Дениев, Альви Алиевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Альви Алиевич Дениев
Псевдонимы Сутарби
Гражданство  СССР
Профессия артист театра
Годы активности 1956—1985
Амплуа комик
Театр Чеченский драматический театр имени Ханпаши Нурадилова
Роли Сутарби
Спектакли
Награды народный артист Чечено-Ингушской АССР

Альви́ Али́евич Дени́ев (Сутарби́) (15 мая 1932, Грозный, Северо-Кавказский край — 25 мая 1985, Самашки, Чечено-Ингушская АССР) — советский чеченский актёр, народный артист Чечено-Ингушской АССР.

Биография

Родился 15 мая 1932 года. В 1937 году был репрессирован его отец. В школу Альви пошёл в старой отцовской шинели, которую ему перешила мама, и отцовской будёновке[1].

В годы депортации учился в вечерней школе, работал токарем на заводе[1].

Дениев хорошо рисовал и танцевал, у него были прекрасные вокальные данные, он исполнял арии известных опер, мечтал поступить в консерваторию[1].

После разоблачения культа личности И. В. Сталина началось возрождение чеченской культуры. Одним из элементов новой политики стало возрождение чеченского государственного ансамбля песни и танца. От желающих записаться не было отбоя. К тому же прошёл слух, что артисты смогут первыми вернуться на родину. Дениев выдержал отбор и был включён в состав ансамбля[1].

После возвращения переселенцев в Чечено-Ингушетию был воссоздан Чечено-Ингушский государственный драматический театр и Дениев перешёл в труппу театра. Вскоре ему была доверена одна из главных ролей в спектакле по пьесе Халида Ошаева «Асланбек Шерипов»[1].

Репертуар театра постепенно расширялся, а Дениев закрепился в труппе как один из главных исполнителей, главным образом, комических ролей. Одно его появление на сцене вызывало смех в зале[1].

Исполнил несколько ролей в кино. После участия в съёмках фильма «Я буду танцевать» ему было присвоено звание Заслуженного артиста Чечено-Ингушетии[1].

Режиссёр театра Гарун Батукаев восстановил бывший в довоенном репертуаре созданный по мотивам фольклорного материала спектакль Нурди Музаева «Мекхаш-Мирза» («Мирза-усач»)[1].

Бедный крестьянин Мирза-усач — выразитель народной мудрости — красочно обрисован драматургами. Он сродни таким персонажам классической драматургии, как Фигаро Бомарше или мольеровский Скапен. Мирза так же, как они, умён, хитёр, энергичен и весел, и если иногда плутует, то лишь для того, чтобы наказать тех, кто обманывает и разными путями грабит простых людей

— писал об этом спектакле театральный критик И. Балкосадский в газете «Грозненский рабочий» в марте 1961 года[1].

В мае 1965 года состоялась премьера комедии «Бож-Али» по одноимённой пьесе драматурга, прозаика и поэта Абдул-Хамида Хамидова. В спектакле были заняты лучшие артисты театра: Асет Исаева, Тамара Алиева, Хава Хакишева, Таибат Саиева, Халимат Мустапаева, Хамид Чимаев, Яраги Зубайраев, Юсуп Идаев, Муталип Давлетмирзаев. Но Дениев, игравший спекулянта Сутарби, не потерялся на их фоне. Он играл в этом спектакле более 500 раз за более чем двадцать лет. Все эти годы спектакль шёл с полным аншлагом, а фразы из него стали крылатыми и разошлись на цитаты. После премьеры спектакля имя этого персонажа прочно закрепилось за Дениевым. Он стал всеобщим любимцем[1].

Это было дитя. Большое дитя… Гениальный комик. Я уверена, что он мог бы покорить мировую сцену. Самое поразительное в его таланте было то, что он не был ни на кого похож. Когда в театр приехала комиссия, они так и сказали: нам не с кем его сравнить! Это был Божий дар. Такие артисты рождаются раз в сто лет... Альви был очень органичен и непосредственен. Он не играл, он жил на сцене! «Бож-Али» смотрели все. Женщины приходили с грудными детьми, в зале можно было увидеть даже людей в инвалидных колясках. 300 аншлагов за год! Люди не могли насытиться этим зрелищем. Хохот в зале стоял такой, что слышно было даже на улице. А однажды Сутарби прикрикнул со сцены во время спектакля на женщину, которая пришла с ребёнком, но вскоре, увлечённая игрой актёров, совершенно перестала следить за своим шалуном: «Женщина, смотри за своим ребёнком!» До сих пор помню, с каким трудом нам, артистам, удавалось сдерживать смех, ведь спектакль продолжается, мы на сцене и надо доиграть до конца. В ответ на реплику Альви последовали шутки из зрительного зала. Сутарби везде успевал, так что вскоре зал буквально стонал от смеха. Я видела, как одного дядечку с большим животом увезла «скорая»... Где-то после третьего акта у него от смеха что-то там защемило в животе,

— рассказывала Заслуженная артистка РСФСР Зулейхан Багалова[2].

Мы все любили смотреть на него из-за кулис. Что он вытворял! Это был фонтан… Он умел поражать зрителя и партнеров на сцене непредсказуемостью творческой импровизации. При этом не отходил от режиссёрской канвы. Даже если он просто прохаживался по сцене, это уже было зрелище! А когда у него было вдохновение, то зритель просто падал с кресел со смеха… В исполнении Альви любая эпизодическая роль становилась главной. Его имени было достаточно, чтобы народ повалил на спектакль. Его не называли по имени — Альви, он был и остается для всех Сутарби. Когда мы привозили «Бож-Али» без Альви, нас смотрели только из уважения к театру. А стоило Альви выйти из автобуса, народ устремлялся к сцене… Но он не умел работать на камеру. Ему нужен был живой зритель, живой контакт,

— вспоминал Народный артист РСФСР Муса Дудаев[2].

Погиб в автомобильной аварии 25 мая 1985 года, когда театр ехал с гастролями в Самашки[2].

Семья

В 1955 году женился. Первенца назвали Казбич. В 1976 году из-за постоянных застолий семья распалась. Дениев женился вторично. У него родились две дочери[2].

Память

  • В 1992 году Театральная площадь в Грозном была переименована в площадь имени Альви Дениева.
  • В 2003 году в Чечне издавался юмористический журнал «Сутарби».

Спектакли

и многие другие.

Фильмография

Примечания

Литература

  • Муса Гешаев. Знаменитые чеченцы. — М.: Мусаиздат, 2006. — Т. 3. — С. 174—195. — 608 с. — 2000 экз.

Ссылки