Гэттон, Дэнни

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дэнни Гэттон
Danny Gatton
Основная информация
Имя при рождении Daniel Wood Gatton Jr.
Дата рождения 4 сентября 1945(1945-09-04)
Место рождения Вашингтон, США
Дата смерти 4 октября 1994(1994-10-04) (49 лет)
Место смерти Ньюберг, Мэриленд, США
Страна  США
Профессии гитарист
Годы активности 1960 — 1994
Инструменты Fender Telecaster '53
Жанры кантри, рокабилли, джаз, блюз

Дэнни Гэттон (англ. Danny Gatton, 4 сентября 1945, Вашингтон, США4 октября 1994, Ньюберг, Мэриленд, США) — американский гитарист, сочетавший в своем творчестве кантри, рокабилли, джаз и блюз[1][2]. Прославился жанровой универсальностью, виртуозной техникой и скоростью игры[3]. Известен также яркими выступлениями, в ходе которых играл пивными бутылками вместо слайда или накрыв гриф гитары полотенцем[4]. Свою музыку называл «реднек-джаз»[2].

Широкого коммерческого успеха не добился, а в конце жизни и вовсе испытывал финансовые трудности[3]. Тем не менее был знаменитой фигурой в клубах Вашингтона, имел признание критиков и коллег-гитаристов[3][5]. В прессе получил неформальное звание «Величайший неизвестный гитарист на свете»[6]. Его игрой восхищались Лес Пол, Эрик Клэптон, Вилли Нельсон, Альберт Ли, Винс Гилл и Стив Вай[7][8][9]. Гэттон также был наставником Джо Бонамасса[10][11].

Занимал 63-ю позицию в списке «100 величайших гитаристов всех времён» журнала Rolling Stone в редакции 2003 года[12]. По итогам голосования читателей признавался журналом Guitar Player лучшим кантри-гитаристом 1993 года[3]. Победитель ежегодной номинации «Hot Guitarist» журнала Rolling Stone (1989). Номинировался на премию «Грэмми» в категории «Лучшее инструментальное рок-исполнение» (1991) за свой альбом 88 Elmira St[13].

С 1990 года подразделение Custom Shop компании Fender выпускает именную модель Danny Gatton Signature Telecaster на основе его серьезно модифицированного инструмента Fender Telecaster 1953 года[14][15].

Биография

Начало карьеры

Родился в Вашингтоне в семье музыканта — его отец играл на гитаре в оркестре при отеле Willard InterContinental[16]. В детстве Гэттон слушал пластинки из коллекции своих родителей, и его музыкальный вкус сформировался под влиянием блюза, рокабилли, джаза, вестерн-свинга, кантри и других жанров, популярных в 50-е годы[3]. Начал играть на гитаре с девяти лет, вдохновляясь творчеством Леса Пола, а впоследствии таких гитаристов как Чет Аткинс, Скотти Мур, Уэс Монтгомери, Мерл Трэвис, Дуэйн Эдди, Чарли Крисчен и других[16]. В 13 лет стал заниматься гитарой у знаменитого педагога Софоклеса Папаса[16]. Однако после трёх уроков преподаватель сказал его родителям, что они зря тратят деньги — Гэттон мог правильно сыграть любую партию лишь один раз её услышав[16].

Подростком начал выступать со своей первой группой The Lancers в заведениях Вашингтона и окрестностях[17]. Первоначально играл на гитарах компании GibsonLes Paul и ES-295, но в итоге перешел на Fender Telecaster ‘53[18]. С 1960 года играл с группой The Offbeats. С появлением таких популярных команд как The Beatles, мода на виртуозные гитарные партии стала проходить и музыканты вроде Гэттона перестали цениться в местных клубах[16]. «Мы исполняли старые мелодии, которые нравились нам, а не то, что хотели услышать люди. Все группы, в которых я когда-либо играл, были именно такими», — вспоминал позднее Гэттон[16]. В 1964 году The Offbeats распались и Гэттон, по его собственному выражению, продолжил играть кантри, джаз и рокабилли в своем подвале, а зарабатывал на жизнь выступая с исполнителями соула[16]. Среди коллег он получил прозвище «Усмиритель» (The Humbler), поскольку всегда выигрывал гитарные дуэли, и «Повелитель Телекастера» (The Telemaster) — в соответствии с предпочитаемой им моделью гитары[4][7][19]. Впоследствии эти клички подхватила пресса.

В 1964 году он также пробовал работать сессионным музыкантом в Нью-Йорке и Нэшвилле. Гэттон записывался и гастролировал с Бобби Скоттом, Бобби Чарльзом, Барбарой Мандрелл и Сонни Джеймсом[16]. Кроме того, в Нэшвилле, он познакомился с Роем Бьюкененом, с которым вместе снимал комнату — они стали друзьями и соратниками, проводили совместные джем-сейшны и как гитаристы по-дружески соперничали[14][17]. Однако сессионная деятельность музыканту не понравилась — его не устраивал стандартный репертуар, работа в коллективах с незнакомыми людьми и пребывание вдали от друзей и семьи[16]. В итоге он вернулся в Вашингтон и продолжил играть в клубах, где получил широкую известность как гитарист-виртуоз[17]. Параллельно Гэттон с подачи своего отца, который считал, что сын не сможет прожить, будучи музыкантом, профессионально занимался металообработкой[16]. В 22 года, вскоре после женитьбы, бросил эту работу и посвятил себя музыке полностью[16]. В 1975 году записал со своей группой The Fat Boys дебютный альбом American Music, а затем диск Redneck Jazz (1978)[17].

В конце 70-х годов музыкант предпринял попытку сессионной работы в Лос-Анджелесе, но его не устроил низкий уровень пригласивших его музыкантов и он снова вернулся домой[16]. После выхода сольных альбомов, Гэттон стал получать новые предложения о сотрудничестве от известных исполнителей[17]. В 1979 году Ловелл Джордж позвал его на свой концерт и попросил отправится с ним в турне, но коллаборация не состоялось — Джордж вскоре умер от передозировки наркотиков[16]. В 1980 году Гэттон гастролировал и записывался с Роджером Миллером, а позднее с Робертом Гордоном[20][21]. В том же году, работая в своем гараже, музыкант травмировал сухожилия правой руки и в итоге год не мог играть[16]. Вылечившись, он в нарушение указаний врача, подвинул тяжелый кабинет, повредил руку снова и с тех пор не мог исполнять некоторые приемы[16]. В 1984 году музыкант записал совместный альбом с гитаристом Томом Принчипато Blazing Telecasters.

В силу особенностей характера, Гэттон редко выпускал альбомы, неохотно гастролировал и не хотел переезжать в такие музыкальные центры как Нью-Йорк, Лос-Анджелес или Нэшвилл для расширения своей популярности за счет сессионной работы[21][22]. Вместо этого музыкант старался максимальное время проводить со своей семьей на ферме в штате Мэриленд, где его предки изначально поселились еще до Войны за независимость США[3][16]. По этой причине он брался в основном за локальную работу и отклонил ряд выгодных для карьеры предложений от артистов, которые хотели видеть его своим гитаристом — Джона Фогерти, Бонни Рэйтт и аккомпанирующей группы популярной телепрограммы The Tonight Show[19]. С учетом этих особенностей, а также из-за сложного и эклектичного стиля, не попадавшего в четкие жанровые категории, Гэттон не смог добиться широкой популярности и коммерческого успеха[3][16].

Признание и смерть

Альбом Unfinished Business (1987), наконец, принес Гэттону известность в музыкальной прессе. Диск впоследствии занял 10 место в списке «Top-50 гитарных альбомов 80-х годов» издания Guitar World[23]. Журнал Guitar Player поместил Гэттона на обложку, назвал его «Величайшим неизвестным гитаристом на свете» и задался вопросом: «Кто из знаменитых гитаристов смог бы его превзойти?»[3]. В 1989 году Гэттон победил в ежегодной номинации «Hot Guitarist» журнала Rolling Stone, который также удивился: «Он самый быстрый гитарист из ныне живущих, как же получилось, что никто о нём не знает?»[3]. В рамках серии «Hot Licks» вышло две видеошколы, в которых Гэттон рассказывал о своём стиле и технике игры[24]. Музыкант стал появляться на телевидении — MTV, CBS Evening News’ Nightwatch, Austin City Limits[4][14]. Также он провел аншлаговый гитарный семинар в Музыкальном колледже Беркли[16]. В 1990 году подразделение Custom Shop фирмы Fender начало производство модели Danny Gatton Signature Telecaster — самой дорогой в линейке именных гитар компании на тот момент[3][14].

Благодаря такой известности, Гэттон впервые заключил контракт с крупным лейблом (Elektra) — на семь альбомов[3]. Диск 88 Elmira St (1991) принес ему номинацию на премию «Грэмми» в категории «Лучшее инструментальное рок-исполнение»[25][26]. В 1992 году Гатон совместно с другими музыкантами записал джазовый альбом The New York Stories[27]. В поддержку собственного диска Cruisin' Deuces (1993) он впервые провел сольные гастроли по США[17]. Несмотря на признание критиками, продажи его работ были низкими и в итоге он лишился контракта с Elektra. Еще одним ударом для Гэттона стала смерть от сердечного приступа его ритм-гитариста Билли Виндзора, с которым он работал более 20 лет[17]. На альбоме Relentless (1994) артист сотрудничал с джазовым органистом Джоуи Дефранческо и в поддержку этой работы гастролировал по Европе[17]. Хотя диск получил хвалебные рецензии, коммерчески ситуацию для Гэттона не изменил[21]. Его финансовое положение было неважным и музыкант, в частности, был раздосадован, что не мог закончить реставрацию своего дома[3][28].

4 октября 1994 года Гэттон после короткой перепалки с женой заперся в гараже на своей ферме в городе Ньюберг, штат Мэриленд, и покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову[3][20]. Музыкант не оставил предсмертной записки, но его брат и некоторые коллеги впоследствии отмечали, что на протяжении жизни он страдал от депрессии и его состояние постепенно ухудшалось, что, вероятно, и стало главной причиной случившегося[3][29]. В 1995 году состоялась серия концертов в память о Гэттоне и с целью поддержки его семьи. В мероприятиях приняли участие Лес Пол, Джеймс Бёртон, Альберт Ли, Арлен Рот и другие музыканты[22]. Многие вещи артиста были также проданы на аукционе[20]. В 1998 году прошел ещё один трибью-концерт, деньги от которого пошли на обучение дочери Гэттона в колледже — на мероприятии среди прочих играли Винс Гилл, Альберт Ли, Родни Кроуэлл, Стив Эрл, Арлен Рот, Амос Гарретт и Джон Джордженсон[30][31]. В 2015 году 30 различных музыкантов, в том числе коллеги и почитатели Гэттона, также сыграли концерт в его честь[32].

В настоящий момент в производстве находится два документальных фильма о Гэттоне — The Humbler и Anacosta Delta[33][34]. Второй также коснется Роя Бьюкенена, который был другом Гэттона и чья жизнь, карьера, положение в индустрии и обстоятельства смерти во многом сходны с его собственной судьбой[21].

Личная жизнь

Был женат 26 лет на Джейн Гэттон. У них есть дочь — Холли Гэттон[3]. Семья имела для Гэттона ключевое значение и близость к родным была одной из причин, по которой он не брался за выгодную гастрольную работу, а проводил основное время в Мэриленде[16]. Сам он в свете своей карьеры отмечал, что если бы не его жена, имевшая стабильную работу, он бы жил в парке Лафайет в коробке от стиральной машины и с жестяной кружкой исполнял песню «Willie and the Hand Jive»[16].

Помимо музыки, Гэттон с 16 лет увлекался винтажными автомобилями и их кастомизацией, в частности, стрит-родами 30-х—50-х годов[16]. Свои машины он иногда продавал в сложной финансовой ситуации[16]. В 1990 году музыкант расстался со своей гитарой Fender Telecaster 1953 года, чтобы заполучить четырёхдверный седан 1934 Ford[35] стоимостью порядка $18 тыс. и в итоге был крайне доволен сделкой[3][36]. С тех пор он играл на реплике, которую для него сделала компания Fender[3].

Дискография

Студийные альбомы

Прочее

  • Portraits (1998) [неизданное, 80-е—90-е годы]
  • Untouchable (1998) [неизданное, 1977—1987]
  • Hot Rod Guitar: The Danny Gatton Anthology (1999)

Концертные альбомы

  • Redneck Jazz Explosion, Vol. 1 (1996) [запись 1978 года]
  • Humbler: Live (1996) [запись 1976—1978 годов]
  • In Concert (1997) [запись 1994 года]
  • Funhouse (2005) [запись 1988 года]
  • Oh No! More Blazing Telecasters (2005) [запись 1984 года]
  • Redneck Jazz Explosion, Vol. 2 (2006) [запись 1978 года]
  • Live in 1977: The Humbler Stakes His Claim (2007)

Видеошколы

  • Licks & Tricks
  • Telemaster!
  • Strictly Rhythm Guitar

Примечания

  1. The Sad History of Rock and Roll Suicides (англ.). Ultimate Classic Rock. Дата обращения: 1 апреля 2018. Архивировано 13 февраля 2018 года.
  2. 2,0 2,1 Pareles, Jon. Danny Gatton, Pop Guitarist Known for Virtuosity, Dies at 49 (англ.). Архивировано 12 июля 2018 года. Дата обращения 5 апреля 2018.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 Harrington, Richard. GATTON DEAD OF GUNSHOT WOUND (англ.), Washington Post (6 October 1994). Архивировано 23 июля 2018 года. Дата обращения 1 апреля 2018.
  4. 4,0 4,1 4,2 Danny Gatton Solos with a Full Beer Bottle and Towel (англ.), Guitar World. Архивировано 20 июля 2018 года. Дата обращения 3 апреля 2018.
  5. 100 Greatest Guitarists: David Fricke's Picks. Rolling Stone. Дата обращения: 3 апреля 2018. Архивировано 24 июля 2018 года.
  6. Newsday, From. Danny Gatton; Guitarist With Eclectic Style (англ.), Los Angeles Times (11 October 1994). Архивировано 17 октября 2015 года. Дата обращения 5 апреля 2018.
  7. 7,0 7,1 Forgotten Guitar: Danny Gatton Performs on 'Nightwatch' in 1989 (англ.), Guitar World. Архивировано 6 апреля 2018 года. Дата обращения 5 апреля 2018.
  8. Harrington, Richard. MUSICAL ADMIRATION SOCIETY (англ.), Washington Post (8 January 1998). Архивировано 24 июля 2018 года. Дата обращения 5 апреля 2018.
  9. The Humbler: A New Danny Gatton Documentary Is in the Works (англ.), GuitarPlayer.com. Архивировано 6 апреля 2018 года. Дата обращения 5 апреля 2018.
  10. How 10 Guitar Gods Got Started. Rolling Stone. Дата обращения: 5 апреля 2018. Архивировано 24 июля 2018 года.
  11. Danny Gatton: The Humbler of Americana Guitar Playing - Joe Bonamassa (англ.), Joe Bonamassa (1 January 2016). Архивировано 6 апреля 2018 года. Дата обращения 5 апреля 2018.
  12. 100 Greatest Guitarists of All Time: Danny Gatton | Rolling Stone Music | Lists (19 декабря 2010). Дата обращения: 5 апреля 2018. Архивировано 19 декабря 2010 года.
  13. Danny Gatton (англ.), GRAMMY.com (14 May 2017). Архивировано 24 июля 2018 года. Дата обращения 5 апреля 2018.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 10 Things You Gotta Do to Play Like Danny Gatton (англ.), GuitarPlayer.com. Архивировано 12 июня 2018 года. Дата обращения 5 апреля 2018.
  15. Fender® Musical Instruments. Danny Gatton Signature Telecaster® | Artist Series | Fender® Custom Shop (англ.). www.fendercustomshop.com. Дата обращения: 5 апреля 2018. Архивировано 12 июня 2018 года.
  16. 16,00 16,01 16,02 16,03 16,04 16,05 16,06 16,07 16,08 16,09 16,10 16,11 16,12 16,13 16,14 16,15 16,16 16,17 16,18 16,19 16,20 16,21 HARRINGTON, RICHARD. THE FASTEST GUITAR IN THE EAST (англ.), Washington Post (11 August 1991). Архивировано 23 июля 2018 года. Дата обращения 3 апреля 2018.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 17,5 17,6 17,7 Danny Gatton | Biography & History | AllMusic. AllMusic. Дата обращения: 1 апреля 2018. Архивировано 13 июня 2018 года.
  18. Dave Hunter. Star Guitars: 101 Guitars That Rocked the World. — Voyageur Press, 2014-09. — С. 85. — 290 с. — ISBN 9780760347010. Архивная копия от 24 июля 2018 на Wayback Machine
  19. 19,0 19,1 Danny Gatton: 'World's Greatest Unknown Guitarist' (англ.), NPR.org. Архивировано 20 июля 2018 года. Дата обращения 5 апреля 2018.
  20. 20,0 20,1 20,2 Scott Stanton. The Tombstone Tourist: Musicians. — Simon and Schuster, 2003-09. — С. 320. — 448 с. — ISBN 9780743463300. Архивная копия от 6 апреля 2018 на Wayback Machine
  21. 21,0 21,1 21,2 21,3 Pete Prown, Harvey P. Newquist. Legends of Rock Guitar: The Essential Reference of Rock's Greatest Guitarists. — Hal Leonard Corporation, 1997. — С. 219. — 268 с. — ISBN 9780793540426. Архивная копия от 24 июля 2018 на Wayback Machine
  22. 22,0 22,1 Harrington, Richard. WHILE THEIR GUITARS GENTLY WEEP (англ.), Washington Post (14 January 1995). Архивировано 23 июля 2018 года. Дата обращения 1 апреля 2018.
  23. Guitar World's Top 50 Guitar Albums of the Eighties (англ.), Guitar World. Архивировано 12 июня 2018 года. Дата обращения 5 апреля 2018.
  24. Playlist: Danny Gatton (англ.), GuitarPlayer.com. Архивировано 12 июня 2018 года. Дата обращения 5 апреля 2018.
  25. Nick Talevski. Rock Obituaries: Knocking On Heaven's Door. — Omnibus Press, 2010-04-07. — С. 199—200. — 754 с. — ISBN 9780857121172. Архивная копия от 6 апреля 2018 на Wayback Machine
  26. Danny Gatton (англ.), GRAMMY.com (14 May 2017). Архивировано 24 июля 2018 года. Дата обращения 1 апреля 2018.
  27. New York Stories - Various Artists | Songs, Reviews, Credits | AllMusic. AllMusic. Дата обращения: 7 апреля 2018. Архивировано 13 июня 2018 года.
  28. Nick Talevski. Rock Obituaries: Knocking On Heaven's Door. — Omnibus Press, 2010-04-07. — С. 200. — 754 с. — ISBN 9780857121172. Архивная копия от 24 июля 2018 на Wayback Machine
  29. Danny Gatton, A Guitar Great's Final Note (англ.), EW.com. Архивировано 6 апреля 2018 года. Дата обращения 1 апреля 2018.
  30. Harrington, Richard. MUSICAL ADMIRATION SOCIETY (англ.), Washington Post (8 January 1998). Архивировано 23 июля 2018 года. Дата обращения 1 апреля 2018.
  31. Derek Watts. Country Boy: A Biography of Albert Lee. — McFarland, 2012-11-30. — 281 с. — ISBN 9780786482955. Архивная копия от 6 апреля 2018 на Wayback Machine
  32. McArdle, Terence. A look back at guitarist Danny Gatton and the rise of ‘Anacostia Delta’ blues (англ.), Washington Post (16 February 2017). Архивировано 12 июня 2018 года. Дата обращения 5 апреля 2018.
  33. https://www.thehumblermovie.com/. www.thehumblermovie.com. Дата обращения: 3 апреля 2018. Архивировано 20 июля 2018 года.
  34. Anacostia Delta (англ.). Anacostia Delta. Дата обращения: 3 апреля 2018. Архивировано 20 июля 2018 года.
  35. The Humbler - Danny Gatton Movie. The Humbler - Danny Gatton - Explains why he traded his 53 Telecaster for a 34 Ford (8 сентября 2015). Дата обращения: 11 апреля 2018.
  36. Dave Hunter. Star Guitars: 101 Guitars That Rocked the World. — Voyageur Press, 2014-09. — С. 86. — 290 с. — ISBN 9780760347010. Архивная копия от 24 июля 2018 на Wayback Machine