Детский труд в Непале
Детский труд в Непале — работа детей Непала, которая лишает их детства, потенциала и достоинства и наносит ущерб физическому и умственному развитию (по определению детского труда Международной организацией труда (МОТ)[1], ЮНИСЕФ определяет возраст для детского труда — от 5 до 14 лет[2]).
Распространённость детского труда в Непале относительно высока по сравнению с другими странами Южной Азии . Анализ двух всесторонних докладов о детском труде, с данными 2008 года и 2017—2018 года, показал тенденцию к снижению общего детского труда в Непале, так количество работающих детей уменьшилось — 1,1 миллиона в 2018 г. по сравнению с 1,6 млн в 2008 г.[3].
Наблюдается значительное снижение числа детей во вредных профессиях (с 0,62 млн в 2008 г. до 0,20 млн в 2018 г.)[3].
История детского труда в Непале
В 1950-х годах искоренение малярии в непальском регионе Тераи привело к тому, что мигранты из других частей страны переселились и заняли земли, традиционно принадлежавшие этнической общине тхару. Община тхару была недостаточно богата, чтобы защитить свою землю. Поскольку не было никаких реальных доказательств того, что они владели землей, их выселили и использовали в качестве рабов.
Именно в это время в Непале была введена в действие система Камайя и Камлари[англ.], как контрактная система, при которой молодые девушки из бедных семей продаются в домашнее рабство. В дальнейшем система эволюционировала с использованием детей, как рабов.
Брокеры отправлялись в западный Непал, чтобы покупать дочерей из бедных семей. Заработок отправлялся в семью. Сделка освобождала семью от ребенка, которого они должны были кормить и обеспечивать. Другая часть соглашения предусматривала образование ребёнка, но часто не выполнялась.
Система Камайя и Камлари[англ.] в Непале была отменена для мужчин в 2000, для женщин в 2006 году.
Обзор детского труда в Непале
О том, что большинство работающих детей работают в сельскохозяйственном секторе и в качестве домашней прислуги, было сказано в исследовании 2006 года[4]. В 2013 году Министерство труда США сообщило, что дети в Непале заняты в сельском хозяйстве, эксплуатируются в наихудших формах сексуальной эксплуатации, добывают полезные ископаемые, заняты в камнеобработке, ткачестве и домашних услугах[5].
В беднейшем квантиле потребления наблюдался самый высокий процент (18,7 %) работающих детей, которые работают более 40 часов в неделю (2004 год)[6]. Девочки работали больше часов, чем их братья[4].
Согласно исследованию 2004 года, уровень школьного образования детей и уровень участия детей в рабочей силе взаимосвязаны, так как увеличение рабочего времени уменьшает время на обучение[7].
86,2 % работающих детей продолжали учёбу, а 13,8 % детей не учились, а только работали[8] (данные 2008 года.)

Количество часов работы в неделю для большинства детей как в сельской, так и в городской местности (2008 г.)[9]:
- (60,5 %) — менее 19 часов,
- 32,2 % —20 до 40 часов,
- 7,3 % — более 40 часов в неделю.
Отрасли, использующие детский труд

Детский труд по секторам (согласно NLFS)[9]:
- 88,7 % работающих детей заняты в сельском хозяйстве.
- 1,4 % — в обрабатывающей промышленности,
- 0,3 % — в строительстве,
- 1,6 % — в оптовой и розничной торговле,
- 1,0 % — в гостиницах и ресторанах,
- 0,1 % — в частных домохозяйствах с наемными работниками,
- 6,9 % — в других отраслях промышленности.
Около 78,1 % детей работают в сельском хозяйстве, являющемся натуральным[9].
Сельское хозяйство
Большинство детей работают в сельском хозяйстве. При этом дети не учитываются в национальной статистике как экономически активные[10] и не оказывают существенное влияния на сельскохозяйственное производство Непала (Абдулай (1999 год)[11].
Факторы, способствующие детскому труду в сельском хозяйстве[12]:
- семейные династии в сельскохозяйственном секторе,
- удалённость от города (3-7 часов езды).
Несмотря на то, что большинство работающих детей заняты в сельском хозяйстве, продолжительность работы —9,2 часа в неделю на работу в сельском хозяйстве гораздо меньше, чем в других видах работ[4].
В сельскохозяйственном секторе дети испытывают опасные воздействия вредных химических веществ и тяжелых погодных условий[12].
В 2014 году в Перечне товаров, произведенных с использованием детского или принудительного труда были указаны кирпичи, ковры, украшенные ткани и камни.
Армия
Коммунистическая партия Непала [КПН(М)] состояла из Народно-освободительной армии и Королевской армии Непала[13]. Они спровоцировали гражданскую войну в Непале в 1996 году, декларируя борьбу с социальной и экономической несправедливостью и призывая (в том числе путём похищений и манипуляций[14]) детей-солдат в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет[13]. Во время гражданской войны в Непале дети служили солдатами, часовыми, шпионами; работали поварами и носильщиками, став свидетелями травмирующих событий (взрывы, насильственная смерть)[13]. Война началась в 1996 году, но в 2010 г. 15,5 % опрошенных детей все ещё служили в армии на момент исследования[13].
Ковровая промышленность
Ковровая промышленность является одним из основных источников дохода в Непале, а дети считаются недорогой рабочей силой[15]. В Непале в ковровой промышленности занято около 1800 детей в возрасте до четырнадцати лет[16]. В исследовании Бейкера (2001)[15] все 162 непальских ребёнка, участвовавших в исследовании детского труда в ковровой промышленности, тратили на работу более 6 часов в день. Для ковровой промышленности эффективной для сокращения детского труда оказалась «Социальная маркировка», информирующая потребителей об условиях труда на ковровой фабрике и об использовании детского труда[16].
Домашний труд
Домашний труд детей в Непале включает уход за детьми, приготовление пищи, покупки, доставку воды и уборку[4]. Часто девочек, принуждают к домашнему труду, как жертв торговли людьми[17]. В неделю дети в возрасте 6-15 лет тратят 4,3 часа на работу по дому, девочки выполняют больше домашней работы, чем мальчики (2006 год)[4].
Причины детского труда
Бедность
Бедность является основной причиной детского труда в Непале и часто сочетается с отсутствием образования (2005 год)[18].
Для бедных семей вхождение детей в состав рабочей силы имеет немедленные экономические выгоды для родителей, в то время как экономические выгоды от образования их детей будут долгосрочными[19].
Стоимость обучения в школе высока, а детски труд приносит немедленную экономическую выгоду (2001 год)[20]. Отсутствие доступа к школьному образованию приводит к расширению детского труда с целью оплаты обучения[18]. Детский труд расширяется, как занятие для бездельничающих детей, для которых школа недоступна из-за дороговизны[21].

Гендерное неравенство
Многие родители в Непале считают, что девочки должны заниматься домашним хозяйством, а не ходить в школу, так как их удел замужество (1987 г.)[22]. Девочка, ходящая в школу выполняет домашнюю работу, мальчики работают на рынке[23]. Севочки чаще вовлечены в детский труд, чем мальчики[4]. Девочки также, как правило, работают больше часов, чем мальчики, особенно самая старшая девочка в семье. Чем больше детей в семье, тем больше часов работает старшая девочка. Когда в семью добавляется ребёнок мужского пола, старшие братья и сестры женского и мужского пола должны работать дополнительно 1,5 часа в неделю, а когда в семью добавляется ребёнок женского пола, только старший ребёнок женского пола должен работать дополнительные часы[4]. Это неравенство сохраняется и во взрослом возрасте, о чём свидетельствует низкий балл Непала по Индексу гендерного развития (GDI) 0,545 (для сравнения показатель Канады 0,959)[13].
Влияние детского труда
Образование
Несмотря на то, что школьное образование увеличивает будущий доход ребёнка, бедные непальские семьи редко отдают ребёнка в школу из-за сиюминутной выгоды от детского труда[21]. Когда ребёнок уже используется в качестве рабочей силы, он с меньшей вероятностью будет зачислен в школу[21]. Установлено, что повышение активности ребёнка на рынке труда негативно влияет на его школьный опыт. Этот эффект гораздо сильнее проявляется у девочек, чем у мальчиков[21].
Душевное здоровье
Доля психических заболеваний, таких как тревога и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), у непальских детей-солдат выше, чем у непальских детей, которые никогда не призывались на военную службу[24]. Особенно пагубно война влияет на детей-солдат женского пола (данные 2008 года)[14]. Женщины-дети-солдаты также сталкивались с гендерной стигмой со стороны своего сообщества после демобилизации из армии[25]. 55 % детей-солдат, участвовавших в исследовании, страдало посттравматическом стрессовым расстройством[14].
Экономическое развитие
В долгосрочной перспективе детский труд препятствует долгосрочному экономическому росту Непала из-за замедления темпов накопления человеческого капитала (2001 год)[26]. Одним из способов накопления человеческого капитала является образование, а работа сокращает время детей на учёбу.
Расширение детского труда по мере роста экономики указывает на несовершенство экономики[27]. Тем не менее исследование (2005год) показало, что дети в Непале приносят около 7 % дохода домохозяйства, что довольно много по сравнению с другими развивающимися странами[28].
Борьба с детским трудом в Непале
Организации
Серьёзность проблемы детского труда в Непале привело к созданию множества (тысячи) правительственных организаций и многочисленных международных неправительственных организаций, работающих в Непале над решением проблемы детского труда посредством улучшения образовательных стандартов.
НПО:
Международная организация труда
Одной из целей этой организации является искоренение наихудших форм детского труда в Непале[29]. Ставится цель укрепить системы контроля за детским трудом, предотвращать и выявлять новые сектора детского труда, планировалась помощь правительству Непала в утверждении списка опасных видов детского труда[29].
Дети и женщины в социальных службах и правах человека (CWISH)
Цель CWISH — создать атмосферу уважения к правам человека в Непале с упором на права ребёнка и усилением защиты детей от[30]:
- физического насилия,
- сексуального насилия,
- домогательств,
- физических и унизительных наказаний,
- издевательств,
- безнадзорности,
- торговли людьми,
- детского труда
- детских браков.
Также оказывается помощь уязвимым детям и их семьям(помощь 157 495 непальским детям и завершение 83 проектов).[30] Один из этих проектов включал создание 11-ти муниципалитетов, осуществляющих контроль за детским трудом[30].
Воспитание детей
Программа «Обучение детей» началась с подбора спонсоров для детей из неблагополучных семей в Непале, чтобы обеспечить их образование, расширилась с целью повышение грамотности женщин, расширения прав и возможностей женщин и устойчивого развития сельского хозяйства[31].
ETC запустила программу раннего образования, которой не хватало в Непале, предоставила стипендии, помогающие удержать детей в школах, и сосредоточили свои усилия на непальских девочках[31].
Финансовые рычаги
Запрет на детский труд для бедняков связан с немедленными затратами[27], поэтому прямой запрет детского труда в одном секторе может привести к тому, что дети будут работать в других, более опасных секторах, таких как проституция[32].
Расширение доступа к банкам (кредит позволяет семье иметь более стабильный доход, чтобы отправить своего ребёнка в школу) может уменьшить количество детского труда в Непале(2005 год)[28].
Предоставление субсидий на зачисление и денежных переводов за запись детей в школу — стимулирует родителей отправлять своих детей в школу[27].
Законодательство
Непал ратифицировал большинство ключевых международных конвенций, касающихся детского труда:
- Конвенции МОТ о минимальном возрасте № 138 (в 2003 г.),
- Конвенции № 182 о наихудших формах детского труда (в 2004 г.)
В 2018 году правительство Непала утвердило Национальный генеральный план (НМП)-II по детскому труду на 2018—2028 год.
Примечания
- ↑ What is child labour . International Labour Organization. Дата обращения: 7 ноября 2017.
- ↑ UNICEF - Definitions . www.unicef.org. Дата обращения: 8 ноября 2017.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 Nepal Child Labour Report 2021 (англ.). Nepal Child Labour Report 2021 (2021).
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Eric V. Edmonds. Understanding sibling differences in child labor (En) // Journal of Population Economics. 19 (4): 795—821. — 2006. — doi:10.1007/s00148-005-0013-3.
- ↑ Nepal, 2013 Findings on the Worst Forms of Child Labor . Дата обращения: 4 апреля 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ NEPAL LIVING STANDARDS SURVEY 2003/04 STATISTICAL REPORT VOLUME TWO. CENTRAL BUREAU OF STATISTICS National Planning Commission Secretariat His Majesty’s Government of Nepal December 2004.
- ↑ Ray, R. (2004). Child Labour and Child Schooling in South Asia: A Cross Country Study of their Determinants., Retrieved 18 January 2012.
- ↑ "Government of Nepal, Central Bureau of Statistics, National Planning Commission Secretariat. (2009). Nepal Labour Force Survey 2008 Statistical Report p. 135. Архивировано {{{2}}}., Retrieved 28 January 2012.
- ↑ Перейти обратно: 9,0 9,1 9,2 NEPAL LABOUR FORCE SURVEY 2008 STATISTICAL REPORT. Central Bureau of Statistics Thapathali, Kathmandu Nepal http://cbs.gov.np/image/data/Surveys/2015/NLFS-2008%20Report.pdf Архивировано 18 января 2017 года.
- ↑ Dixon (1982). «Women in Agriculture: Counting the Labor Force in Developing Countries». Population and Development Review 8 (3): 539–566. doi:10.2307/1972379.
- ↑ Abdulai (1999). «Estimating labor supply of farm households under nonseparability: empirical evidence from Nepal». Agricultural Economics 22 (3): 309–320. doi:10.1111/j.1574-0862.2000.tb00077.x.
- ↑ Перейти обратно: 12,0 12,1 Fafchamps (2006). «Child labor, urban proximity and household composition». IZA Institute of Labor Economics: 1–37.
- ↑ Перейти обратно: 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 Brandon A. Kohrt, Mark J.D. Jordans, Nawaraj Upadhaya. Social Ecology of Child Soldiers: Child, Family, and Community Determinants of Mental Health, Psychosocial Well-being, and Reintegration in Nepal (англ.) // Transcultural Psychiatry. — 2010. — 18 ноябрь (vol. 47, no. 5). — P. 727 - 753. — doi:10.1177/1363461510381.
- ↑ Перейти обратно: 14,0 14,1 14,2 Kohrt (2008). «Comparison of Mental Health Between Former Child Soldiers and Children Never Conscripted by Armed Groups in Nepal». JAMA 300 (6): 691–702. doi:10.1001/jama.300.6.691. PMID 18698067.
- ↑ Перейти обратно: 15,0 15,1 Baker (2001). «Approaches to Children's Work and Rights in Nepal». The Annals of the American Academy 575: 176–193. doi:10.1177/000271620157500111.
- ↑ Перейти обратно: 16,0 16,1 Chakrabarty (2009). «Child Labor in Carpet Weaving: Impact of Social Labeling in India and Nepal». World Development 37 (10): 1683–1693. doi:10.1016/j.worlddev.2009.03.013.
- ↑ Tsutsumi (2008). «Mental health of female survivors of human trafficking in Nepal». Social Science & Medicine 66 (8): 1841–1847. doi:10.1016/j.socscimed.2007.12.025. PMID 18276050.
- ↑ Перейти обратно: 18,0 18,1 Ersado (2005). «Child Labor and Schooling Decisions in Urban and Rural Areas: Comparative Evidence from Nepal, Peru, and Zimbabwe». World Development 33 (3): 455–480. doi:10.1016/j.worlddev.2004.09.009.
- ↑ Thapa (1996). «Poverty, Literacy and Child Labour in Nepal: A District-level Analysis». Asia-Pacific Population Journal 11 (3): 3–14. doi:10.18356/7a364996-en. PMID 12320514. Проверено 2017-10-12.
- ↑ Stash (August 2001). «Who Goes to School? Educational Stratification by Gender, Caste, and Ethnicity in Nepal». Comparative Education Review 45 (3): 354–378. doi:10.1086/447676.
- ↑ Перейти обратно: 21,0 21,1 21,2 21,3 Ray (2002). «Simultaneous Analysis of Child Labour and Child Schooling: Comparative Evidence from Nepal and Pakistan». Economic and Political Weekly 37 (52): 5215–5224.
- ↑ Jamison (1987). «Participation in Schooling: Determinants and Learning Outcomes in Nepal». Economic Development and Cultural Change 35 (2): 279–306. doi:10.1086/451586.
- ↑ Ray (2002). «Simultaneous Analysis of Child Labour and Child Schooling: Comparative Evidence from Nepal and Pakistan». Economic and Political Weekly 37 (52): 5215–5224.Ray, Ranjan (2002). «Simultaneous Analysis of Child Labour and Child Schooling: Comparative Evidence from Nepal and Pakistan». Economic and Political Weekly. 37 (52): 5215-5224. JSTOR 4413018.
- ↑ Kohrt (2008). «Comparison of Mental Health Between Former Child Soldiers and Children Never Conscripted by Armed Groups in Nepal». JAMA 300 (6): 691–702. doi:10.1001/jama.300.6.691. PMID 18698067.Kohrt, Brandon A. (2008). «Comparison of Mental Health Between Former Child Soldiers and Children Never Conscripted by Armed Groups in Nepal». JAMA. 300 (6): 691—702. doi:10.1001/jama.300.6.691. PMC 3842355. PMID 18698067.
- ↑ Kohrt (2010). «Social Ecology of Child Soldiers: Child, Family, and Community Determinants of Mental Health, Psychosocial Wellbeing, and Reintegration in Nepal». Transcult Psychiatry 47 (5): 727–53. doi:10.1177/1363461510381290. PMID 21088102.
- ↑ Galli, R. (2001) . The Economic Impact of Child Labour., Retrieved 18 February 2012 (archived from the original Архивировано {{{2}}}. on 2012-03-01).
- ↑ Перейти обратно: 27,0 27,1 27,2 Ravallion (2000). «Does Child Labour Displace Schooling? Evidence on Behavioural Responses to an Enrollment Subsidy». The Economic Journal 110 (462): C158–C175. doi:10.1111/1468-0297.00527.
- ↑ Перейти обратно: 28,0 28,1 Ersado (2005). «Child Labor and Schooling Decisions in Urban and Rural Areas: Comparative Evidence from Nepal, Peru, and Zimbabwe». World Development 33 (3): 455–480. doi:10.1016/j.worlddev.2004.09.009.Ersado, Lire (2005). «Child Labor and Schooling Decisions in Urban and Rural Areas: Comparative Evidence from Nepal, Peru, and Zimbabwe». World Development. 33 (3): 455—480. doi:10.1016/j.worlddev.2004.09.009 — via Elsevier Science Direct.
- ↑ Перейти обратно: 29,0 29,1 DECENT WORK COUNTRY PROGRAMME . International Labour Organization (2013). Дата обращения: 12 ноября 2017.
- ↑ Перейти обратно: 30,0 30,1 30,2 CWISH Nepal . www.cwish.org.np. Дата обращения: 13 ноября 2017. Архивировано 21 декабря 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: 31,0 31,1 Educate the Children Nepal – Working with women and children in Nepal to improve health, welfare, and self-sufficiency by building skills that families can pass down to later generations (англ.) ?. www.etc-nepal.org. Дата обращения: 16 ноября 2017.
- ↑ Basu (2003). «The Global Child Labor Problem: What do we Know and what can we do?». The World Bank Economic Review 17 (2): 147–173. doi:10.1093/wber/lhg021.