Десантные катера проекта 21820
Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» | |
---|---|
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы | |
Годы постройки | с 2006 года |
Годы в строю | с 2010 года |
Построено | 5 |
Строится | 0 |
В строю | 4 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 280 тонн (полное) |
Длина | 45,0 м (наибольшая) |
Ширина | 8,56 м (наибольшая) |
Осадка |
1,9 м 2,2 м (наибольшая) |
Двигатели | 2 дизеля М507А-2Д «Звезда» |
Мощность | 2 × 9000 л.с. |
Движитель | 2 четырёхлопастных ВФШ в кольцевых насадках |
Скорость хода | 35 узлов (наибольшая) при высоте волны 0,75 м |
Дальность плавания | 500 морских миль |
Экипаж | 6 человек |
Десантовместимость |
2 основных боевых танка или 4 БМП/БТР или 90 чел. десанта или 140 тонн груза |
Вооружение | |
Зенитная артиллерия | 2 × 14,5 мм МТПУ-1 |
Ракетное вооружение | 8 ПЗРК «Игла», «Верба» |
Десантные катера проекта 21820 «Дюго́нь» — серия российских высокоскоростных десантных катеров на воздушной каверне для ВМФ России. По кодификации НАТО «Dyugon»/«Ataman Platov». Катера проекта предназначены для скоростной переброски морем и высадки на необорудованное побережье десанта, колёсной и гусеничной техники.
Относятся к кораблям 4-го ранга.
Тип катеров получил название по названию морского млекопитающего дюгоня.
Проект десантных катеров 21820 был разработан в «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева». Предшественник данного проекта, до сих пор не имеющий мировых аналогов — скоростной десантный катер проекта 11770 «Серна», также разработан в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева.
Разработка проекта
В 1998 году на Нижегородском «Центральном Конструкторском Бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева» был подготовлен проект скоростного десантного катера тип «Шельф», предназначенный для транспортировки 3-х БМП или БТР. Но из-за финансовых трудностей и отсутствия заказа от ВМФ проект реализован не был[1].
С наступлением 2000-х годов стало очевидным, что современный флот нуждается в более скоростных судах, обладающих значимой десантовместимостью и грузоподъёмностью. Это привело к переработке начального проекта с использованием наработок по проекту 11770 «Серна». Так появился новый проект транспортно-десантного катера для действий в морях и на крупных озёрах в странах с разными климатическими условиями на воздушной каверне с пропульсивной установкой получивший шифр «Дюгонь».
По заявлению Андрея Щербаня, замначальника отдела надводных кораблей департамента Минобороны по обеспечению государственного оборонного заказа — на каждом флоте планируется иметь по 4-5 таких кораблей[2].
В 2011 году Главнокомандующим ВМФ РФ было принято решение увековечить память офицеров Гвардейского морского экипажа, отличившихся в боевых действиях с иноземными захватчиками и прошедших путь от Смоленска и Бородино до Парижа в годы Отечественной войны 1812 года в наименованиях десантных катеров этой серии[2].
Конструкция
Корпус катера сделан из коррозионностойких алюминиево-магниевых сплавов. Длина катера 45 метров, ширина 8,56 метра, осадка 1,9 метра (2,2 м наибольшая). Экипаж 6 человек. Полное водоизмещение 280 тонн.
ГЭУ состоит из 2-х главных сдвоенных через главную передачу (редуктор) звездообразных дизелей по 112 цилиндров (2 × 56) М507А-2Д мощностью по 9000 л. с. каждый[3]. Производитель дизелей — ПАО «Звезда» (Санкт-Петербург). Скорость полного хода — 35 узлов. Высокая скорость катера обеспечивается наличием воздушной каверны, мощными дизелями и вентилируемыми водомётными движителями.
Максимальная скорость хода при высоте волны 0,75 м — 35 узлов. Наибольшая дальность плавания — 500 миль. Десантные катера проекта 21820 могут использоваться в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров[4].
На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулемётов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК «Игла», «Верба».
Размеры грузового трюма — 27 × 6,8 × 2,34 метра.
Десантные возможности
- 2 основных боевых танка
- или 4 БМП/БТР
- или 140 т груза.
- или 90 чел. десанта
История строительства
Головным катером проекта заложенным 21 февраля 2006 года стал Д-105, позднее — «Атаман Платов». В 2009 году введён в состав Каспийской флотилии.
В 2011 году был подписан контракт на строительство серии из трёх катеров проекта 21820 на «Ярославском судостроительном заводе». На январь 2012 года в постройке находились 2 катера: один на Судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде и один — на ССЗ «Восточная верфь» во Владивостоке.
Первый серийный катер — заводской № 701 «Денис Давыдов» — заложен на «ЯСЗ» 18 января 2012 года, спущен на воду 26 июля 2013 года. Второй — зав.№ 4001 «Иван Карцов» заложен на «Восточной верфи» в 2010 году, спущен на воду 30 сентября 2013 года, передан ТОФ 31 октября 2014 года.
В ходе ходовых испытаний первого катера проекта «Атаман Платов» на Каспийской военной флотилии были выявлены конструктивные недоделки, вызванные ошибками в проектировании[5]. Причём никакой информации о ликвидации этих недоделок в открытых источниках позже не появлялось.
27 октября 2014 года в рамках проведения заводских ходовых испытаний (ЗХИ) экипаж десантного катера «Лейтенант Римский-Корсаков» выполнил стрельбы из двух морских тумбовых 14,5-мм пулеметных установок по морским и воздушным целям и провёл скоростные испытания главной энергетической установки. В начале ноября десантный катер «Лейтенант Римский-Корсаков» приступит к государственным ходовым испытаниям, после завершения которых войдёт в состав БФ[4].
8 декабря 2014 года десантный катер «Мичман Лермонтов», построенный для Балтийского флота на Ярославском судостроительном заводе, впервые вышел в море в рамках заводских ходовых испытаний.
12 июня 2015 года на ДКА «Иван Карцов» поднят Андреевский флаг[6].
Начиная с 2015 года какой-либо информации о закладке или строительстве новых катеров проекта в открытых источниках не появлялось.
Представители проекта
Название | Бортовой № | Изготовитель | Заводской № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«Атаман Платов» (бывший Д-105) | "Судостроительный завод «Волга» | № 811 | 21.02.2006 | 07.2009 | 2010 год | КФл | В ремонте[7] | |
«Денис Давыдов» | 748 | «Ярославский судостроительный завод» | № 701 | 18.01.2012[8] | 26.07.2013[9] | 23.11.2014 | БФ | В строю[10] |
«Иван Карцов» | 685 | «Восточная верфь» | № 4001 | 2010 год[11] | 30.09.2013[12] | 12.06.2015 | ТОФ | В строю |
«Лейтенант Римский-Корсаков»[13] | 714 | «Ярославский судостроительный завод» | № 702 | 21.06.2012[14] | 10.04.2014[15] | 04.07.2015 | БФ | В строю |
«Мичман Лермонтов»[13] | 757 | «Ярославский судостроительный завод» | № 703 | 18.01.2013 | 05.06.2014[16] | 04.07.2015 | БФ | В строю |
Примечания
- ↑ пр.21820 Дюгонь — DYUGON Архивная копия от 10 июня 2015 на Wayback Machine // militaryrussia.ru, 18 января 2012 года
- ↑ 2,0 2,1 Новый десантный катер заложен в Ярославле Архивная копия от 7 января 2015 на Wayback Machine // СмартNews Ярославль, 22 января 2014 года
- ↑ Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» // Армейский вестник. . Дата обращения: 10 июня 2018. Архивировано 12 июня 2018 года.
- ↑ 4,0 4,1 ОВТ «Оружие Отечества» A.V.Karpenko . Дата обращения: 5 мая 2015. Архивировано 6 января 2015 года.
- ↑ Военно-морской флот отказался от «Дюгоней». Десантные катера на воздушной каверне вступили в строй с конструктивными ошибками . Дата обращения: 1 июля 2017. Архивировано 11 июля 2017 года.
- ↑ На десантном катере Тихоокеанского флота «Иван Карцов» поднят Андреевский флаг . Дата обращения: 24 июня 2022. Архивировано 5 марта 2021 года.
- ↑ «Загроза десантної операції зберігається». Коли Україна звільнить Зміїний острів?
- ↑ Десантный катер на воздушной каверне "Мичман Лермонтов" заложат в Ярославле 18 января . Дата обращения: 15 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
- ↑ Торжественная церемония спуска десантного катера проекта 21820 заводской № 701 (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 июля 2019. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Новый десантный катер «Денис Давыдов» вошел в состав ВМФ России . Дата обращения: 24 ноября 2014. Архивировано 31 декабря 2014 года.
- ↑ Десантные катера. Проект 21820, шифр «Дюгонь» Архивная копия от 22 января 2013 на Wayback Machine
- ↑ Восточная верфь спустила на воду десантный катер проекта 21820 Архивная копия от 5 октября 2013 на Wayback Machine, 3 октября 2013 года
- ↑ 13,0 13,1 ВМФ РФ планирует произвести закладку еще двух катеров типа «Дюгонь» в 2012 году — ВПК.name . Дата обращения: 4 февраля 2012. Архивировано 23 января 2012 года.
- ↑ ОАО «Ярославский судостроительный завод» Архивировано 26 апреля 2013 года.
- ↑ Буксиры для ВМФ России изготовят в Ярославле. 4.4.2014 . Дата обращения: 4 апреля 2014. Архивировано 7 апреля 2014 года.
- ↑ Торжественная церемония спуска десантного катера проекта 21820 заводской № 703 (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 июня 2014. Архивировано 6 июня 2014 года.
Литература
- Чирков Ю., Беляев А. Танки и пехота на гребнях волн (рус.) // Военный парад : журнал. — 2009. — Сентябрь (т. 95, № 05). — С. 8—9. — ISSN 1029-4678.