Деловая этика

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Деловая этика (также известная, как корпоративная этика) является одной из форм прикладной и профессиональной этики, которая рассматривает этические и моральные принципы или этические проблемы, которые могут возникнуть в деловой среде. Это касается всех аспектов ведения бизнеса и имеет отношение к поведению отдельных лиц и целых организаций.[1] Этические нормы исходят от физических лиц, заявлений организаций или от правовой системы. Нормы, ценности, этичной и неэтичной практики являются принципами, которыми руководствуется бизнес. Они помогают предприятиям поддерживать более тесную связь с заинтересованными сторонами.[2]

Деловая этика — это современные организационные стандарты, принципы, наборы ценностей и норм, которые регулируют действие и поведение человека в организации. Деловая этика имеет два аспекта: нормативная деловая этика или описательная деловая этика. Как корпоративная практика и карьерная специализация, эта область деятельности в основном нормативная. Академики, пытающиеся понять деловое поведение, используют описательные методы. Масштаб и количество вопросов деловой этики отражает взаимодействие максимизирующего прибыль поведения с не экономическими проблемами.

Интерес к деловой этике резко возрос в 1980-х и 1990-х годах, как в крупных корпорациях, так и в академических кругах. Например, большинство крупных корпораций сегодня продвигают свою приверженность не экономическим ценностям под такими заголовками, как этические кодексы и уставы социальной ответственности.

Адам Смит сказал: «Люди одной и той же профессии редко встречаются вместе, даже для веселья и развлечения, но разговор заканчивается заговором против публики или какой-то выдумкой для поднятия цен».[3] Правительства используют законы и правила, для определения делового поведения в выгодных направлениях. Этика косвенно регулирует области и детали поведения, которые находятся вне контроля государства. Появление крупных корпораций с ограниченными отношениями и чувствительностью к сообществам, в которых они работают, ускорило развитие формальных этических режимов.[4]

Поддержание этического статуса является обязанностью руководителя предприятия. По мнению Журнала деловой этики «Управление этическим поведением является одной из наиболее распространенных и сложных проблем, с которыми сегодня сталкиваются бизнес-организации»[5]

Деловая этика отражает нормы каждого исторического периода. Со временем нормы развиваются, в результате чего принятое поведение становится нежелательным. Деловая этика и связанное с ней поведение также развивались. Бизнес был вовлечен в рабство,[6][7][8] колониализм,[9][10] и холодную войну .[11]

Термин «деловая этика» широко использовался в Соединённых Штатах в начале 1970-х годов. К середине 1980-х годов не менее 500 курсов по деловой этике прошли 40 000 студентов, используя около двадцати учебников и не менее десяти учебников, при поддержке профессиональных обществ, центров и журналов по деловой этике. Общество деловой этики было основано в 1980 году. Европейские бизнес-школы приняли принципы деловой этики после 1987 года, начиная с Европейской сети деловой этики.[12][13][14] В 1982 году появились первые книги в этой области.[15][16]

Фирмы начали поддерживать свой этический статус в конце 1980-х и начале 1990-х годов, возможно, в попытке дистанцироваться от деловых скандалов, таких как сбережения и кредитный кризис. К концу Холодной войны концепция деловой этики привлекла внимание академических кругов, средств массовой информации и деловых фирм.[13][17][18] Однако критика деловой практики подверглась критике за нарушение свободы предпринимателей, а критики были обвинены в поддержке коммунистов.[19][20] Это затопило дискурс деловой этики как в СМИ, так и в научных кругах.[21] Инициатива оборонной промышленности по деловой этике и поведению (DII) была создана для поддержки корпоративной этики поведения. Эта эпоха положила начало вере и поддержке саморегулирования и свободной торговли, которые подняли торговые тарифы и барьеры и позволили предприятиям объединяться и расширяться в условиях глобальной атмосферы.

Примечания

  1. Business Ethics (Stanford Encyclopedia of Philosophy). Plato.stanford.edu (16 апреля 2008). Дата обращения: 4 июня 2013. Архивировано 12 мая 2008 года.
  2.  (неопр.).
  3. Smith, A (1776/ 1952) An Inquiry Into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Chicago, Illinois: University of Chicago Press, p. 55
  4. Jones, Parker, et al., 2005
  5. Stead, W.E., Worrell, D.L. and Stead, J.G., 1990. An integrative model for understanding and managing ethical behavior in business organizations. Journal of Business Ethics, 9(3), pp.233-242.
  6. Slavery and the Making of America—Episode 1 Архивная копия от 29 июня 2011 на Wayback Machine. Video.google.com. Retrieved on 2010-09-02.
  7. Kingsolver, A. (2008). Capitalism. Encyclopedia of Race and Racism. J. H. Moore. Detroit, Macmillan reference ISBN 0-02-866021-8 pp. 268—271.
  8. Williams, E. (1994 [1944]). Capitalism and Slavery Архивная копия от 4 декабря 2013 на Wayback Machine. Chapel Hill, The University of North Carolina Press. «Slavery was not born of racism: rather, racism was the consequence of slavery. Unfree labor in the New World was brown, white, black, and yellow; Catholic, Protestant and pagan»
  9. King Leopold II King of Belgium—King of the Congo Архивная копия от 10 ноября 2012 на Wayback Machine. Video.google.com. Retrieved on 2010-09-02.
  10. Robotham, D. (2005). Political Economy. A Handbook of Economic Anthropology. J. G. Carrier. Northampton, MA, Edward Elgar ISBN 1-84376-175-0 pp. 41-58
  11. Berger D., Easterly W, et al. (2010) Commercial Imperialism? Political Influence and Trade During the Cold War Архивная копия от 31 мая 2019 на Wayback Machine. NBER Working Paper No. 15981.
  12. Richard T. De George
  13. 13,0 13,1 History of Business Ethics Архивировано 29 июня 2011 года.. Scu.edu (2005-02-19). Retrieved on 2010-09-02.
  14. Madsen, Essentials of Business Ethics
  15. Richard De George, Business Ethics
  16. Manuel G. Velasquez, Business Ethics: Concepts and Cases.
  17. Moon, Chris et al.(2001) Business Ethics. London: The Economist:119-132
  18. MBA Institutes & Business school networks: IIMA, IIMB, IIMC, IIML, IIMK, IIMI, ISB, Great lakes, XLRI, JBIMS, FMS Архивная копия от 30 ноября 2020 на Wayback Machine. Coolavenues.com. Retrieved on 2010-09-02.
  19. Cullather & Gleijeses, 2006 The entire book discusses unethical business practices and CIA collaborating with each other with appropriate documentary evidence.
  20. Confessions of An Economic Hit Man—What Really Goes on Behind Global Affairs Архивная копия от 29 июня 2011 на Wayback Machine. Video.google.com. Retrieved on 2010-09-02.
  21. Chomsky, N. (1989). Necessary Illusions: Thought Control in Democratic Societies London Архивная копия от 30 марта 2022 на Wayback Machine, Pluto Press ISBN 0-89608-366-7.

Литература