Дансинг в ставке Гитлера

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дансинг в ставке Гитлера
польск. Dancing w kwaterze Hitlera
Жанр психологическая драма, эротика, экранизация
Режиссёр Ян Баторы
Автор
сценария
Ян Баторы по рассказу Анджея Брыхта
Оператор Витольд Собоциньский
Композитор Войцех Килар
Кинокомпания ТО «Сирена»
Длительность 98 мин.
Страна Флаг Польши ПНР
Год 1968
Ссылки
IMDb ID tt0062858

«Дансинг в ставке Гитлера» — фильм ПНР 1968 года режиссёра Яна Баторы, по мотивам одноимённой повести Анджея Брыхта.

Фильм номинировался Гран-при Кинофестиваля в Карловых Варах «Хрустальный глобус» (1968).

Сюжет

1960-е, Польша. Посещая руины бывшей ставки Гитлера в Герложи под Кентжином юноша Вальдек вспоминает любовь, которую пережил в этих местах

Два года назад, перед уходом в армию, он здесь гостил у бабушки. Катаясь на велосипеде познакомился с Анкой. Девушка из среды «золотой молодёжи». Поожжёная и циничная, опытная в любовных и сексуальных делах девушка играла неопытным парнем. Здесь же познакомилась с туристом из ФРГ — немцем среднего возраста на белом «местреседе». Этот немец пригласил их обоих в ресторан и на прогулку рядом с бывшим гитлеровским бункером, на строительстве которого он когда-то работал. Анка оставила Вальдека и уехала с немцем в отель, где провела с ним ночь, а вернувшись цинично занялась любовью и с Вальдеком. На первом же перекрёстке они молча расстались.

Вальдек, как кажется, уже смирился с судьбой, но никак не может забыть лица Анки….

В ролях

В главных ролях:

В эпизодах:

Критика

Фильм снят по одноимённой повести Анджея Брыхта 1965 года. Эта довольно целомудренная повесть — в СССР была высоко отмечена критикой, в переводе Ю. Абызова напечатала в журнале «Иностранная литература» (1967, № 3), неоднократно ставилась на сцене, в частности в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола режиссёром Владимиром Воробьёвым, — оказалась, к удивлению советских критиков, экранирована в эротическом ключе, что, как отмечалось, сместило акценты и привело к потере главного героя, а главное, режиссёр не заметил иронии рассказа, и его тонкой психологии — никак не рассказывая в сюжете «многое объясняющую предысторию Анки» из повести, упростив историю отказался от психологии в пользу изысканной эротической игры:

Первая же бесконечная панорама по телу героини открывает режиссерский ключ к фильму — необузданное эротическое воображение. Похотливая камера Батория с редким удовольствием и дотошностью совершает это путешествие по телу Анки. Я могу вспомнить только одну панораму подобного рода — в «Опасных связях» Роже Вадима.

Не успевает герой познакомиться со своей Анкой, как попадает на оргию «банановых» мальчиков и девочек, превратившуюся из дешевой танцульки и застенчивых намеков Брыхта в афинскую ночь, со вкусом орнаментированную десятком-другим обнаженных девичьих грудей, прыгающих в яростном ритме биг-бита. Не успевает герой послушать заученную вспотевшим гидом наизусть историю гитлеровской ставки, как здесь же, в развалинах немецкого бункера, некий супермен уже опрокидывает на спину тоскующую даму.

Несостоявшаяся любовь «Аиста» к Анке лишается в фильме всякого социального, более того, всякого личностного подтекста, речь идет только об отсутствии эротического опыта, эротического «образования» у «Аиста»; его девственности — духовной и физической — противопоставлена спокойная опытность всех без исключения окружающих: и седоватого немца с «мерседесом», и «банановых» мальчиков и девочек.

Мирон Черненко, журнал «Искусство кино», 1968 год

Литература

Источники