Гурдвара
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Golden_Temple_1.jpg&width=300)
Гурдвара (пенджаб. ਗੁਰਦੁਆਰਾ, gurduārā или ਗੁਰਦਵਾਰਾ, gurdwārā — врата (дверь) гуру) — сикхское богослужебное архитектурное сооружение, центр религиозной и социальной жизни сикхской общины.
Устройство
Архитектурный облик гурдвары сформировался в XVIII—XIX веке в результате смещения местных традиций, близких к раджпутскими, и элементов исламского (могольского) зодчества[1].
Изначально в гурдваре входы с 4 сторон, что символизировало открытость учения для всех варн[1]. Основным помещением гурдвары является просторный зал. В его центре стоит тахт (трон), а на нём под балдахином лежит экземпляр «Ади Грантх», священной книги сикхов[2]. Рядом с главным залом обычно есть отдельное помещение, куда «Ади Грантх» помещают на ночь[1].
Рядом с гурдварой всегда устанавливают высокий флагшток с нишаном, треугольным знаменем[1].
При крупных гурдварах могут работать лангар, библиотека, гостиница, медицинский центр, помещения для проведения разного рода мероприятий[1].
Роль в жизни общины
Гурдвара — центр общественной жизни общины, где происходят все важнейшие мероприятия. Обычно, после проведения молитвы, сикхи не расходятся, а обсуждают повседневные проблемы, стоящие перед общиной[2].
К гурдваре примыкает общая столовая, называемая лангаром. Здесь готовят блюда и подают их прихожанам[2]. Ланары при стали устраиваться во время правления второго гуру, Ангада (1539—1552). В них могли беспрепятственно получать еду члены разных каст
Часто при гурдваре работает школа[2].
Общественные работы при гурдваре — строительство, ремонт, работа на общественной кухне (трапезной) — обязанность сикхов. Гурдвары являются источником значительных материальных средств, складывающихся из пожертвований верующих и доходов от храмовой земельной собственности.
Важнейшие гурдвары
Гурдвары строились в исторических для сикхов местах и были связаны с именами и деятельностью десяти сикхских гуру. Около 500 гурдвар, в основном в Пенджабе, считаются связанными с теми или иными событиями из истории сикхизма[1].
Наиболее значимые гурдвары служат центрами паломничества во время праздников. Самая главная из них находится в Амритсаре — Хармандир Сахиб («Золотой храм»). Помимо неё почитаются пять такхатов, то есть центров религиозной власти[2], где могут издаваться указы-хукамнама, обязательные для исполнения всей сикхской общиной[1].
Управление
Во времена династии Великих Моголов сикхи подвергались преследованиям со стороны властей. Поэтому управление некоторыми гурдварами, а также значительными землями и суммами денег, связанными с ними, передавали в руки смотрителей, называемых махантами[2]. После завоевания британцами Пенджаба маханты сохранили контроль над собственностью общины и даже получили их в частное пользование, став де-факто крупными помещиками. Это вызвало мощное антибританское движение за реформу управления гурдварами[1].
Участники движения добились успеха после Первой мировой войны. В 1919 году появилась Сикхская лига, а в 1920 году был создан сикхский Комитет по управлению гурдварами[1]. В 1925 году британские власти под общественным давлением приняли Закон о гурдварах сикхов, по которому управление храмами перешло в руки сикхской общины[2].
Комитет по управлению гурдварами существует по сей день. В настоящее время он является выборным органом, который осуществляет контроль за деятельностью практически всех гурдвар в Индии[2].