Дерп, Клотильда фон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Клотильда фон Дерп

Клотильда фон Дерп (нем. Clotilde von Derp, настоящее имя Clotilde Margarete Anna Edle von der Planitz, 5 ноября 1892 — 11 января 1974) — немецкая танцовщица.

Биография

Клотильда фон Дерп родилась в 1892 г. в Берлине. Её родителями были Ганс Эдлер фон дер Планиц и Маргарета фон Мушвиц.

Будучи ребёнком Клотильда мечтала быть скрипачкой, но поняла, что у неё есть талант танцевать. Танцу она училась у педагогов Юлии Бергман[нем.] и Анны Орнелли из Мюнхенской оперы.

Её первое выступление состоялось 25 апреля 1910 г. в Hotel Union, там она взяла себе сценический псевдоним Клотильда фон Дерп. Зрители были в восторге от её красоты и юношеской грации. Макс Рейнхардт поставил с участием Клотильды пантомиму Sumurûn, которая пользовалась большим успехом во время тура в Лондоне. Её фотопортрет работы Рудольфа Дюркоопа[нем.] был представлен в Royal Photographic Society в Лондоне. Клотильда присоединилась к творческому объединению импрессионистов «Синий всадник». В число поклонников Клотильды вошли художники Райнер Рильке и Иван Голль, для её выступлений в Швейцарии русский художник Алексей Явленский делал ей макияж, напоминающий абстрактный потрет.

С 1913 г. Клотильда выступает вместе Александром Сахаровым, с которым она уехала в Швейцарию во время Первой мировой войны. Клотильда и Александр Сахаров стали известны тем, что одевали и мужские, и женские костюмы. Говорили, что мужская одежда только подчёркивает женственность Клотильды. Она одевалась в древнегреческом стиле, например, в танце Danseuse de Delphes (1916 г.). Её наряды были даже более элегантными и современными, чем у Айседоры Дункан, включали серебристые и золотистые парики, шляпы и наряды с украшениями из воска и цветов.

Клотильда и Александр поженились в 1919 г. При поддержке Эдит Рокфеллер[англ.] они выступили в Нью-Йорке в Метрополитен-опера, но особого успеха не имели. До начала Второй мировой войны Клотильда и Александр жили в Париже и выступали вместе под общим именем Les Sakharoff, гастролировали по всему миру, посетили Китай и Японию, Северную и Южную Америки. После разгрома и оккупации Франции немецкими войсками супруги уехали сначала в Испанию, а оттуда Буэнос-Айрес, где жили до 1949 г. В следующем году они совершили тур по Италии и приняли приглашение графа Гвидо Сарачини преподавать танец в Риме. Они работали в Музыкальной академии Киджи в Сиене, а также открыли в Риме свою собственную музыкальную школу.

Клотильда перестала выступать с 1956 г. и прожила остаток жизни в Риме. После смерти мужа в 1963 г. она продала музеям и на аукционе многие оставшиеся записи и костюмы, в том числе и портрет Александра Сахарова, написанный в 1909 г. Она ушла из жизни в 1974 г. В 1997 г. Кёльнский немецкий архив танца приобрёл 65 костюмов, сотни декораций и более 500 фотографий танцевальной пары.

Стиль Клотильды

Клотильда предпочитала танцевать под современную музыку, выбирая меланхоличные композиции Макса Регера, Флорана Шмитта и Игоря Стравинского. Её глаза и улыбки показывали, что ей доставляет удовольствие танцевать и показывать свою стройность и гибкость, даже когда ей было больше сорока лет. Особенно ей удавались интерпретация Prélude à l’après-midi d’un faune Клода Дебюсси. Отмечали, что она танцевала не под ритм, а под музыку, звучавшую у неё в душе.

Примечания

Литература

Ссылки