Перейти к содержанию

Двойник (пьеса Дюрренматта)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Двойник
Der Doppelgänger
Жанр мистический детектив
Автор Фридрих Дюрренматт
Язык оригинала немецкий
Дата написания 1946
Дата первой публикации 1961 (радиопостановка)

«Двойни́к» (нем. Der Doppelgänger) — пьеса Фридриха Дюрренматта в жанре мистического детектива, написанная в 1946 году для постановки на радио и впервые поставленная в 1961 году.

Сюжет

Действие начинается с диалога Режиссёра и Драматурга. Режиссёр просит Драматурга рассказать ему историю для его театра, и тот начинает, предупредив, что история будет сложна, и ещё не до конца сложилась — детали будут сочиняться по мере рассказа.

Пьеса имеет псевдодетективную завязку: некое таинственное убийство, о котором неизвестно ничего: ни место преступления, ни орудие убийства, ни жертва (ни, собственно, — было ли оно). Действующими лицами пьесы являются обвиняемый в этом преступлении герой, так же лишённый имени, фамилии и места жительства, его двойник и некий верховный суд — абстрактная сила, во власти которой — судьбы всех живущих. В конце концов, герой, отчаявшись доказать свою невиновность, вдруг оказывается замешанным в этом убийстве. Пьеса имеет открытый финал, оставляющий место для размышлений[1].

Особенности

«Двойник» — ранняя пьеса автора, где он уже в самом названии обозначил интерес к теме двойничества, проходящей через всё его творчество. Двойники Дюренматта пародирующие друг другa являются признаками того, что Бахтин назвал карнавализацией литературы[2]. Подчёркнуты неправдоподобие, сюрреализм действия; автор отмечает, что всё происходит «как будто во сне».

Пьеса, тяготеющая к трагифарсу, написана под некоторым влиянием творчества Франца Кафки и имеет определённое сходство с романом «Процесс»[3]. Её главная тема — неотвратимость и бессмысленность человеческой судьбы, человек, который под давлением некоей неназываемой силы начинает верить в свою изначальную греховность[1].

Постановки в России

Пьеса трижды ставилась в России[где?][источник не указан 3029 дней]. В 2012 году была поставлена режиссёром Аидой Хорошевой в московском театре «Синематографъ» в рамках проекта «Открытая сцена». Главные роли исполнили Алексей Знаменский и Максим Тиунов[3][4]. Этот спектакль демонстрировался в эфире телеканала «Театр». Спектакль поставлен в минималистических декорациях, весь реквизит составляют железные рамы с чёрно-белыми римскими шторами[3]. Основной язык спектакля — пластика, реплики актёров озвучивает голос за кадром, принадлежащий Егору Сачкову, который играет роль Режиссёра[4]. Хорошева — режиссёр спектакля сознательно выбрала для постановки этой пьесы «Синематографъ», где играют слабослышащие актёры[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Невская, 1990.
  2. Пожидаева В. Г. Семиотика художественного дискурса Фридриха Дюрренматта. — Гуманитарная Академия, 2011. — С. 10. — 224 с. — ISBN 978-5-93762-092-7.
  3. 3,0 3,1 3,2 Стелла Татевосян. Бойся встречи со своим двойником. MuseCube (21 мая 2012). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано 28 января 2013 года..
  4. 4,0 4,1 Елена Мотренко. Играть, не слыша собственного голоса // Вечерняя Москва. — 2012. — 24 октября. Архивировано 26 ноября 2016 года.
  5. «Синематографъ»: Пятый сезон, Кино-Театр.РУ. Архивировано 25 ноября 2016 года. Дата обращения 25 ноября 2016.

Литература

  • Л. Невская. Мир-лабиринт «альпийского затворника» // Фридрих Дюрренматт. Поручение, или О наблюдении за наблюдающим за наблюдателями. — М.: Молодая гвардия, 1990. — С. 169-175. — ISBN 5-235-00772-7.