Громов, Валентин Владимирович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Валентин Владимирович Громов
Дата рождения 12 марта 1930(1930-03-12)
Дата смерти 7 октября 2022(2022-10-07) (92 года)

Валентин Владимирович Громов (15 марта 1930, Ленинград — 9 октября 2022, Санкт-Петербург, Россия[1]) — русский художник, живописец и график.

Биография

Учился рисованию во Дворце пионеров им. А. А. Жданова, у педагогов М. А. Гороховой[2] и С. Д. Левина[3].

В 1946 поступил в Среднюю художественную школу при Академии Художеств. Соучениками Громова по СХШ были: Александр Арефьев, Александр Траугот, Михаил Войцеховский, Илья Глазунов, Леонид Миронов, Шолом Шварц, Владимир Пекшев (Шагин).

В 1948 г. знакомится с поэтом Роальдом Мандельштамом, оказавшим на него большое влияние.

В 1951 был отчислен из СХШ, вместе с Владимиром Шагиным; его друзья А. Арефьев, А. Траугот и М. Войцеховский были отчислены годом ранее.

В конце 1940-х гг. отчисленные из СХШ художники, в их числе и Валентин Громов, вместе с А. Арефьевым объединились в группу и начали проводить свои небольшие квартирные выставки. «Подобных групп нигде, кроме Петербурга, в сороковых, да и в начале пятидесятых годах не было. Все московские движения относятся к шестидесятым годам… эти люди — пятидесятники, даже точнее, люди сороковых годов»[4].

После СХШ поступает в вечернюю школу и успешно заканчивает её. Работал декоратором в театре. В 1953 году поступил на заочное отделение Московского полиграфического института, на факультет художественного оформления печатной продукции, закончил его. С 1959 по 1998 год работал в типографии как корректор по печати.

В 1956 году, после открытия экспозиции живописи французского импрессионизма и постимпрессионизма в Эрмитаже испытывает сильное влияние французской живописи. На формирование художника в это время оказали влияние французские художники Дега, Тулуз-Лотрек и Ренуар.

Сюжеты работ Громова — театр, сцены в парках и на пляже, виды ленинградских пригородов. Произведения раннего периода (50-х годов) демонстрируют сильное влияние Арефьева, впоследствии художник выработал собственную манеру, сочетающую характерные для арефьевского круга контрасты ярких пятен чистого цвета и фрагментарность композиции с наполненным тонкой лирической интонацией рисунком.

Орден нищенствующих живописцев

В конце 1960-х гг. Александр Арефьев вспоминает о созданном в 1948 г. его соучеником по СХШ, скульптором М. В. Войцеховским «Ордене нищенствующих живописцев», или «Ордене тунеядцев». М. В. Войцеховский назвал свой Орден, по аналогии с основанным в Иерусалиме в 1118 году «Орденом нищенствующих рыцарей», более известным как орден тамплиеров или храмовников. Их образом были два всадника, едущие на одном коне: рыцари были бедны настолько, что даже не могли купить себе коня[5]. Для молодых художников это означало то, что члены Ордена противоположны всякому советскому карьеризму. «Мы просто живём, пишем, рисуем и наслаждаемся искусством» — под этим «стягом» и собрались художники. По аналогии с этим запомнившимся ему названием Арефьев начинает называть узкий круг своих друзей-художников «Орденом непродающихся живописцев».

Литература

  • Валентин Громов. / Любовь Гуревич ./ «Орден непродающихся живописцев» и ленинградский экспрессионизи. // Беспутные праведники, или Орден нищенствующих живописцев. Каталог выставки. СПб.: Новый музей, 2011.
  • Валентин Громов. Каталог персональной выставки. Текст: К. Б. Березовская, Л. Ю. Гуревич. СПб.: K Gallery. 2014
  • Арефьевский круг./ Составитель Любовь Гуревич. — СПб.: ООО «ПРП», 2002.
  • Герои ленинградской культуры. 1950—1980-е гг./ Сост. Лариса Скобкина. — СПб.: Центральный выставочный зал «Манеж». 2005. — С. 161—179.
  • А. И. Струкова.Ленинградская пейзажная школа. 1930-е-первая половина 1940-х. М.: «Галарт», 2011.
  • Валерий Траугот./ Воспоминания. // Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. В 2-х ч. LA (USA), 2010. Ч. 1. С. 268.
  • Бобринская Е. А. Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции. — М.: Ш. П. Бреус, 2012. — С. по указ.
  • Любовь Гуревич. Художники ленинградского андеграунда. Библиографический словарь. СПб.: Искусство—СПб, 2007 г.

Примечания

  1. Реестр профессиональных художников Российской империи, СССР, «русского зарубежья», Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза (XVIII–XXI вв.) | живописцы, графи.... Дата обращения: 10 августа 2018. Архивировано 16 мая 2020 года.
  2. Горохова, Мария Алексеевна(1903—1991), жена художника Льва Юдина http://www.pv-gallery.ru/author/1538/YUdin-L-A/ Архивная копия от 28 ноября 2012 на Wayback Machine
  3. Левин, Соломон Давидович (1907—1990)http://artru.info/ar/26832/ Архивная копия от 7 ноября 2014 на Wayback Machine
  4. В. Г. Траугот.//Герои ленинградской культуры 1950—1980. СПб: ЦВЗ Манеж, 2005. С. 174.
  5. Об Ордене, учреждённом М. Войцеховским, см. дневниковые записи Я. С. Друскина: Друскин Я. С. Дневники / Сост., подгот. текста, примеч. Л. С. Друскиной. — СПб.: Академический проект, 1999. — С. 466.