Гунши

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Камень для созерцания, XVIII век

Гунши (кит. 供石, пиньинь gōng shí, также камни для созерцания) — китайское искусство выбора декоративных камней необычной формы. Любовь к камням воплощает даосский принцип единения человека с природой[1]. Кроме того, камни и горы были излюбленным объектом изображения китайских художников[2]. Гунши обычно располагают на искусно выполненных деревянных подставках, стабилизирующих камень и дополняющих его эстетически[1]. Часто камни также выставляли перед белой стеной[2].

Первые дошедшие до нас сведения о декоративных камнях в домах китайских учёных относятся к началу династии Сун (тогда как камни, украшающие китайские сады, известны с танских времён)[2][1]. Ценились камни, похожие на горы, а также камни сложных абстрактных форм, сформированные эрозией, либо незаметно обработанные человеком[2]. Ми Фэй установил критерии оценки камней по толщине, морщинистости, наличию каналов и отверстий, которые применяются и поныне вместе с системой «форма-качество-цвет-текстура»[1].

Типы гунши называются по местности, для которой характерны такие камни; наиболее известны камни из Линби, Индэ, озера Тайху, гор Куньшань, но помимо них выделяется более 30 других разновидностей: Бошаньвэнь, Цайтао, Дахуа, Цзюлунцзян[en], Гэби, зелёные лаошаньские камни, жёлтые восковые камни и так далее[1]. Отдельно ценятся экземпляры, напоминающие пещеры, горы, людей, и животных, в том числе фантастических[2].

Китайские художники начали изображать камни в VIII столетии; постепенно из картин с камнями и цветами возник отдельный жанр живописи, повлиявший на изображение гор[2].

В Корее камни для созерцания именуются сусок[en]*, в Японии — суйсэки[en]*.

Примечания

Литература