Гриндлтонианцы

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гриндлтонианцы
англ. Grindletonians
Гриндлтон в мае 2007 годаГриндлтон в мае 2007 года
Общие сведения
Место создания Гриндлтон[en]
Основатель Джон Уилсон,
Роджер Брерли[en]
История История Великобритании
Вероисповедание
Религия христианство
Источники права Библия
Распространение
Страны Англия
Регионы Йоркшир, Ланкашир
Языки английский

Гриндлтонианцы (англ. Grindletonians) — секта пуритан, возникшая в городе Гриндлтон[en] в Ланкашире, Англия, примерно в 1610 году. Секта оставалась активной на севере Англии до 1660-х годов. Наиболее заметным лидером был Роджер Брерли[en]. Верования гриндлтонианцев были антиномианскими.

История

Джона Уилсона, который возглавлял общину в Килдвике[en] до появления гриндлтонианства, называли религиозным радикалом и, возможно, он ввёл некоторые из основных концепций секты[1]. Следовательно, община могла придерживаться некоторых верований гриндлтонианства до прибытия Брерли[2].

Брерли, который был священником в Гриндлтоне с 1615 по 1622 год, был главным лидером гриндлтонианцев[2]. Джон Эверард[en] (ок. 1584–1641) был другом Брерли и, возможно, оказал на него влияние[1]. Брерли имел местных последователей, привлекая прихожан из соседнего прихода Гигглсвик[en], но стал более широко известен после судебного разбирательства против него[3]. В октябре 1616 года он предстал перед Верховной комиссией Йоркской архиепископии, чтобы ответить на обвинения в том, что он был радикальным нонконформистом, полагался на движение духа и считал, что все сомнения в спасении могут быть устранены у верующих. Его также попросили отвергнуть пятьдесят ошибочных убеждений, которых он и его последователи якобы придерживались[4]. Брерли, по-видимому, отказался от своих взглядов и пообещал подчиняться в будущем, предположительно, чтобы избежать наказания.

Брерли покинул Гриндлтон в 1634 году, чтобы проповедовать в Килдвике[en], в двадцати милях от него[2]. Его преемник на посту викария в Гриндлтоне, Джон Вебстер (1610-1683), преподавал идеи, аналогичные идеям Брерли[1], и гриндлтонианство продолжало развиваться между 1615 и 1640 годами, получив большое количество последователей в Ланкашире и Йоркшире, и породив другие антиномистские секты[5]. В 1635 году Джон Вебстер[en], священник в Килдвике, предстал перед церковным судом по обвинению в принадлежности к гриндлтонианцам.

в 1640-х годах проповедник по имени Роберт Таун нёс послание гриндлтонианцев в западный Йоркшир и восточный Ланкашир[1]. Последний известный гриндлтонианец умер в 1680-х годах[6].

Верования

В проповеди, прочитанной у Креста Св. Павла[en] 11 февраля 1627 года и опубликованной под названием «Белый Волк» (The White Wolfe) в 1627 году, Стивен Денисон, священник церкви Святой Екатерины, обвинил «гринглтонских (sic) фамилистов» в девяти пунктах антиномистической тенденции. Эти девять пунктов были повторены Эфраимом Пагиттом[en] за Денисоном в его «Ересиографии» (2-е издание, 1645 г.), и на них обратил внимание Александр Росс в своей «Пансебеи» (2-е издание, 1655 г.).

Некоторые идеи Брерли, вероятно, были заимствованы из Theologia Germanica[en][5]. Его учение было антиномианским. Он думал, что одной силы Духа Божьего достаточно, чтобы привести человека к спасению. Гриндлтонианцы считали, что истинный христианин, в котором есть Дух, не грешит[1]. Гриндлтонианцы в своих убеждениях были близки к фамилистам. Они думали, что Дух имеет преимущество перед Буквой (имеется в виду Библия), что любой, у кого есть внутренний свет, имеет право проповедовать, независимо от того, посвящён он в сан или нет, и что человек может жить без греха и достичь Небес на Земле[7].

Влияние

Гриндлтон стоит у подножия холма Пендл[en], где Джордж Фокс (1624—1691), основатель квакерства, получил видения, которые убедили его основать свою секту. Примерно в то же время в регионе возник ряд других неортодоксальных сект[7]. Возможно, на Фокса повлияло мышление гриндлтонианцев. Квакеры Фрэнсис Хоугилл[en] (1618—1669) и Джон Камм (1605–1657) были гриндлтонианцами, потом стали искателями[en], а затем квакерами.

Антиномизм или гриндлтонианство, возможно, также оказали влияние на Энн Хатчинсон (1591—1643)[1].

Примечания

Сноски

Источники