Гуттузо, Ренато

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ренато Гуттузо
итал. Renato Guttuso
Жанр живопись, графика
Награды -
Премии
Орден Дружбы народов  — 1981
Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» — 1972

Рена́то Гутту́зо (итал. Renato Guttuso; 26 декабря 1911, Багерия, Сицилия — 18 января 1987, Рим) — итальянский живописец, график, почётный член Академии художеств СССР (1962). Один из создателей нового фронта искусств[1].

Биография

Родился в семье землемера Джоакино Гуттузо Фазуло. Первые уроки рисования получил у сельского мастера, занимавшегося росписью повозок. Учась в лицее, посещал курсы художника-футуриста Пиппо Риццо. В 1931 году Гуттузо участвует в Куадриенналле — проходящей раз в четыре года выставке итальянских художников в Палермо, где две его картины были отмечены критикой. В 1930 году поступил на факультет права в университете Палермо. Через год оставил учёбу и переехал в Рим. Работал реставратором в галерее Боргезе. В Риме Гуттузо сближается с деятелями искусства, оппозиционными режиму Муссолини. Его статья о Пикассо (1933) в газете «Ора» повлекла за собой обвинение со стороны цензуры в нарушении общественной безопасности. Входит (1938) в арт-объединение «Корренте» («Течение»), издающее одноименный литературно-художественный журнал. В 1940 году Гуттузо вступил в Коммунистическую партию Италии (с 1956 — в ЦК Компартии).

В годы Второй мировой войны Гуттузо создаёт одно из знаменитейших своих произведений — «Распятие»: «Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену… Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свои идеи». Картина перекликается с «Герникой» — в центре композиции фигура лошади — прямая цитата шедевра Пикассо[2]. Картина «Распятие» экспонировалась на выставке «Премио Бергамо» (1942) и вызвала недовольство Ватикана. С 1943 года Гуттузо участник движения Сопротивления в составе партизанской бригады Юга.

В 1945 году вместе с Перикле Фаззини, Антонио Корпора и несколькими другими художниками Гуттузо учредил группу Нео-кубиста

В 1946 году он был одним из руководителей группы «Новый фронт искусств» (Fronte Nuovo delle Arti). «Новый фронт искусств» объединял художников различных направлений, провозгласивших своей целью создание новых художественных ценностей. В 1948 году из-за разногласий между реалистами и абстракционистами объединение распалось. С Гуттузо остались художники, исповедующие реалистическую манеру изображения. Илья Эренбург в книге «Люди, годы, жизнь» писал:

Гуттузо — страстный человек, настоящий южанин. До сегодняшнего дня ищет себя: хочет сочетать правду с красотой, а коммунизм с тем искусством, которое любит; он восторженно расспрашивал о Москве и богомольно смотрел на Пикассо; писал большие полотна на политические темы и маленькие натюрморты (особенно увлекала его картошка в плетёной корзине)[3].

Первая персональная выставка Гуттузо состоялась в Лондоне в 1950 году. В 1951 году он стал лауреатом премии Всемирного совета мира за серию рисунков «С нами Бог!», посвящённую гибели 335 заложников в Адреатинских пещерах в 1944 году. Эта серия была издана отдельной книгой в 1945 году.

Наиболее публикуемый итальянский художник современности в СССР 1960—1970-х годах.

Работы

  • «Извержение Этны» (1938);
  • «Казнь в поле» 1938;
  • «Распятие» (1940);
  • Серия акварелей «С нами бог!» (1944);
  • «Захват крестьянами пустующих земель в Сицилии» (1948);
  • «Серные копи» (1955);
  • «Женщина у телефона» (1959);
  • «Кафе „Греко“» (1976);
  • «Альберто Моравиа» (1982)

Без информации о дате:

  • «Ван Гог в борделе»
  • «Крыши города Палермо»
  • «Буги-вуги»
  • «Девушки Палермо»
  • «Пикассо и его персонажи»
  • «Обнажённая»
  • «Расстрел патриотов»
  • «Натюрморт»
  • «Кактус»
  • «Игроки»
  • «Багерия»
  • «Гимнастика»
  • «Балкон»
  • «Француженка из Алжира»
  • «Рынок Вуччирия»
  • «Дома в Палермо»
  • «Рокко с сыном»

Примечания

  1. Luciano Caramel. Il Fronte Nuovo Delle Arti: Nascita Di Una Avanguardia. — Neri Pozza, 1997. — 316 с. — ISBN 9788873056232. Архивная копия от 10 октября 2021 на Wayback Machine
  2. Дзуффи С. Большой атлас живописи. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 339. — ISBN 5-224-03922-3.
  3. Эренбург И. Собрание сочинений в девяти томах. — М.: Художественная литература, 1967. — Т. 9. — С. 608.

Ссылки