сбил два самолёта Фокке-Вульф Fw 190 (была сделана запись на камеру объективного контроля)[16]. После чего Джонни собирался присоединиться к своему звену, приняв за Спитфайры 6 вражеских Bf.109. В тот раз Спитфайр IX Джонсона был сбит, единственный раз за всю войну[17].
Последняя победа в войну была зарегистрирована Джонсоном 27 сентября 1944 года недалеко от Неймегена[18]. Общие результаты составили 515 вылетов, 34 личных и 7 групповых побед (а также 3 вероятных победы, 10 самолётов противника повреждены и 1 уничтожен на земле)[19]. В последние недели войны эскадрилья Джонсона занималась патрулированием берлинских аэродромов[20].
После войны
После войны Джонни Джонсон остался в Западной Германии, где в период с 1952 по 1954 годы командовал тактическим крылом 2TAF (англ. RAF Second Tactical Air Force) на базе RAF Wildenrath. Состоял в Тактическом Авиационном Командовании (англ. Tactical Air Command) во время Корейской войны[21]. Затем с 1957 года был офицером управления полётами (AOC, от англ. Air Officer Commanding) и командиром крыла V bomber на базе RAF Cottesmore в Ратленде.
В 1960 году Джонни Джонсон стал командором авиации[22] и работал в штабе. С выходом на пенсию в 1966 году Джонсон получил звание вице-маршала авиации[23]. В течение нескольких лет после выхода на пенсию Джонсон занимал пост представителя лорда-наместника в Лестершире[24].
Джеймс Джонсон умер от злокачественной опухоли 30 января 2001 года в Дербишире в возрасте 85 лет[25].
Награды
- Кавалер ордена «За выдающиеся заслуги» (DSO)[26] и дважды планок к нему[27][28] (Великобритания);
- Кавалер креста «За выдающиеся лётные заслуги» (DFC)[29] и планки к нему[30] (Великобритания);
- Командор ордена Британской империи (CBE)[31] (Великобритания);
- Кавалер ордена Бани (CB)[32] (Великобритания);
- Кавалер ордена Почётного легиона (Франция);
- Кавалер Военного креста[33] (Бельгия);
- Кавалер ордена Леопольда I[33] (Бельгия);
- Крест лётных заслуг[34] (США);
- Воздушная медаль[35] (США);
- Легионер ордена «Легион Почёта» (США).
Примечания
- ↑ Sarkar, 2011, pp. 305—306.
- ↑ 2,0 2,1 Air Vice-Marshal J E 'Johnnie' Johnson (англ.) // The Daily Telegraph. — 2001. — Iss. February 01.
- ↑ Докучаев А. Рейтинг асов: Чьи летчики во Второй мировой войне были лучше? . Независимое военное обозрение. Новая газета (27 апреля 2001). Дата обращения: 12 июля 2011. Архивировано 20 мая 2012 года.
- ↑ Johnson J., 2000, pp. 16—17.
- ↑ Johnson J., 2000, p. 45.
- ↑ Johnson J., 2000, pp. 17—18.
- ↑ Johnson J., 2000, p. 149.
- ↑ London Gazette:. (Supplement) no. 34937. p. 5346 (англ.) (pdf) (3 сентября 1940). Дата обращения: 12 июля 2011. Архивировано 14 августа 2012 года.
- ↑ Johnson J., 2000, pp. 47—48.
- ↑ Johnson J., 2000, p. 48.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Johnson, James Edgar «Johnnie» (англ.) на сайте WW2 Awards.com Архивная копия от 6 июля 2011 на Wayback Machine.
- ↑ London Gazette:. (Supplement) no. 35260. p. 5026 (англ.) (pdf) (29 августа 1941). Дата обращения: 12 июля 2011. Архивировано 14 августа 2012 года.
- ↑ London Gazette:. (Supplement) no. 35727. p. 4277 (англ.) (pdf) (29 августа 1942). Дата обращения: 12 июля 2011. Архивировано 14 августа 2012 года.
- ↑ London Gazette:. (Supplement) no. 36140. p. 3736 (англ.) (pdf) (27 августа 1943). Дата обращения: 12 июля 2011. Архивировано 14 августа 2012 года.
- ↑ Johnson J., 2000, p. 242.
- ↑ Johnson J., 2000, pp. 261—263.
- ↑ Johnson J., 2000, pp. 263—265.
- ↑ Johnson J., 2000, p. 273.
- ↑ Shores C., 1994, p. 358.
- ↑ Johnson J., 2000, pp. 306—310.
- ↑ Sarkar, 2011, p. 285.
- ↑ London Gazette:. (Supplement) no. 42080. p. 4577 (англ.) (pdf) (28 июня 1960). Дата обращения: 12 июля 2011. Архивировано 14 августа 2012 года.
- ↑ London Gazette:. (Supplement) no. 43923. p. 2847 (англ.) (pdf) (11 марта 1966). Дата обращения: 12 июля 2011. Архивировано 14 августа 2012 года.
- ↑ London Gazette:. (Supplement) no. 44407. p. 9975 (англ.) (pdf) (14 сентября 1967). Дата обращения: 12 июля 2011. Архивировано 14 августа 2012 года.
- ↑ Goldstein R. Johnnie Johnson, 85, World War II Ace Pilot (англ.) // The New York Times. — 2001. — Iss. February 01.
- ↑ London Gazette:. (Supplement) no. 36041. p. 2565 (англ.) (pdf) (1 июня 1943). Дата обращения: 12 июля 2011. Архивировано 14 августа 2012 года.
- ↑ London Gazette:. (Supplement) no. 36183. p. 4245 (англ.) (pdf) (21 сентября 1943). Дата обращения: 12 июля 2011. Архивировано 14 августа 2012 года.
- ↑ London Gazette:. (Supplement) no. 36598. p. 3185 (англ.) (pdf) (4 июля 1944). Дата обращения: 12 июля 2011. Архивировано 14 августа 2012 года.
- ↑ London Gazette:. (Supplement) no. 35291. p. 5649 (англ.) (pdf) (26 сентября 1941). Дата обращения: 12 июля 2011. Архивировано 14 августа 2012 года.
- ↑ London Gazette:. (Supplement) no. 35609. p. 2817 (англ.) (pdf) (недоступная ссылка — история ) (23 июня 1942). Дата обращения: 12 июля 2011.
- ↑ London Gazette:. (Supplement) no. 41909. p. 9 (англ.) (pdf) (29 декабря 1959). Дата обращения: 12 июля 2011. Архивировано 14 августа 2012 года.
- ↑ London Gazette:. (Supplement) no. 43667. p. 5473 (англ.) (pdf) (4 июня 1965). Дата обращения: 12 июля 2011. Архивировано 14 августа 2012 года.
- ↑ 33,0 33,1 London Gazette:. (Supplement) no. 37998. p. 2937 (англ.) (pdf) (24 июня 1947). Дата обращения: 12 июля 2011. Архивировано 14 августа 2012 года.
- ↑ London Gazette:. (Supplement) no. 36335. p. 2876 (англ.) (pdf) (недоступная ссылка — история ) (21 мая 1951). Дата обращения: 12 июля 2011.
- ↑ London Gazette:. (Supplement) no. 39236. p. 359 (англ.) (pdf) (недоступная ссылка — история ) (14 января 1944). Дата обращения: 12 июля 2011.
Литература
- James E. Johnson. Wing Leader. — (original edition 1956). — London: LondonGoodall Publications Ltd, 2000. — ISBN 0907579876.
- Dilip Sarkar. Spitfire Ace of Aces: The True Wartime Story of Johnnie Johnson. — Amberley Publishing Local, 2011. — (Amberley Series). — ISBN 1445604752.
- Christopher Shores, Clive Williams. Aces high: a tribute to the most notable fighter pilots of the British and Commonwealth Forces in WWII. — Grub Street, 1994. — ISBN 1898697000.
- Летчики его величества: Сборник / Пер. с англ. А. Больных. — М.: АСТ, 2002. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5-17-015327-9.
Ссылки
- Жирохов С. Джонсон Джеймс "Джонни" . Асы второй мировой войны. авиационная энциклопедия «Уголок неба» (3 октября 2003). Дата обращения: 12 июля 2011.
- Johnson, James Edgar «Johnnie» (англ.) на сайте TracesOfWar.com.
- Air Vice-Marshal J E Johnson (83267) (англ.) на сайте Royal Air Force Organisational History.
- Гроуп-кэптэн Джеймс Эдгар «Джонни» ДжонсонТ. Часть 2, № 12. // Война в воздухе: Британские асы. Пилоты "Спитфайров". —
- Родившиеся 9 марта
- Родившиеся в 1915 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Лестершире
- Умершие 30 января
- Умершие в 2001 году
- Умершие в Дербишире
- Кавалеры ордена «За выдающиеся заслуги»
- Награждённые крестом «За выдающиеся лётные заслуги» (Великобритания)
- Командоры ордена Британской империи
- Кавалеры ордена Бани
- Кавалеры ордена Почётного легиона
- Кавалеры бельгийского Военного креста 1940
- Кавалеры ордена Леопольда I
- Награждённые Крестом лётных заслуг (США)
- Награждённые Воздушной медалью (США)
- Кавалеры ордена «Легион почёта» (легионеры)
- Британские лётчики Второй мировой войны
- Вице-маршалы авиации (Великобритания)