Делла Порта, Джакомо
Джакомо делла Порта | |
---|---|
итал. Giacomo della Porta | |
Основные сведения | |
Дата рождения | 1533 |
Место рождения | Порлецца |
Дата смерти | 1602 |
Место смерти | Рим |
Работы и достижения | |
Учёба | Микеланджело Буонарроти, Джакомо да Виньола |
Работа в городах | Рим, Фраскати |
Архитектурный стиль | архитектура Возрождения, маньеризм, архитектура барокко |
Джакомо делла По́рта (итал. Giacomo della Porta; 1532, Порлецца — 1602, Рим) — итальянский архитектор и скульптор, один из наиболее значительных представителей маньеризма. Жил и работал преимущественно в Риме.
Ключевые постройки: возведение спроектированного Микеланджело купола собора святого Петра в Риме, фасад церкви Иль Джезу, церковь Санта-Мария-деи-Монти, вилла Альдобрандини во Фраскати и др.
Биография и творчество
О жизни Джакомо делла Порта известно немногое. Разногласия существуют даже относительно даты и места его рождения. Отчасти это связано с путаницей, возникшей ещё среди современников автора, из-за существования другого архитектора Джован Джакомо делла Порта, происходившего из Милана и упомянутого в жизнеописаниях Вазари.
Известно, что Джакомо делла Порта родился на севере Италии в городке Порлецца, учился у Микеланджело и Виньолы, строил преимущественно в Риме.
После смерти Микеланжело (1564), работая совместно с Виньолой на строительстве собора св. Петра в Риме завершил возведение главного купола, внеся некоторые изменения в проект Микеланджело. Джакомо делла Порта изменил конструкцию и форму купола, сделав её не полусферической, согласно замыслу Микеланджело, а параболической, придав ей более барочные черты.
В 1575 году Джакомо делла Порта завершил по проекту Виньолы церковь Иль-Джезу и создал её фасад, послуживший образцом для многих барочных церквей по всему миру. До 1590-х гг. участвовал в начатом Микеланджело строительстве ансамбля площади Капитолия, включая возведение нового Дворца консерваторов.
Самостоятельно мастер построил многие светские и церковные постройки, несколько римских фонтанов, здание университета Сапиенца в Риме, а также виллу Альдобрандини во Фраскати и капеллу в римской базилике Санта-Мария-сопра-Минерва, работу над которыми прервала его смерть в 1602 году.
Стиль
Продолжая развитие принципов итальянского зодчества эпохи Возрождения, Джакомо делла Порта стремился к напряженным пространственным решениям и динамичности архитектурных форм в духе раннего барокко. Вдохновение и образцы для энергичных и выразительных архитектурных решений мастер черпал в творчестве своих учителей, направивших ренессансную архитектуру в новое русло, а также в формах античных построек эпохи эллинизма и поздней Римской империи.
Художественный язык Джакомо делла Порта разнообразен. Мастер комбинирует приемы характерные для Позднего Ренессанса, добавляя к ним новые композиционные решения и авторские находки. В церкви Иль Джезу он удваивает пилястры, стремится подчеркнуть вертикальные членения здания, сокращает скульптурные детали, задуманные Виньолой. Характерно многообразие декоративных элементов — волют, пилястр, полуколонн. Палаццо Палуцци он наделяет более ренессансными пропорциями. Вилла Альдобрандини, несмотря на сдержанный и несколько графичный фасад, в решении многих своих частей являет черты развитого стиля барокко.
-
Церковь Сант-Анастасио деи Гречи на Виа дель Бабуино в Риме. Деталь. 1577
-
Церковь Иль Джезу в Риме. Фасад. 1573—1580
-
Вилла Альдобрандини во Фраскати. 1598-1603
-
Церковь Иль Джезу. Капелла Святого Сердца. 1599
-
Церковь Санта-Мария-аи-Монти в Риме. 1580
Ссылки
- Вёрман К. Среднеитальянское зодчество XVI века
- Гомбрих Э. История искусства. Католическая Европа. Первая половина XVII века
- Собор св. Петра (недоступная ссылка)