Хуан Грис
Хуан Грис | |
---|---|
Имя при рождении | José Victoriano González-Pérez |
Место рождения | Мадрид, Испания |
Место смерти | Булонь-Бийанкур, Франция |
Жанр | кубизм |
Учёба | Мадридская школа искусств и ремёсел |
Стиль | кубизм |
Хуáн Грис (исп. Juan Gris, настоящее имя: Хосе Викториано Кармело Карлос Гонсалес Перес (исп. José Victoriano González-Pérez); 23 марта 1887, Мадрид — 11 мая 1927, Булонь-Бийанкур) — испанский художник: живописец и скульптор, один из основоположников кубизма.
Биография и творчество
Учился в Мадридской школе искусств и ремёсел, сотрудничал с юмористическими журналами. В ранних работах ощутимо влияние модерна. В 1906 году, сразу после окончания учёбы в Мадриде переехал в Париж, долгое время жил на Монмартре в Бато-Лавуар; познакомился с Матиссом, Модильяни (который написал его портрет, 1915), Леже, Пикассо и Браком, а также с поэтом Максом Жакобом.
Основной жанр его живописи — натюрморт. Первая и одна из наиболее удачных живописных работ Гриса — «Оммаж Пикассо» — была выставлена в 1912 году в Барселоне.
В 1914—1918 годах эволюционировал от аналитического кубизма к синтетическому. Первая персональная выставка Гриса состоялась в 1919 году в Париже, затем последовали экспозиции в Берлине (1923) и Дюссельдорфе (1925).
В 1922—1924 годах сотрудничал с Сергеем Дягилевым и его балетной труппой, занимался книжной иллюстрацией (книги Аполлинера, Реверди, Уидобро). Использовал гуашь и акварель, экспериментировал с техникой коллажа (с 1913 года). Дружил с Пьером Реверди, Гертрудой Стайн, которая старалась всячески поддерживать художника и продвигать его на арт-рынке. В 1924 году Стайн пишет заметку о Хуане Грисе для журнала Little Revue. По мнению Гертруды Стайн, Пикассо стал основателем кубизма, а Грис «пропитал кубизм ясностью и экзальтацией». Несмотря на то, что Грис считал Пикассо своим учителем, в книге «Автобиография Алисы Б. Токлас» Стайн пишет, что Пикассо стал относиться к нему с нескрываемым раздражением. По воспоминаниям Стайн, он был единственным человеком, «которого Пикассо не выносил». Поначалу о Грисе говорили лишь как о последователе Пикассо, но, когда он стал не просто самостоятельным художником, но одним из лидеров кубизма, Пикассо стал ревновать его.
В 1923 и 1925 году в галереях Флехтхайм в Берлине и Дюссельдорфе прошли самые крупные персональные выставки Гриса. К этому времени художник уже создал свои наиболее выдающиеся работы: «Стол художника» (1925) и «Голубой ковёр» (1925)[1].
В середине 1920-х годов Грис много работает над теорией искусства. В 1924 году Грис выступил перед студентами философского факультета Сорбонны с лекцией Despossibilitésdelapeinture («Возможности живописи»)[2]. В своем выступлении Хуан Грис высказал мысль о том, что ни одна работа, которой суждено стать классической, не может выглядеть как предшествующая классика. «В искусстве, как и в биологии, существует преемственность, но отсутствует схожесть с предками. Художники наследуют характеристики предшественников; вот почему никакое важное произведение искусства не может принадлежать никакой другой эпохе, кроме своей собственной…»[3].
Смерть
С октября 1925 года Грис страдал частыми приступами уремии, имел проблемы с сердцем. Умер от почечной недостаточности[4] в Булонь-Бийанкур, западном пригороде Парижа, 11 мая 1927 года, в возрасте 40 лет, оставив жену Жозетт и сына Жоржа.
Наследие
В 1977 году был выпущен каталог, содержащий более 800 работ Хуана Гриса. В 1985 году состоялась большая ретроспективная выставка на родине художника.
На сегодняшний день работы Гриса ставят рекорды на крупнейших аукционах. Картина «Скрипка и гитара» (1913) была продана на торгах Christies за 28 642 500 долларов при эстимейте 18-25 млн. На аукционе 2014 года «Натюрморт со скатертью в клетку» был продан за 56 658 470 долларов[5]. Картина была приобретена Метрополитен-музеем.[6]
Картины
-
Портрет Пикассо. Институт искусств (Чикаго)
-
Мужчина в кафе. 1914. Нью-Йорк
-
Жалюзи. 1914. Галерея Тейт (Лондон)
-
Кружка пива и карты. Коллаж. 1913
- «Натюрморт с гитарой, книгой и газетой» (1919, Музей искусств, Базель)
- «Бутылка и ваза для фруктов» (1919, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид)
- «Окно художника» (1925, Художественный музей, Балтимор)
Примечания
- ↑ José Pierre, Cubism, Heron, 1969, p. 135
- ↑ Handbook, the Peggy Guggenheim Collection, University of California, 1983, p. 26, 83
- ↑ Juan Gris. Écrits. — Éditions de la Nerthe, coll. «La petite classique». — 2014. — ISBN 978-2-916862-54-5.
- ↑ Green, Oxford Art Online: "Juan Gris"
- ↑ Хуан Грис (1887–1927) | Nature morte à la nappe à carreaux | Аукцион импрессионистов и современного искусства (англ.).
- ↑ «Приобретения месяца: август-сентябрь 2018 года» (англ.).
Литература
- на русском языке
- Хуан Грис / Крючкова В. А. // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 22. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5.
- на других языках
- Apollinaire G. Juan Gris. // Apollinaire G. Oevres en prose completes. II. — P.: Gallimard, 1991, p. 39-41
- Kahnweiler D. H. Juan Gris, sa vie, son œuvre, ses écrits. — P.: Gallimard, 1946 (переизд. 1969, англ. изд.: Juan Gris, his life and work. — N. Y.: H.N. Abrams, 1946).
- Juan Gris. — N. Y.: Skira, 1958.
- Jackson Martín R. Juan Gris. — Barcelona: Ediciones Polígrafa, 2005.
- Gris, Juan. 1998. Juan Gris: peintures et dessins, 1887–1927. [Marseille]: Musées de Marseille. ISBN 2-7118-2969-3.
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Мадриде
- Умершие в Булонь-Бийанкуре
- Художники по алфавиту
- Художники Испании XX века
- Художники Франции XX века
- Скульпторы по алфавиту
- Скульпторы Испании
- Скульпторы Франции
- Скульпторы XX века
- Парижская школа
- Мастера натюрморта Испании
- Персоналии:Кубизм
- Художники, известные под псевдонимами