Грюнвальдский мост (Краков)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Грюнвальдский мост
Официальное название польск. Most Grunwaldzki
Область применения автомобильный, трамвайный, пешеходный
Пересекает река Висла
Место расположения Польша Краков, Польша
Конструкция
Тип конструкции балочный
Материал железобетон
Число пролётов 3
Общая длина 153 м
Ширина моста 31,4 м
Эксплуатация
Начало строительства 1968
Открытие 1972
50°02′59″ с. ш. 19°56′04″ в. д.HGЯO

Грюнвальдский мост (польск. Most Grunwaldzki) — мост через Вислу в Кракове, Польша. Соединяет дзельницы Старе-Място и Дембники. Является частью дороги Святого Иакова.

Расположение

Соединяет улицу Юзефа Дитля с Грюнвальдской кольцевой развязкой. Рядом с мостом расположены Вавельский замок, костёл на Скалке, конгресс-центр ICE Kraków[pl].

Выше по течению находится Дембницкий мост, ниже — мост Юзефа Пилсудского.

Название

Первоначально планировалось назвать мост в честь Николая Коперника, чтобы отметить 500-летие со дня рождения астронома. Однако в 1972 году, в связи с решением восстановлении памятника Грюнвальдской битвы, разрушенного во время Второй мировой войны, мост получил название Грюнвальдского.

История

Проект моста был разработан в проектном институте Transprojekt Gdański (инженеры Стефан Филипюк, Анджей Тополевич и Юзеф Малиновский)[1]. Строительство велось с 1968 по 1972 гг. Производителем работ было Келецкое мостостроительное предприятие (польск. Kieleckie Przedsiębiorstwo Robót Mostowych), руководителем строительства был инженер Чеслав Квитневский[2].

Конструкция

Мост трехпролётный железобетонный балочный. Схема разбивки на пролеты: 44,0 + 65,0 +44,0 м. Пролетное строение состоит из железобетонных блоков заводского изготовления и монолитных участков (над опорами), объединенных при помощи стальных канатов. Из-за оседания правобережной опоры были дополнительно установлены внешние стягивающие канаты. Опоры из монолитного железобетона на свайном основании из набивных свай (сваи Франки)[1]. Длина моста составляет 153 м, ширина моста — 31,4 м (из них ширина проезжей части — 20 м и два тротуара по 5 м).

Мост предназначен для движения автотранспорта, трамваев, велосипедистов и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 4 полосы для движения автотранспорта и 2 трамвайных пути. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Тротуары отделены от проезжей части металлическим барьерным ограждением. Перильное ограждение металлическое простого рисунка. На левом берегу установлен железобетонный парапет, облицованный гранитом, с надписью Most Grunwaldzki 1972. На правом берегу устроены лестничные сходы на нижний ярус набережной.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Filipiuk S. 50 lat Pracowni Mostowej. — Gdańsk: Transprojekt Gdański, 2005. — С. 30. (польск.)
  2. Ukończenie mostu Grunwaldzkiego — dopiero w czerwcu 1972 r. // Dziennik Polski. — Krakow, 1971. — 25—26 07 (вып. 175). — С. 8. (польск.)

Литература