Дальсгор, Кристен

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кристен Дальсгор
дат. Christen Dalsgaard
портрет Кристена Дальсгора, 1882.портрет Кристена Дальсгора, 1882.
Дата рождения 30 октября 1824(1824-10-30)
Место рождения Усадьба Краббесхольм, близ Скиве
Дата смерти 11 февраля 1907(1907-02-11) (82 года)
Место смерти Сорё
Род деятельности художник
Отец Йенс Дальсгор (дат. Jens Dalsgaard)
Мать Кристиана Расмуссен (дат. Christiane Rasmussen)
Награды и премии

Кристен Дáльсгор (дат. Christen Dalsgaard; 30 октября 1824, усадьба Краббесхольм, близ Скиве — 11 февраля 1907, Сорё) — датский художник-жанрист, представитель национального романтического реализма[1].

Биография

Кристен Дальсгор родился 30 октября 1824 года на севере полуострова Ютландия, в поместье Краббесхольм, близ Скиве, в семье землевладельца Йенса Дальсгора (дат. Jens Dalsgaard) и его жены Кристианы, урождённой Расмуссен (дат. Christiane Rasmussen). С раннего детства он проявил талант к рисованию. Детство проходило на побережье Лим-фьорда и его виды не могли не отразиться на его работах. Позже он изобразит родные места в своих пейзажах[2].

Образование и художественная карьера

Мормон посещает мастерскую плотника, 1856.
Плотник приносит гробик для умершего ребёнка, 1857.

Первоначально Дальсгор обучался на художника-ремесленника. Однако стремление к высокому искусству привело его в октябре 1841 года в стены Датской королевской академии изящных искусств. В июле 1844 он был переведён в гипсовый класс, а в марте 1846 — в модельный, где он учился до 1848. Здесь, помимо прочих педагогов, Кристен Дальсгор учился у профессора живописи Кристофера Эккерсберга, известного, как основателя Золотого века датской живописи. Параллельно с обучением в академии, Дальсгор посещал мастерскую не менее известного мастера-живописца Золотого века — Мартинуса Рёрбю, у которого он брал частные уроки вплоть до самой смерти маэстро в 1848 году. Существенное влияние на творчество Дальсгора оказал историк искусства, профессор академии — Нильс Лауриц Хёйен — известный пропагандист продвижения датского национального искусства, призывавший художников в своём творчестве искать исконно датские мотивы в самых отдалённых уголках страны. Вдохновлённый романтическими идеями Хёйена, Дальсгор оказался одним из трёх наиболее известных датских художников национального романтического реализма наряду с такими художниками, как Фредерик Вермерен и Юлиус Экснер, воспевавших в своих работах жизнь крестьян Ютландии, Зеландии, Фюна и других регионов Дании. Идеи Хёйена шли вразрез с зарубежным искусством, а Дальсгор, возможно, был наиболее последовательным его учеником. Он никогда не выезжал за границу, не совершал образовательные путешествия, как это делали в то время многие датские художники — выпускники академии. Вместо этого он избрал для себя служение исконно датскому искусству. Его живопись носила явно исторический штрих, она отражала обычаи простых людей, крестьян, их повседневные занятия и национальные костюмы[1][2].

Читающая девушка.
Читающая девушка из Силлинга (эскиз).

В 1847 году Дальсгор дебютировал на весенней выставке в Шарлоттенборге. В дальнейшем он будет выставляться там каждый год до конца жизни с перерывами лишь в 1865 и 1870 годах. Его картины пользовались успехом. Замечательны такие работы, как «Пейзаж из Лим-фьорда» 1846 года, «Фермерский мальчик из Саллинга с сумкой» (дат. «Bondedreng fra Salling med vadsæk») 1847 года, «Читающая девушка из Саллинга» (дат. «En læsende pige fra Salling»), 1851. Но настоящим прорывом в его творчестве можно считать картину «Мормоны посещают мастерскую плотника» (дат. «Mormoner på besøg hos en tømrer på landet»), написанную в 1856 году (ныне в Государственном музее искусств). Мормонское движение возникло в США в 20-х годах XIX века. Это движение уже в середине XIX века также проникло и в Данию, внося своё заметное влияние в культуру народа. На картине Дальсгора изображена сцена, где два миссионера-мормона посетили мастерскую плотника. Младший из них ведёт свою проповедь. Жильцы все дома. Одна женщина сидит у детской колыбели, как видно из соседней комнаты, а ее сестра, молодая девушка, стоит у стены, показывая своим видом, что ей холодно. Самое сильное впечатление мормоны произвели на старшего ребёнка, который из страха перед незнакомцами залез под столешницу рабочего стола, откуда он с удивлением смотрит на говорящего молодого миссионера. В то время как он читает свою проповедь, плотник держит в руках и читает брошюру, которую дал ему старейшина, и который теперь стоит рядом и наблюдает за ним. В центральной части мастерской на стуле сидит пожилой мужчина и рядом его дочь, слепая девушка. Они явно не принадлежат жильцам дома, они незнакомцы, которые следовали за мормонами – дочь, надеясь на исцеление, а отец, не решившийся присоединиться к секте, следовал за своей дочерью[3].

Акцентируя своё внимание на жанровой живописи, Дальсгор изображал различные сцены из жизни простых людей, описывал события и явления, которые, на его взгляд, были наиболее значимыми. Одним из таких значимых и печальных явлений в Дании в XIX веке была детская смертность. Из-за отсутствия должной медицины в деревнях её уровень был высок. Об этом художник повествует в своей картине «Плотник приносит гробик для умершего ребёнка» (дат. «Snedkeren bringer ligkisten til det døde barn»), написанную в 1857 году (Государственный музей искусств). В своих работах Дальсгор также изображал известных личностей Дании, например, поэта Стена Блихера в картине 1866 года «Блихер в пустоши беседует с цыганами» (дат. «Blicher på heden i samtale med tatere»)[1][2].

С 1862 по 1892 Кристен Дальсгор преподавал рисование в академии Сорё, а в 1892 году он был назначен титулярным профессором в Датской академии изящных искусств. С 1872 — член этой академии. В 1878 году он принимал участие на Всемирной выставке в Париже.

Кристен Дальсгор умер 11 февраля 1907 года. В 1914 году вдова художника передала его коллекцию народных костюмов в Национальный музей. Она умерла в Сорё 3 ноября того же года. Национальный музей приобрел оставшуюся часть коллекции в 1921 году.

Награды

Кристен Дальсгор был удостоен премии Нойхаузен в 1859 и 1861 годах, медали Торвальдсена в 1861. В 1872 году стал обладателем медали академии. В 1879 стал рыцарем ордена Даннеброг, а в 1904 был награждён Крестом славы ордена Даннеброг.

Личная жизнь

21 августа 1857 года Кристен Дальсгор женился на Хансине Мари Хансен (дат. Hansine Marie Hansen) и пара поселилась в доме во Фредериксберге[2]. В число их знакомых входили такие люди, как Н. Л. Хёйен, Вильхельм Марстранн, Константин Хансен, Вильхельм Кюн, Годфрид Румп, Петер Сковгор, Фредерик Вермерен и Юлиус Экснер.

Выставки

  • Ежегодная весенняя выставка в Шарлоттенборге: 1847—1864 и 1866—1907 гг;
  • Кунстфорейнинн 18 ноября (дат. Kunstnerforeningen af 18. November): 1882 г., 1942 г.;
  • Северная выставка (дат. Nordjysk udstilling), Ольборг: 1933 г.;
  • Всемирная выставка, Париж: 1878 г.;
  • Северная художественная выставка, Копенгаген: 1883 г.;
  • Выставка в здании городской ратуши (Raadhusudstilling), Копенгаген: 1901 г.;
  • Орла Леманн и национальное искусство, художественный музей Вайле: 1986 г.;
  • Отдельные выставки: Кунстфорейнинн, Копенгаген: 1892, 1907 гг.;
  • Костюмы из Саллинга, художественный музей Скиве: 1992 г. (коллекция национальных костюмов Дальсгора)[1].

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Kunst Index Denmark. Художественный указатель Дании. Кристен Дальсгор.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Dansk Biografisk Leksikion. Датская биографическая энциклопедия. Дальсгор, Кристен. Дата обращения: 12 марта 2019. Архивировано 7 сентября 2019 года.
  3. Selskabet for nordisk Kunst. Список произведений живописи, принадлежащих Северному художественному обществу, 1857г. Дата обращения: 21 марта 2019. Архивировано 21 марта 2019 года.

Ссылки