Грудзиньский, Антоний Вавжинец

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Антоний Вавжинец Грудзиньский (польск. Antoni Wawrzyniec Grudziński; 29 июля 1875, Сейны — 3 февраля 1929, Варшава) — польский композитор и музыкальный педагог. Отец Чеслава Грудзиньского.

Окончил Варшавский музыкальный институт по классу фортепиано (1896), ученик Рудольфа Штробля и Александра Михаловского; получил также диплом органиста, занимался композицией под руководством Зыгмунта Носковского[1].

В 1901—1914 гг. руководил в Лодзи музыкальными курсами. В 1914 г. перенёс их в Варшаву, в 1921 г. переименовав в Музыкальный институт Грудзиньского (польск. Instytut muzyczny Antoniego Grudzińskiego); в межвоенной Польше учебное заведение Грудзиньского приобрело статус наиболее популярной (хотя и не самой высококлассной) музыкальной школы[2]. Среди работавших в школе Грудзиньского педагогов в Варшаве и Лодзи были его учитель Носковский (до 1905 г.), пианисты Войтех Гавронский[3] и Зыгмунт Таубе, певицы Амелия Мария Шиманьска (1864—1917)[4] и Маргот Кафталь, певец Францишек Фрешель, скрипач Мауриций Френкель, хоровой дирижёр Завл Зильбертс[5], хоровой дирижёр Тадеуш Йотейко[польск.] и пианистка Маргерита Тромбини[6]. После смерти Грудзиньского его школу в 1936—1940 гг. возглавлял его сын Чеслав.

Сотрудничал с газетой Echo muzyczne как лодзинский корреспондент. В 1908—1909 гг. возглавлял лодзинское певческое общество «Лира»[6][7]. Автор салонных фортепианных пьес, романсов. Сборник упражнений Антония Грудзиньского (польск. Uniwersum: studia pasażowe...) издан Чеславом Грудзиньским в 1953 году.

Примечания

  1. Słownik muzyków polskich. / Red. Józef Chomiński. — Kraków: Polskie Wydaw. Muzyczne, 1964. — T. 1, A-Ł. — S. 173.
  2. Edward D. Wynot. Warsaw Between the World Wars: Profile of the Capital City in a Developing Land, 1918—1939. — Boulder, Col.: East. European Monographs, 1983. — P. 271.
  3. Janusz Cegiełła. Dziecko szczęścia: Aleksander Tansman i jego czasy. — 86 Press, 1996. — T.1. — S. 28.
  4. 20 lat sceny operowej w Łodzi. — Łódź: Teatr Wielki, 1974.
  5. Instytut muzyczny Antoniego Grudzińskiego // Leon Tadeusz Błaszczyk. Żydzi w kulturze muzycznej ziem polskich w XIX i XX wieku. — Warszawa: Stowarzyszenie Żydowski Instytut Historyczny w Polsce, 2014. — S. 116.
  6. 6,0 6,1 Karol Szymanowski. Korespondencja. / Opr. Teresa Chylińska. — Kraków: Musica Iagellonica, 1997. — Tom 3: 1927—1931. — S. 259.
  7. Alfons Pellowski. Kultura muzyczna Łodzi do roku 1918. — Papier-Service, 1994. — S. 179.