Еле́на И́горевна Григорья́нц (12 августа1965) — российский культуролог, искусствовед, психолог. Кандидат философских наук, доцент.
Биография
Родилась в Ленинграде. Окончила библиотечный факультет ЛГИК им. Н. Крупской (1986). Вторая специальность — психология (окончила РГИ СПбГУ). Кандидат философских наук (диссертация на тему «Книга в культуре: Проблемы функционирования книги и понимания книжного текста», 1993)[1]. Член Ассоциации искусствоведов и критиков АИС (с 2003)[2].
С середины 1980-х годов является перманентным участником художественного процесса Санкт-Петербурга; занимается вопросами современного искусства, психологией и философией творчества. Во второй половине 1980-х годов Елена Григорьянц была близка к группе художников объединения «Невский-25», во многом благодаря чему, сформировалась область профессиональных тем и творческих предпочтений автора. В своих работах исследует проблематику влияния феноменов масс-медиа на современную культуру. Специалист по эстетике и философии книги, книжному искусству. Автор протяженной серии статей про феномен и персоналии «книги художника». Особое место в работах Григорьянц занимает изучение творчества петербургских мастеров, работающих в этом направлении книжного искусства.
Куратор ряда выставочных проектов (СПб).
С осени 2020 руководитель галереи современного искусства "Док-Арт" (Санкт-Петербург).[3]
Ряд статей Е. И. Григорьянц написано в соавторстве с петербургским искусствоведом А. Г. Раскиным.
Регулярно принимает участие в профильных конференциях, в том числе международных (по истории искусства и литературы XX века, искусству книги, философии)[5].
Е. И. Григорьянц разработаны авторские курсы, посвященные особенностям восприятия искусства, психологии рекламы, отдельным направлениям рекламной практики. В разные годы она читала лекции по общим вопросам культурологии, психологии, культуре, этике и психологии в книжном деле, педагогике и методике преподавания, деловому общению, организационной психологии.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Публикации (выборочно)
Публикации (выборочно)
Григорьянц Е. И., Маевский А. «11/22» Алексея Парыгина. — Петербургские искусствоведческие тетради, выпуск 68, СПб: АИС, 2022. — С. 80-83. ISBN 978-5-906442-32-1
«Город»: графические интерпретации в формате книги художника // сб. н. трудов международной научной-практической конференции Графический дизайн: традиции и новации. СПб: СПГУПТД. — 2020. — С. 75-78.
Vladimir Zolotuhhini joonte v`olu// В. Золотухин Женские истории: Каталог международного проекта. — Тарту, 2020. — С. 2—3 (на эстонском языке).
The Futurist Tradition in Contemporary Russian Artists’ Books // International Yearbook of Futurism Studies / Special Issue on Russian Futurism. Ed. by Günter Berghaus. — Walter de Gruyter. Vol. 9 — 2019, 520 p. — pp. 269-296. ISBN 978-3-11-064623-8 (на англ. яз.).[7]
Дуализм. Третья балтийская биеннале искусства книги (каталог выставки). Авт. вст. ст.: И. Гринчель, А. Парыгин, Е. Григорьянц. СПб, 2018. — 100 с., цв. ил. С. 6—7 [8]
Художественный мир Аллы Чебышевой // А. Чебышева. Пятьдесят + пять: Каталог выставки. — СПб., 2017 — С. 2—6.
Художник и время // Художники группы восьми. «Лестница» 2016: Сборник статей. — СПб., 2016. — С. 23—24.
"Книга художника" как феномен современного искусства // Вопросы искусствоведения ХХ — начала XXI века: Материалы международной н-п конф. (Алматы, 5—6 апреля 2016). Посвящается 25—летию Независимости Республики Казахстан 20-летию основания кафедры «История и теория изобразительного искусства». — Алматы, 2016. — С. 115—118.
Русская поэзия в «книге художника»: опыты нового прочтения // Печать и слово СПБ: Сб. нау. трудов. Ч.I Книжное дело. Культурология. Межкультурные коммуникации. — СПб., 2016 — С. 126—134.
В мастерской Алексея Парыгина «Невский — 25» // Петербургские искусствоведческие тетради, выпуск 38., СПб: АИС, 2015. С. 88–92.
«Книга художника»: традиции и новации // «Искусство печатной графики: история и современность». В сб. н. статей по материалам научной конференции Четвертые казанские искусствоведческие чтения 19-20 ноября 2015. — Казань: ГМИИ РТ, 2015. — С. 83-86, ч-б ил.
Дневник как предмет искусства, художник Алексей Парыгин // Вестник СПб Государственного университета технологии и дизайна. — 2015. — Серия 3. № 4, СПб: СПб ГУТД, 2015. — С. 59-62, 9 цв. ил.
Книжная иллюстрация и «книга художника» в творчестве Георгия Ковенчука // Печать и слово Санкт-Петербурга: Сб. науч. трудов. Ч. 1. – СПб., 2015.
«Книга художника» в петербургском искусстве: предпосылки становления и достижения 1970–80-х годов // Печать и слово Санкт-Петербурга. – СПб. 2013.
Новое прочтение текста А. Крученых в книге А. Парыгина // Вестник СП ГУТД. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. – 2012. - № 3.
Вселенная цвета А. Корольчука // А. Корольчук: Живопись, акварель, эстамп: Альбом. Вступ. статья. – СПб: РГПУ им. Герцена, 2012. (Совместно с А. Раскиным).
А. Крученых – А. Парыгин: Диалог с футуризмом в современной «книге художника» // Петербургские искусствоведческие тетради. – В. 25. – СПб., 2012.
Я вижу мечту: несколько слов о живописи А. Корольчука // Петербургские искусствоведческие тетради. – В. 25. – СПб., 2012.
Книготворчество в художественных исканиях футуристов // сб. н. статей по материалам научной конференции Актуальные проблемы изучения творчества И. И. Машкова и художников «Бубнового валета». — В.: Волгоградский музей искусств им. Машкова, 2011.
«Автографическая книга» в рамках направления «Artists book» («книга художника» // XX век. Две России — одна культура: Сборник научных трудов по материалам 14 Смирдинских чтений. – СПб, 2006.
Штрихи к портрету эпохи у петербургских авторов "книги художника". — Библиофилы России. Альманах. Том 2 — М., 2005. — С. 238–253[11].
Диалоги культур в современной петербургской книге художника // Книжная культура Петербурга: Сборник научных трудов по материалам 13 Смирдинских чтений. – СПб., 2004.
Предметы Алексея Парыгина (послесловие к персональной выставке). — Петербургские искусствоведческие тетради, В. 5., СПб: АИС, 2004. С. 10-12[12].
Книга в контексте современной культурной коммуникации // Книга: Исследования и материалы: СПб. 82. — М., 2004.
Созерцая предмет (статья к буклету персональной выставки А. Парыгина). СПб, 2004 [13][14].
Равноденствие II (статья к каталогу одноименной выставки). СПб, 2003 [15].
Диалог поэт – художник в современной петербургской книге художника // Актуальные проблемы теории и истории библиофильства: Материалы 9 Международной конференции. – СПб., 2003 [16].
Образ и пространство книги в творчестве Алексея Парыгина. — ПИТЕРbook, № 12, декабрь 2002. С. 30 — 31.
Книга как социально-психологический феномен // Книга. Культура. Общество: Сборник научных трудов по материалам 12 Смирдинских чтений. Т. 154. — СПб, 2002.
Книга как художественное явление: Попытка феноменологического анализа // Книга. Культура. Общество: Сборник трудов по материалам 11 Смирдинских чтений. – СПб: Университет культуры, 2000.
Книжная иллюстрация в творчестве художника А. Парыгина // Актуальные проблемы теории и истории библиофильства: Материалы 7 международной конференции. — СПб., 1999[18].
Созерцание денег. А. Парыгин. Каталог - Автор вступ. ст. Григорьянц Е., СПб, 1998[19].
Аква-шелк. А. Парыгин. Каталог выставки. - Автор вступ. ст. Петрицкий В. А., Григорьянц Е., Парыгин А., СПб, 1998.
Представление человека о зле и их отражение в демонических образах // Гуманитарный вектор: Вестник Забайкальского отделения Академии гуманитарных наук. – Чита, 1998.
Графика А. Парыгина // Буклет выставки в Лектории Государственного Русского музея. – СПб., 1991–1992.
Живопись А. Корольчука // Буклет выставки в Лектории Государственного Русского музея. – СПб., 1991–1992.
Современное искусство многогранно // Буклет выставки А. Парыгина и А. Корольчука в Санкт-Петербургском Доме кинематографистов. — СПб., 1991 (на рус. и англ. языках).