Дело для начинающего палача

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дело для начинающего палача
чеш. Případ pro začínajícího kata
Постер фильма
Жанр фэнтези
сюрреализм
Режиссёр Павел Юрачек
Автор
сценария
Павел Юрачек
В главных
ролях
Любомир Костелка
Оператор Ян Калиш
Композитор Любош Фишер
Кинокомпания Баррандов
Длительность 102 мин
Страна ЧССР
Язык чешский
Год 1970
Ссылки
IMDb ID 0064843

«Дело для начинающего палача» (чеш. Případ pro začínajícího kata) — чехословацкий художественный чёрно-белый фильм 1969 года, снятый Павлом Юрачеком и ставший его третьей и последней режиссёрской работой. Фильм, считающийся ярким представителем новой волны чехословацкого кино[1][2], использует мотивы третьей книги «Путешествий Гулливера» о посещении Гулливером летающего острова Лапута и страны Бальнибарби. В начальных титрах фильма говорится: «Если соотечественники Джонатана Свифта сочтут, что после этого фильма Свифт перевернётся в гробу, я приношу им свои извинения».

Работа над сценарием фильма была начата Юрачеком во время службы в армии в начале 1960-х годов, о чём свидетельствуют записи в его «Дневнике», где фильм упоминается под рабочим названием «Гулливер»[3]. Премьера фильма состоялась 3 июля 1970 года. Вскоре после выхода фильма он был запрещён и пролежал «на полке» двадцать лет, а сам Юрачек в 1974 году был вынужден покинуть ЧССР[4].

Сюжет

Внешние изображения
Кадр из фильма: Герой и заяц на дороге

Мужчина, путешествующий на машине по пустынной загородной местности, видит на дороге шлагбаум и едет в объезд. В лесу на крутом спуске его машина падает с обрыва, а сам он, идя пешком, натыкается на дороге на труп одетого зайца, из костюма которого достаёт карманные часы. Затем он приходит к заброшенному дому, вызывающему у него воспоминания о детстве, в том числе об утонувшей девушке по имени Маркета. В этом доме он попадает в волшебную страну Бальнибарби, где его принимают за Гулливера. Он знакомится с жителями страны и переживает ряд абсурдных приключений, в том числе подготовку к казни на гильотине, от которой чудом спасается. Время от времени под разными именами и в разных ситуациях он встречает девушку-блондинку, которую принимает за Маркету из своих воспоминаний, однако она отрицает, что знает его. Пытаясь познакомиться с блондинкой, герой при этом наутро оказывается в одной постели с другой девушкой, брюнеткой Доминикой, от которой стремится убежать.

Столица Бальнибарби находится на летающем острове Лапута, куда герой неожиданно получает приглашение и попадает туда через проход в башне. На Лапуте он встречает людей, представляющихся министрами, и ожидает встретить короля Матеуша, о котором слышал в Бальнибарби. Оказывается, однако, что король уже одиннадцать лет не живёт на Лапуте, потому что уехал в Монако, где работает швейцаром в гостинице. Герой возвращается в Бальнибарби и со временем покидает её на телеге, которую ведёт сельский дурачок.

В ролях

Награды

Отзывы

Критики отмечали сочетание абсурда и сюрреализма в фильме: так, Джонатан Оуэн пишет о том, что фильм Юрачека «раскрывает Абсурдизм в сердце Сюрреального»[6]:50. Он же говорит о том, что в фильме «Мир Бальнибарби представляет собой криптограмму без ключа, наполненную образами, людьми и действиями, напоминающими символы, несмотря на отказ Юрачека раскрыть, что именно они символизируют»[6]:60.

Комментируя мир, показанный в фильме, Никита Поршукевич отмечает, что «Юрачек конструирует свой мир, далекий от свифтовского и такой близкий ему. „Дело для начинающего палача“ становится спором с коммунистическим наследием, избавиться от которого проблематично»[7].

Примечания

  1. Свобода умирала долго. Программа о судьбах чехословацкого искусства после августа 68-го. Дата обращения: 19 сентября 2019. Архивировано 21 октября 2018 года.
  2. The Case for Pavel Jurácek. UC Berkeley Art Museum and Pacific Film Archive. Дата обращения: 21 сентября 2013. Архивировано 25 сентября 2013 года.
  3. Павел ЮРАЧЕК. Дневник. 1959—1974 (предисловие Галины Компаниченко). Дата обращения: 19 сентября 2019. Архивировано 16 марта 2019 года.
  4. Гирин Ю. Н. (ред.) Авангард в культуре XX века. 1900—1930. Теория. История. Поэтика. Кн.1. М.: ИМЛИ РАН им. А. М. Горького, 2010. С. 275.
  5. Případ pro začínajícího kata (1969) — Filmový přehled. Дата обращения: 19 сентября 2019. Архивировано 4 декабря 2019 года.
  6. 6,0 6,1 Jonathan L. Owen. Avant-garde to New Wave: Czechoslovak Cinema, Surrealism and the Sixties. (Berghahn Books, 1 февр. 2011 г.)
  7. Никита Поршукевич. Краткий словарь визуальных образов чехословацкой новой волны. Дата обращения: 19 сентября 2019. Архивировано 21 сентября 2019 года.

Ссылки