Денисенко, Пётр Александрович

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пётр Александрович Денисенко
Дата рождения 21 апреля 1961(1961-04-21) (63 года)
Место рождения село Андреевка, Донецкая область, Украинская ССР, СССР
Страна Флаг СССРФлаг России
Научная сфера философия образования
Место работы Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
Московский психолого-социальный университет
Московский государственный лингвистический университет
Альма-матер Донецкое высшее военно-политическое училище
Гуманитарная академия Вооружённых Сил Российской Федерации
Учёная степень доктор философских наук
Учёное звание профессор
Научный руководитель А. И. Горячев
Награды и премии Орден Красной ЗвездыМедаль «За боевые заслуги»

Пётр Алекса́ндрович Денисе́нко (род. 21 апреля 1961, село Андреевка, Донецкая область, Украинская ССР, СССР) — советский и российский военный деятель и философ, специалист в области философии образования. Доктор философских наук (2010), профессор. Профессор и заведующий кафедрой теологии Института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета (с 2022). Ветеран Афганской войны. Полковник запаса.

Биография

Родился 21 апреля 1961 года в селе Андреевка Донецкой области[1][2]. Отец и старший брат были военными[1][2].

В 1982 году окончил Донецкое высшее военно-политическое училище[1][2].

Военная деятельность

Проходил военную службу в Дальневосточном военном округе[1][2].

С марта 1987 по февраль 1989 года — старший лейтенант и заместитель командира инженерно-сапёрной роты 101 мотострелкового полка 5-й гвардейской мотострелковой дивизии[1][3][4]. Он вспоминал: «Наш 101 мотострелковый полк был задействован на протяжении всей зоны ответственности 5 гвардейской мотострелковой дивизии. Также дважды производились операции в населённые пункты Чагчаран (горная часть Афганистана), где стоял один из мотострелковых батальонов 371 мсп. нашей дивизии»[1]. Первым боевым крещением стала полковая операция, проведённая спустя 3 дня после прибытия Денисенко в Афганистан, когда полк блокировал пригород Герата и совместно с Царандой и Афганской армии, проводил проверку кишлаков. После получения приказа занять блок, рота старшего лейтенанта, находясь в отряде обеспечения движения, осуществила взрывным способом обезвреживание нескольких мин[1]. Был участником в операций «Шквал», «Юг» (в провинции Кандагар), в составе полка выполнял боевые задачи в провинциях Аргандаб, Герат и Чагчаран, вспоминая следующее: «Есть такое понятие — „прочёсывание населённых пунктов“, когда по разведданным сообщается нахождение духовских баз и районов бандформирования. Например, однажды была ситуация, когда пришлось, как в годы Великой Отечественной войны, подниматься и идти на „прочёску“, который стал впоследствии неким аналогом атаки. Мне было очень страшно при выполнении приказания „прочесать“ тот или иной район, единственное, что подбадривало, это то, что не только я это чувствовал, я был не один. Было ощущение, что поднимаешься последний раз, а потом подниматься не придётся. Казалось, будто всё стрелковое вооружение, миномёты, стреляют по нам, создавалось живое впечатление, что всё сосредоточено на одном тебе. Наверное, потому что в бой шли первыми офицеры»[1]. Про отношения с местным населением вспоминает следующее: «Я видел, как и хорошее, доброе расположение местного населения к советскому солдату, так и злобу и ненависть. Было и такое, когда на одной из операций командир полка вёл переговоры с главарём бандформирования душманов о том, чтобы эта банда стала договорной, т. е. перешла на сторону народной власти. Переговоры вели, конечно же, с переводчиками обеих сторон. Я вместе с частью своего подразделения блокировал внутренне кольцо. Одновременно с нами находились «воины ислама». У одного из них я впервые увидел анашу. Он расположился возле нас, осторожно прижав оружие к себе, ведь они не выпускают из рук оружие, да и мы тоже «держим ухо востро». И вот он достаёт папиросу, забивает наркотиком, закуривает. И я наблюдаю ситуацию, как он буквально через 5-10 минут превращается в ошалевшего зверя. Я сразу же дал понять своим солдатам, чтобы они были начеку. Ведь кто его знает, что у него на уме..? Видел также, как шли колонны с Чагчарана. К нам подбегали детишки (мы их называли „бача“) и с наивной простотой говорили: „Шурави бакшиши, дай подарок!“. Мы давали или мясную тушёнку из говядины или растительные консервы с галетами. Тогда при выдвижении колонны, когда мой БТР шёл в отряде обеспечения движения, я увидел лежащую в луже мину. По спине пробежал холодок. Оказывается, эти бачата, которые подбегали у нас просить бакшиши, кинули эту мину на нашем маршруте движения. Пришлось останавливать всю колонну, прыгать в грязь и руками искать эту мину. Повезло, что она была противотанковая, а будь противопехотная, так выдумали бы другой вариант»[1]. В целом о прохождении военной службы в Афганистане Денисенко вспоминал: «Те два года, которые я служил в Афгане, были самыми лучшими не только армейской службы, но и в целом моей жизни! Я увидел самые лучшие качества человека, узнал, что такое дружба, взаимовыручка, взаимопомощь. Одним словом, я познал самые лучшие черты как солдата Советского Союза, так и офицера. Я считаю, что задача, поставленная перед нами, была выполнена самым лучшим образом. Нам не приказывали разорять и уничтожать. Нам приходилось участвовать в решении многих вопросов, которые нельзя было решить с точки зрения политики, например такие, когда поток оружия, наркотиков с подачи Соединённых Штатов Америки с Пакистана шёл через Иран в Советский Союз. Только военным путём можно было решить такие вопросы. Да, это война была не наша. Не мы её организовывали и, по сути дела не мы туда втягивались. Но нам была поставлена задача и мы её выполнили. Говорить „правильно“ или „не правильно“, выполняя приказ, я считаю, это абсурд высшей марки»[1].

Научная и преподавательская деятельность

В 1994 году окончил Гуманитарную академию Вооружённых Сил Российской Федерации по специальности «философия»[5].

В 1997 году в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации под научным руководством кандидата философских наук, доцента А. И. Горячева защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и её Вооружённых Силах: основные противоречия и тенденции развития (социально-философский анализ)» (специальность 09.00.11 — социальная философия)[6].

В 2010 году в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации в защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Парадигмы образования в социокультурном пространстве современного российского общества и армии: социально-философский анализ» (специальность 09.00.11 — социальная философия); официальные оппоненты — доктор философских наук, профессор А. В. Павлов, доктор философских наук, профессор О. Х.-А. Рахимов и доктор философских наук, профессор В. М. Чугунов; ведущая организация — Военная академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации[7].

Был доцентом, начальником кафедры информатики и управления и в 2006–2009 годы — начальником учебного отдела Военного университета Министерства обороны Российской Федерации.

Был профессором кафедры государственного и муниципального управления Московского психолого-социального университета.

Был заместителем начальника учебно-методического отдела Технического пожарно-спасательного колледжа имени Героя Российской Федерации В. М. Максимчука[8].

С 2022 года — профессор и заведующий кафедрой теологии Института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета[5][9].

Автор более 29 научных и 26 учебно-методических трудов[5].

Владеет английским языком[5].

Отзывы

Доктор исторических наук, доцент и начальник кафедры морально-психологического обеспечения Военного университета Министерства обороны Российской Федерации С. А. Сакун следующим образом оценивал исследования Денисенко: «В своих трудах он исследует причины снижения качества подготовки высокопрофессиональных специалистов. Одним таким фактором ухудшения качества подготовки офицеров, по мнению П. А. Денисенко, стало снижение профессионального уровня руководящего и преподавательского состава военно-учебных заведений, происшедшего в результате двукратного сокращения боевого и численного состава Вооружённых Сил. Он отмечает, что оттоку из военно-учебных заведений в гражданскую сферу опытных преподавателей и молодых учёных способствовало множество причин, в том числе снижение штатно-должностных категорий преподавательского состава, низкий уровень надбавок за учёные степени и звания, не соответствующий законодательству в области образования»[4].

Кандидат физико-математических наук, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник и начальник отдела молодёжных программ и проектов Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана А. О. Карпов отметил в статье в научном журнале «Философия образования»: «П. А. Денисенко, характеризуя парадигмы образования, выделяет в их структуре три уровня: эндогенный — внутренний и самый глубинный слой, содержащий „антропологические образцы, коды, матрицы, архетипы“; мезогенный — средний уровень, связанный „с формированием определённых профессиональных качеств индивида и социальных групп“; экзогенный — внешний уровень, который суть организационная оболочка из социальных, политических, экономических »и т.п. образцов и моделей»[10].

Награды

Научные труды

Монографии

  • Денисенко П. А. Парадигмальность российского образования: к постановке проблемы. Монография. — М.: ВУ, 2008.

  • Денисенко П. А. Парадигмы образования в социокультурном пространстве современного российского общества и армии. Монография. — М.: ВУ, 2009.

Учебные издания

  • Денисенко П. А. Особенности организации информационно-воспитательной работы в ВУЗе: Учебно-методический бюллетень. — М.: ВУ, 1999.
  • Марченков В. И., Денисенко П. А., Арзамаскин Ю. Н., Чертополох А. А., Будылин К. Ю., Бойчук А. А., Бориснёв С. В., Гнездилов Г. В., Дерешко Б. Ю., Кузьмович В. И., Мельников С. В., Мельник А. И., Некляев О. А., Потапов В. М., Охотников Ю. М., Субботин И. Б., Шестаков А. А., Фоменко П. П., Утяшов Э. К. Технология укрепления воинской дисциплины: Учебник. Допущено Министерством обороны Российской Федерации в качестве учебника для курсантов и слушателей Военного университета. — М.: ВУ, 2005. — 343 с.

Статьи

  • Чертополох А. А., Денисенко П. А. Информационное поле вуза // Право и образование. — 2000. — № 5. — С. 59–62.
  • Денисенко П. А. Информационное поле ВУЗа // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2001. — № 2 (3). — С. 43–49.
  • Денисенко П. А. Управление информационным контуром ВУЗа //Инновации в образовании. — 2001. — № 5. — С. 43–50.
  • Денисенко П. А. Коммуникативный процесс как элемент системы социального управления. — М.: ЦВНИ МО РФ, 2001. Серия Б. Вып. № 57.
  • Денисенко П. А., Кандалов В. И. Совершенствование рекламной деятельности ВУЗа // Право и образование. — 2002. — № 5. — С. 146–157.
  • Денисенко П. А. Служебные полномочия командиров (начальников) как фактор повышения эффективности военно-социального управления // Гуманитарные основы управленческой деятельности (теория и практика): Материалы межвузовской методологической конференции. — Голицыно: ГПИ, 2002.
  • Денисенко П. А., Белкин С. Е. Электронная коммерция как составляющая часть рынка образовательных услуг России: тенденции развития // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2003. — № 6. — С. 104–110.
  • Денисенко П. А., Мармаза С. А. Исторический аспект развития понятия «информация» // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2004. — № 6. — С. 66–72.
  • Шевченко О. К., Денисенко П. А. Высшее учебное заведение как сложная система //Телекоммуникации и информатизация образования. — 2005. — № 4. — С. 16.
  • Денисенко П. А. Информатизация военного ВУЗа: проблемы и пути её решения //Информационные и коммуникативные технологии в образовании – 2005: Материалы международной конференции «ИКТО – 2005», 19 мая 2005 г. — М.: СГУ, 2005.
  • Денисенко П. А. Проблемы и опыт внедрения перспективных информационных технологий на кафедре как центре методической работы // Соискатель. Приложение к «Вестнику Военного университета». — 2006. — № 2.
  • Денисенко П. А., Мелехин И. В. Сущность и правовые аспекты военно-политического управления в Российской Федерации // Право и политика. — 2006. — № 12. — С. 71-79.
  • Денисенко П. А. К вопросу о предмете и структуре философии образования // Социология образования. — 2008. — № 1. — С. 28–41.
  • Денисенко П. А. Современные образовательные технологии и проблема моделирования профессионально-ориентированной деятельности // Социология образования. — 2008. — № 3. — С. 23–30.
  • Денисенко П. А. К постановке проблемы парадигмальности военного образования // Вестник Военного университета. — 2008. — № 2 (14). — С. 48–52.
  • Денисенко П. А. Историческое многообразие парадигм образования российского общества // Вестник Военного университета. — 2008. — № 4 (16). — С. 46–52.
  • Денисенко П. А. Теоретические основы образования и воспитания в высшей школе // Актуальные проблемы воспитательной работы в военно-учебных заведениях Вооружённых Сил Российской Федерации: Материалы научной конференции 18 декабря 2007 г. — М.: ВУ, 2008.
  • Денисенко П. А. Философия образования и XXI век: Информационный бюллетень (выпуск 5). — М.: ВУ, 2008.
  • Денисенко П. А. Роль Русской Православной Церкви в формировании духовности военнослужащих (история и современность) // Материалы научно-практической конференции. — М.: ВУ. 

  • Денисенко П. А. Использование религии в практической работе войсковых психологов // Сборник научных трудов. — № 3, часть 2. — М., ВУ.
  • Денисенко П. А. Военной школе — новую образовательную парадигму // Власть. — 2009. — № 1. — С. 23–26.
  • Денисенко П. А. Парадигмальность образования (социокультурный аспект) // Власть. — 2009. — № 4. — С. 91–94.
  • Денисенко П. А. Конфликт парадигм образования в современном российском обществе и армии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 3. — С. 132–137.
  • Денисенко П. А. Парадигмальность образования как социокультурный феномен // Электронный научный журнал Проблемы безопасности. — 2012. — № 1 (15). — С. 3–4.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Хвастов, 2012.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Мельников М. 28 годовщина вывода советских войск из Афганистана // На линии огня. — 21.02.2017. — № 16 (42).
  3. Список ветеранов 5 гв. мсд присутствующих на встречах 5 мая // 5-я гвардейская Зимовниковская Краснознаменная орденa Кутузова II степени мотострелковая дивизия имени 60-летия СССР
  4. 4,0 4,1 Сакун С. А. Продолжатели традиций Донецкого высшего военно-политического училища в Военном университете // Электронный научный журнал «Вестник адъюнкта».
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Преподаватели кафедры теологии // Московский государственный лингвистический университет
  6. Денисенко, Петр Александрович. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и её Вооружённых Силах: основные противоречия и тенденции развития (социально-философский анализ: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11. — Москва, 1997. — 187 с.
  7. Колледж ТПСК САО рейтинг 190 (458) Денисенко ПА зам нач отдела 100% аттестация на 3г ДОгМ 19.12.17
  8. Кафедра теологии // Московский государственный лингвистический университет
  9. Карпов А. О. Мультипарадигмальная теория образования эпохи постмодерна // Философия образования. — 2014. — № 3 (54). — С. 24.

Литература

Ссылки