Детские игры
Де́тские и́гры — игры детей, которые требуют использования как чисто спортивных умений и навыков, так и логических, умения думать. Детские игры играют незаменимую роль как для физического, так и умственного развития детей.
У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности.
Роль игры в жизни детей настолько велика, что право на игру зафиксировано, среди других жизненно важных прав, в Конвенции ООН о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года. Статья 31 данной конвенции гласит: «Каждый ребѐнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают»[1][2].
Характеристика детской игры
Выявлено, что игра является самостоятельным и самоценным видом детской деятельности, а не только средством приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр. Жизненно важная роль игры детей в его развитии доказывается опытом работы и исследованиями педагогов, педиатров, нейрофизиологов. Однако сложность сути игры приводят к тому, что даваемы ей определения многозначны и неопределѐнны.[1]
Смирнова Е.О. предлагает следующие достаточно конкретные и полные признаки детской игры[1]:
- Это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать еѐ. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей.
- Игра должна приносить эмоциональный подъем, причѐм источником удовольствия является процесс деятельности, а не ее результат или еѐ оценка.
- Игра – это всегда спонтанное, непредсказуемость, активное опробование себя и предмета игры. Она не должна подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Даже если это игра по правилам, выигрыш заранее не определѐн и элемент случайности неизбежен.
Виды детских игр
Игры с водящим
- Жмурки — водящий ловит других игроков с завязанными глазами, пока не поймает другого игрока, который становится водящим.
- Прятки — игроки прячутся, а водящий должен их искать, пока не найдёт всех.
- Салочки — водящий гоняется за другими игроками, пока не коснётся другого человека, который в свою очередь становится водящим.
Игры с предметами
- Классики — дети прыгают на одной ноге по асфальту, расчерченному мелками.
- Снежки — дети кидают друг в друга снежки, имитируя огневой бой.
- Лягушка — дети перепрыгивают через запущенный ими же мяч.
Игры на эрудицию
- Города — дети называют города, начинающиеся с той буквы, на которую заканчивается город, названный последним игроком.
- Мафия — дети жребием распределяют между собой роли и пытаются определить «мафию».
- Шляпа — дети объясняют друг другу слова на время.
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Play Rights. / Magazine IPA, issue 2/10, ст.2
- ↑ Смирнова Е. О. Руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, доктор психол. наук, профессор. ЧТО ЗНАЧИТ «ПРАВО НА ИГРУ». Дата обращения 30.11.19 . Дата обращения: 30 ноября 2019. Архивировано 6 октября 2021 года.
Литература
- Детские игры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Арьес Ф. Небольшой экскурс в историю игр // Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999, с. 71-108
- Эльконин Д. Б. Психология игры — М.:Гуманитарный издательский центр — 1999. Архивная копия от 27 ноября 2018 на Wayback Machine