Джихад
Джиха́д (от араб. الجهاد [dʒɪˈhɑːd] — «усердие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру[1].
Понятие военного джихада (вооружённой борьбы за распространение ислама) стало основным значением слова для немусульман и получило название «священная война»[1]. Некоторые мусульманские авторы, особенно современные[1], настаивают на более широкой интерпретации понятия, не обязательно подразумевающей кровопролитие, и называют словосочетание «священная война» неточным и неприемлемым переводом[2].
Согласно Корану, каждый мусульманин должен[3] проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все свои силы. В случае опасности необходимо подниматься на вооружённую борьбу против врагов веры. Отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины.
Цели
По мнению историка ислама Даниэля Пайпса, «целью джихада является не столько распространение исламской веры, сколько расширение сферы влияния суверенной мусульманской власти… Таким образом, джихад по своей натуре беззастенчиво агрессивен, а его конечная цель состоит в том, чтобы добиться господства мусульман над всем миром». Он же указывает, что всегда джихад проявлялся в виде территориальной экспансии. При этом Пайпс отмечает, что «многие учёные и исламские апологеты утверждают, что, согласно идеологии джихада, разрешается вести только защитные военные действия или что джихад является всецело ненасильственным движением»[4].
Джихад в исламизме
Радикальный мусульманский мыслитель, идеолог организации «Братья-мусульмане» Сейид Кутб считал, что джихад — это форма борьбы с врагами ислама[5].
Российский политолог И. И. Хохлов пишет, что тенденции в деятельности исламистских экстремистов следует считать «глобальным джихадом». По его мнению, «если ранее основное внимание уделялось революциям в отдельных странах или регионах с целью изменения правящего режима или государственного строя, то теперь приоритет отдан борьбе с Соединёнными Штатами Америки, Израилем и европейскими странами»[6]. Аналогичного мнения о связи радикального исламизма с глобальным джихадом придерживается профессор Дамасского университета Садик Аль-Азм, полагающий, что это борьба за реисламизацию мира[7].
Как считает исполнительный директор Института международной политики по борьбе с терроризмом доктор Боаз Ганор, радикальные исламисты делят мир на две части — «мир войны» и «мир ислама». Их целью является всемирная террористическая война против тех, кто не исповедует их ценности — глобальный джихад[8].
В 2014 году Совет безопасности ООН в связи с деятельностью международной террористической организации «Исламское государство» принял резолюцию № 2170 о борьбе с джихадизмом, являющимся важнейшим источником международного терроризма[9].
Этот раздел не завершён. |
Использование термина
Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба) и малый (газават — вооружённая борьба). Как уже было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в Коране:
Верующие — это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили своё имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние верующие.
— Коран, 49:15
Также «великий (или большой) джихад», то есть духовный, ставится гораздо выше «малого джихада», то есть вооружённой борьбы. В подтверждения этого мусульмане приводят слова пророка Мухаммеда: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому»[10].
Поэтому в исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада, в частности, выделяют следующие:
- Джихад на поле боя («джихад руки»)[10]. Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в исламе. Мусульмане, участвующие в войнах, называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами. Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники войн называются газиями (Гази).
- Джихад против своих пороков (нафс, «джихад сердца»)[10]. Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Это определение ввёл Аль-Газали.
- Военный джихад (газават) («джихад меча»)[10]. Необходимость этого возникает в том случае, если в какой-либо стране мусульманам запрещают исповедовать свою религию в полном объёме, если мусульман притесняют и т. д. Также если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, если мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Господа и вести проповедь ислама.
- Джихад языка. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого[10].
- Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, учёность ведёт к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству. Джихад посредством распространения истинных знаний об исламе.
- Джихад материальными средствами. Решение проблем при помощи денег, имущества.
Анализ текстов, принадлежащих имаму аль-Бухари — исламскому богослову, автору наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов «Сахих аль-Бухари», составляющего основу мусульманской предания (сунна), много писавшего о джихаде, показывает, что в 97 % случаев речь идёт о священной войне как о религиозном долге правоверных и лишь в 3 % — о внутренней борьбе за нравственную чистоту[11].
Этические ограничения
В исламском праве, основанном на Коране и практике пророка Мухаммада, изложен ряд законов, которые должны соблюдаться во время военного джихада. В частности, этот закон запрещает убийство: стариков, женщин, детей, священнослужителей и других мирных людей, не принимающих участия в сражениях[12].
Этот раздел не завершён. |
История джихада
Афганистан
Со времён Первой англо-афганской войны (1838—1842), как и в последующих войнах против Британии и Советского Союза, а позже против войск НАТО, афганское сопротивление приняло традиционную мусульманскую форму джихада — войны против оккупации[13].
Россия и СССР
В 1784 году шейх Мансур, чеченский воин, во главе отряда мусульман, объявил газават (войну) России. В 1791 году был взят в плен и умер в заточении. В 1829 году Гази-Мухаммад начал призыв к изгнанию русских из региона. В 1832 году он погиб в битве и Хамзат-бек занял его место, а после него лидером кавказского сопротивления стал Шамиль. Шамилю удалось закончить начатое шейхом Мансуром — объединить северокавказских горцев в борьбе против Российской империи. Он был лидером сопротивления в Кавказской войне в Дагестане и Чечне (1834—1859)[14][15].
Советская наука рассматривала «джихад» и «газават» как слова синонимы[16][17].
Во время Великой Отечественной войны Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМ ЕС) объявило священную войну — джихад нацистской Германии. Тогдашний муфтий ДУМ ЕС Габдрахман Расулев призвал мусульман встать на защиту Родины. «Мы, мусульмане, хорошо помним слова пророка Мухаммада: „Любовь к Родине — это часть твоей веры“», — сказал муфтий на съезде мусульманского духовенства в Уфе в 1942 году[18][19].
Джихадизм на Ближнем Востоке в 21 веке
До Иракской войны 2003 года движение насильственного джихада в духе Сейида Кутба находилось в относительном упадке. Военизированные исламистские группировки, такие как Хамас и Хезболла, имели локальное распространение, другие группировки, такие как сирийские Братья-мусульмане, египетская Аль-Гамаа аль-исламийя, алжирская Вооруженная исламская группа, были подавлены властями. Аль-Каида, сформированная из арабов, воевавших в Афганистане, не смогла получить широкой поддержки на Ближнем Востоке. Агрессия США в Ираке усилило приток людей к джихадистам. В результате последовавшей гражданской войны (См. Гражданская война в Ираке) в Ираке возникла группировка "Аль-Каида в Ираке", которая стала прародительницей двух известных джихадистских сил - Джебхат ан-Нусра и Исламское государство Ирака и Леванта[20]
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Джихад // Ислам: Словарь атеиста / Авксентьев А. В., Акимушкин О. Ф.[кирг.], Акиниязов Г. Б. и др.; Под общ. ред. М. Б. Пиотровского, С. М. Прозорова . — М.: Политиздат, 1988. — 254 с. — ISBN 5-250-00125-4.— С.68
- ↑ Peters R.[англ.] Islam and Colonialism. The doctrine of Jihad in Modern History. Mouton Publishers, 1979. P. 118
- ↑ Коран, 2:216
- ↑ Что такое джихад?
- ↑ John Calvert. Qutb and the Origins of Radical Islamism. (недоступная ссылка) New York: Columbia University Press, 2010, pp. vii+377, (Hardback). ISBN 978-0-231-70104-4
- ↑ Исламский терроризм — Глобальный джихад Салафи — международная террористическая сеть Аль-Каида (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 февраля 2011. Архивировано 18 апреля 2008 года.
- ↑ «Что такое Исламизм?» . Дата обращения: 7 сентября 2017.
- ↑ Ганор Б. Угроза глобального джихада и международных криминальных сетей // Глобальный терроризм и международная преступность : Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. — Герцлия: Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008. — С. 53. — ISBN 9789659127702.
- ↑ Воробьёв, 2016, с. 278.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Ефим Резван Зеркало Корана Архивная копия от 24 июля 2012 на Wayback Machine //«Звезда» 2008, № 11
- ↑ Дуализм как принцип ислама . Дата обращения: 1 июля 2014.
- ↑ Aboul-Enein, H. Yousuf and Zuhur, Sherifa, Islamic Rulings on Warfare, p. 22, Strategic Studies Institute, US Army War College, Diane Publishing Co., Darby PA, ISBN 1-4289-1039-5
- ↑ Reason to hope Canadians don’t repeat history in Afghanistan, Alan G. Jamieson, The Edmonton Journal, July 31 2006
- ↑ Imam Shamil of Dagestan
- ↑ Tough lessons in defiant Dagestan
- ↑ Джихад // Дейли — Джут. — М. : Советская энциклопедия, 1931. — Стб. 798. — (Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт ; 1926—1947, т. 21).
- ↑ Джихад // Демосфен — Докембрий. — М. : Советская энциклопедия, 1952. — С. 230. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 14).
- ↑ Хотят ли мусульмане войны. О джихаде в России. Дню Победы посвящается Архивная копия от 15 мая 2009 на Wayback Machine
- ↑ Суходеев В. В. Сталин. Военный гений
- ↑ ISIS : inside the army of terror / Michael Weiss, Hassan Hassan
Литература
- на русском языке
- Воробьёв С. М. Предпосылки распространения психического насилия в России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. — 2016. — № 4 (27). — С. 266—281. — ISSN 1995-5502.
- Ионова А. И. Современный ислам и панисламизм // Вопросы научного атеизма. Вып. 39 / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1989. — С. 120—139. — 335 с. — 18 870 экз.
- Джихад // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- на других языках
- Baillie N. B. E. Art. XIX.—Of Jihad in Mohammedan Law, and its application to British India // Journal of the Royal Asiatic Society[англ.]. 1871. Vol. 5. № 2. pp. 401—407. doi:10.1017/S0035869X00161313
Ссылки
- Коэн А. Театр ужасов под названием АфПак // Ежедневный журнал, 23.06.2009