Грюммер, Элизабет

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Элизабет Грюммер
Elisabeth Grümmer
Основная информация
Имя при рождении Элизабет Шильц
Дата рождения 31 марта 1911(1911-03-31)
Место рождения Нидеръёц (ныне Юц), Лотарингия, Франция
Дата смерти 6 ноября 1986(1986-11-06) (75 лет)
Место смерти Варендорф, ФРГ
Страна  Германия
Профессии оперная певица
Певческий голос сопрано

Элизабет Грюммер, урождённая Шильц (нем. Elisabeth Grümmer; 19111986) — немецкая оперная певица (сопрано).

Биография

Родилась в семье железнодорожного служащего. От отца, музыканта-любителя, Элизабет унаследовала любовь к музыке и театру. Юность будущей певицы прошла в Майнингене, там же она начала свою карьеру — в качестве драматической актрисы. Выйдя замуж за музыканта Детлефа Грюммера, она покинула сцену. Когда её муж получил должность капельмейстера в театре Ахена, она стала брать уроки пения. Герберт фон Караян, работавший тогда в Ахене, способствовал её дебюту в роли одной из цветочных дев в «Парсифале» (1941). Потом она выступала в Дуйсбурге (1942), Праге (1944).

В 1946 году Элизабет Грюммер стала членом ансамбля Берлинской городской оперы (впоследствии — Немецкая опера). В 1950-1960-е годы она имела международный успех в лирических партиях преимущественно немецкого репертуара (Моцарт, Вагнер, Штраус). В 1951 году певица выступила в лондонском театре Ковент-Гарден в партии Евы в «Нюрнбергских мейстерзингерах». В 1953—54 годах Грюммер исполняла на Зальцбургском фестивале партии Донны Анны в «Дон Жуане» и Агаты в «Вольном стрелке» под управлением Вильгельма Фуртвенглера. Среди других записей партия Елизаветы в «Тангейзере» (дир. Конвичный, EMI)[1]. В 1957—1965 годах она участвовала в Байройтском фестивале. Много гастролировала.

Элизабет Грюммер также имела большой успех как песенная исполнительница, включая в свои программы как общепризнанные, так и менее известные произведения. Больших достижений добилась она и в ораториальном жанре (пассионы Баха, «Немецкий реквием» Брамса).

С 1965 года Грюммер была профессором Высшей музыкальной школы Берлина (сегодня — факультет музыки Берлинского университета искусств), также преподавала в Париже и Люцерне. Последнее выступление певицы состоялось 1 января 1972 г. в партии Маршальши в «Кавалере розы».

Оценки

«Кто не знал Элизабет Грюммер, а прежде всего никогда не слыхал её феноменального голоса, тот не может понять, насколько тесно эта певица связана с самим понятием художественной и человеческой искренности. <…> Элизабет Грюммер умела воздействовать на слушателя так открыто, так прямо-эмоционально, как не удавалось никому. С невероятной энергией развила она в себе качества, не достижимые ни для одной из её коллег: красоту голоса в сочетании с абсолютной отчетливостью слова. <…> А поскольку каждое слово исходило из её уст в ясном, легкопонимаемом виде, певице удавалось убеждать своих слушателей, донося до них столь разные смыслы многочисленных вещей её репертуара, удавалось по-настоящему увлекать свою публику. К тому же ей очень помогало то, чему она (не говоря о настоящем актерском „магнетизме“) научилась как актриса в первые восемь лет своей сценической деятельности, — чистота гласных.» ([2])

Примечания

  1. Элизабет Грюммер (Elisabeth Grümmer) | Belcanto.ru. www.belcanto.ru. Дата обращения: 23 сентября 2019. Архивировано 23 сентября 2019 года.
  2. Фишер-Дискау Д. Отзвуки былого: Размышления и воспоминания.- М.: Музыка, 1991

Ссылки