Гродзовский, Герш Лейбович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Георгий Львович Гродзовский
Герш Лейбович Гродзовский
Место смерти Жуковский, Россия
Научная сфера авиастроение
Место работы Центральный аэрогидродинамический институт
Учёная степень доктор физико-математических наук
Учёное звание профессор
Ученики Кифоренко, Борис Никитич[1]
Известен как учёный в области авиации и космоса, разработчик плазменно-ионных ракетных двигателей
Награды и премии

Гродзовский Герш Лейбович (Георгий Львович; 3 мая 192330 мая 1985) — учёный в области авиации и космоса, разработчик плазменно-ионных ракетных двигателей, доктор физико-математических наук, профессор, лауреат Ленинской премии.

Биография

Гродзовский окончил Воронежский авиационный институт в 1944 году и поступил на работу в ЦАГИ.

В течение 1959 года проводил испытательные запуски разрабатываемого им ионного двигателя малой тяги на переделанных противоракетах В-1000 конструкции Петра Грушина. К началу 1960-х годов рядом ведущих институтов СССР было создано уже несколько моделей электрореактивных двигателей, которые надо было испытать на большой высоте в околоземном пространстве. Поэтому три научных центра страны: ЦАГИ, ЦИАМ и ЛИИ, — вышли с предложением изготовить ракету для испытания опытных образцов ЭРД на высотах до 400 км. Такой ракетой стала трёхступенчатая 1Я2ТА, её в кратчайшие сроки спроектировали, изготовили и использовали для запуска ионосферной лаборатории «Янтарь»[2].

К осени 1970 года был создан и успешно испытан в реальном полёте воздушный ЭРД. Полученные результаты испытаний новой двигательной установки в октябре 1970 года были доложены на XXI конгрессе Международной астрономической федерации советской делегацией в составе: профессор Гродзовский, кандидаты наук Ю. Данилов, Н. Кравцов, М. Маров и В. Никитин, доктор В. Уткин, — в частности, была обнародована зарегистрированная скорость реактивной струи до 140 км/с.

До 1982 года руководил НИО-20 ЦАГИ, позднее работал в НИО-8. Входил в состав учрежденного в августе 1956 года Академией наук СССР Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике[3].

Могила Г. Л. Гродзовского на Быковском мемориальном кладбище

Награды и звания

Библиография

  • В 1966 году при ведущей роли Гродзовского опубликован фундаментальный труд:

Г. Л. Гродзовский, Ю. Н. Иванов, В. В. Токарев. Механика космического полета с малой тягой. — Москва: Физматлит, 1966. — 679 с.

Оценки

  • Украинский учёный в области авиации и космоса Б. Н. Кифоренко в предисловии к одной из своих монографий указывает[1]:

Основное влияние на формирование моих интересов к механике космического полета оказал заведующий 20-м отделением Центрального аэрогидродинамического института им. Н. Е. Жуковского, профессор МФТИ Георгий Львович Гродзовский. Он привлек меня к решению первой серьезной задачи механики космического полета, ввел в сообщество ученых, работавших в этой отрасли, и долгие годы влиял на выбор направлений моих исследований.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Б. Н. Кифоренко. Новая книга: Сингулярные оптимальные управления в механике космического полета. — Киев: Наукова думка, 2017. — 196 с., Космічна наука і технологія (2017).
  2. Долгопрудный в космосе. Долгопрудненские страницы. Дата обращения: 17 марта 2019. Архивировано 25 марта 2019 года.
  3. Российский Национальный комитет по теоретической и прикладной механике - Список членов Национального комитета. www.ipmnet.ru. Дата обращения: 17 марта 2019. Архивировано 21 февраля 2016 года.
  4. Космический мемориал : А. Ф. Кулябин. Космический мемориал. Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано 1 февраля 2017 года.

Литература

  • ГРОДЗОВСКИЙ Герш Лейбович (1923-1985) // XX век. Авиастроение России в лицах / Под ред. Ю.А. Остапенко. — М.: МОО «Общество авиастроителей», 2005. — С. [119-120] (стб. 3, 1, 2). — 552 с. — 1700 экз. — ISBN 5-901262-01-2.