Девять достойных

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Девять достойных (Alcalá de Henares, 1585).

Девять достойных — персонификация идеалов рыцарства и вооружённой добродетели в средневековой христианской (католической) традиции. Девять человек, избранных в качестве образа для подражания всем европейским дворянам, которые обязались с оружием в руках стоять за веру.

Девять достойных

Праведные язычники

Честные иудеи

Добрые христиане

Зарождение традиции

Впервые были описаны Иаковом Ворагинским, среди других святых и праведников, в «Золотой легенде» в 1312 году. По другой версии, излагаемой Й. Хёйзингой, впервые описаны в поэме «Обеты павлина»[фр.] Жака де Лонгийона[фр.] в том же 1312 году.[1] С тех пор их жизнеописания изучались всеми молодыми людьми, готовящимися к посвящению в рыцари.

Французский поэт времён Столетней войны Эсташ Дешан (1346—1406), развивший культ Девяти достойных в своих многочисленных балладах, увязывал их почитание с современным ему воинским культом, добавив к их именам имя своего современника Бертрана Дюгеклена, а его покровитель герцог Людовик Орлеанский выставил в замке Куси статую доблестного бретонского коннетабля как десятого из героев[2].

Мотив в искусстве

Образ девяти достойных был частым мотивом в средневековом искусстве Западной Европы (преимущественно в скульптуре и живописи) начиная с XIV века. Также они известны под названиями «Девять принцев», «Девять храбрых» (во Франции), «Девять героев», «Девять мужей славы» (в русском переводе «Дон Кихота»). Изучение жизни, подвигов и храбрости каждого из них считались отправной точкой в формировании мировоззрения того, кто собирался стать рыцарем.

Девять достойных в средневековой западноевропейской иконографии
Три праведных язычника Три честных иудея Три добрых христианина

Примечания

  1. Хейзинга Й. Осень Средневековья. — М.: Наука, 1988. — Глава 4.
  2. Там же. — С. 76.