Грапс, Гуннар

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гуннар Грапс
Gunnar Graps
Гуннар Грапс на фотосессии в 1987 годуГуннар Грапс на фотосессии в 1987 году
Основная информация
Дата рождения 27 ноября 1951(1951-11-27)
Место рождения Тарту, СССР
Дата смерти 17 мая 2004(2004-05-17) (52 года)
Место смерти Таллин, Эстония
Страна  СССР,  Эстония,  США
Профессии певец, музыкант, диск-жокей, радиоведущий
Годы активности 1979—2004
Инструменты барабаны, гитара, губная гармоника, фортепиано, флейта, виолончель
Жанры рок, арт-рок, джаз-рок, прог-рок, блюз-рок, хард-рок, хэви-метал, ритм-энд-блюз, рок-н-ролл
Коллективы Магнетик бэнд, Группа Гуннара Грапса

Гуннар Грапс (эст. Gunnar Graps; 27 ноября 1951, Тарту — 17 мая 2004, Таллин) — советский и эстонский певец и музыкант (барабанщик), легенда эстонской рок-музыки. Один из пионеров Хэви-метал и хард-рока в СССР и Эстонии, продал сотни тысяч пластинок по всему миру, а в 2004 году получил пожизненную награду на Estonian Music Awards. Его сравнивали с Фредди Меркьюри, Миком Джаггером и Элисом Купером, называя «Железным человеком» (эст. Raudmees).

Биография

Начало музыкальной карьеры, 1960-е

Гуннар Грапс в детстве

Гуннар Грапс родился в Таллинне у латыша дирижера, виолончелиста и музыкального педагога Игоря Грапса и его жены-эстонки Салме. Грэпс был вдохновлен музыкой своего отца, когда ему было шесть лет, когда он начал изучать виолончель. В 1964 году, когда ему было всего 13 лет, он присоединился к своей первой группе Satellites в качестве гитариста.

Весной 1967 года Graps присоединился к Micronids, где он играл на барабанах следующие шесть лет. В 1970—1972 годах он служил в армии и в это время выступал с Иво Линна. Еще один год он провел за барабанами в Micronide после того, как вернулся с военной службы.

Весной 1968 года Юри Лина записала около десяти песен Микронида, в том числе произведение Грэпса для его шоу «Pobifo Revüü».

Грапс Начинал свою карьеру в 1965 году с группой «Микронид», позже играл в ансамблях «Руя» и «Орнамент».

1970-е

Гуннар Грапс в 1974 году

После ухода из группы в 1973 году Микронид Грапс создал Ornament, который был одним из пионеров хард-рока в Эстонии и Советском Союзе (Эстония была частью СССР в то время). На музыку Ornament оказали влияние Led Zeppelin и психоделический рок. В 1977 году Грапс окончил Таллиннскую музыкальную школу по специальности ударные инструменты.

В декабре 1976 Грапсом была образована группа «Магнетик бэнд». В разное время группа играла джаз-рок, ритм-энд-блюз и хард-рок.

Начало популярности

В 1980 году на рок-фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси группа получила первую премию, разделив её с Машиной Времени; а две песни — «Трубадур на магистрали» и «Леди блюз» попали на вышедший после фестиваля двойной альбом. Его популярность достигла пика в 1980-х годах. Магнетик Бэнд постоянно гастролировал по Советскому Союзу. В 1982 году газета Washington Post посвятила целую страницу Гуннару Грапсу и Магнетик Бэнд. В 1981 году группа выступила на Ереванском международном поп-рок фестивале, о них написал журнал «Тайм».[источник не указан 2749 дней] В 1982 году из фонограмм разных лет был составлен первый альбом «Магнетик бэнд» — «Розы для папы». Через год группа была запрещена, но её состав оказался устойчивым и с января по август 1984 под новым названием — «Группа Гуннара Грапса» (GGG) — продолжал работать и даже выступил на фестивале в Тарту. Это изменение также означало сдвиг в сторону хард-рока и хэви-метала, жанров, с которыми Magnetic Band уже флиртовал. Все музыкальные группы в Советском Союзе должны были пройти оценку, прежде чем им было разрешено выступать или вообще существовать.

В СССР подули новые ветры, когда Михаил Горбачёв занял место Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза, и GGG столкнулась с меньшим сопротивлением властей.

В 1988 году на «Мелодии» вышел второй альбом — «Горение», выполненный в жанре хэви-метал. Распространение записи было очень широким. После распада СССР группа редко выезжала за пределы Эстонии.

В 1989 году Грапс эмигрировал в США, где пытался проявить себя в местной музыкальной сфере. Попытка не увенчалась успехом, в результате музыканту приходилось перебиваться случайными заработками.

Начало упадка в 1990-х

После восстановления Эстонией независимости в 1991 Грапс всё-таки вернулся 1992 году в Эстонию, работал музыкальным редактором на эстонском радио и музыкантом на пароме, перевозившем пассажиров в Хельсинки и Стокгольм.

Летом 1993 года Грапс был арестован за перевозку анаболиков и провёл два месяца в шведской тюрьме. Выйдя на свободу, записал альбом «Пустые пазухи», включающий как новые песни, так и ранее неопубликованные записи «Магнетик бэнда», но альбом не получил широкого распространения. Поступления от дальнейших альбомов Грапса тоже были незначительными.

Последние годы

В 2003 году у музыканта появилась надежда отправиться в гастрольный тур по России.[источник не указан 2749 дней] Но этой затее не суждено было воплотиться в реальность из-за болезни и смерти Грапса. Последний раз Грапс выступает в Нарве 2003.

Смерть

Полиция получила вызов на улицу Моони около часу ночи. На месте было найдено тело пятидесятидвухлетнего Грапса без следов насилия. Полицию вызвала спутница жизни музыканта. По данным врачей скорой помощи, к моменту прибытия врачей Грапс был уже мёртв. Реанимация никаких результатов не дала. Как сказал информационному агентству BNS Эрк Сепп, гитарист, игравший последние годы с Грапсом, его здоровье в последнее время было не самым лучшим: «Он страдал от затяжной депрессии». «Для меня, — сказал Сепп, — то есть для музыкантов младшего поколения, он был настоящим идолом». Умер от инфаркта у себя дома на улице Моони в Таллине. Похоронен в Таллине на кладбище Рахумяэ.

Наследие

Гуннар Грапс считается эстонцами рок-идолом. Другая популярная эстонская группа Metsatöll заявила, что Гуннар Грапс для эстонского металла означает то же, что и Black Sabbath для всего мира. Кроме того, начались многочисленные трибьют-мероприятия, посвященные рано ушедшему музыканту. Эти мероприятия организованы местной радиостанцией Radio Mania и Hard Rock Club, промоутером местных мероприятий, и проходят в месяцы дня рождения и смерти Грапса. На мероприятии обычно выступают группы местных групп, а также воплощения GGG или Magnetic Band с людьми, с которыми Грапс играл. Гуннар Грапс был внесен в Зал славы рок-кафе, местного паба (которым владеют владельцы Radio Mania, также места, где проходят трибьют-мероприятия) 17 мая 2005 года. В декабре 2005 года Hard Rock Club начал сбор средств для установки мемориального камня на могиле Грапса.

Концерт по сбору средств прошел 5 марта 2006 года в Rock Cafe в Таллинне. Камень был разработан сыном Грапса Яном Грапсом и положен на его могилу на кладбище Рахумяэ 17 мая 2006 года. Кавер-группа — Gunnar's Roses — также была активна в какой-то момент в течение 2005—2006 годов, выступая на Hard Rock Laager в 2005 году (фестиваль хэви-метала, созданный Hard Rock Club) и в небольших пабах. Группу собрал Анри «Сасс» Хинно (барабанщик Manatark и Must Missa), который взял на себя роль барабанщика. Хинно, как известно, является большим поклонником творчества Грапса и спел «Mosaiik» вживую с Gunnar’s Roses.

В 2011 году по пьесе драматурга Ивара Пыллу «Раудмис» Odysseuse eksirännakud, в котором рассказывается о жизни Грапса, была представлена ​​в Новом Тартуском театре в Тарту . В постановке Роберта Аннуса в роли Грапса участвовал актер Юсс Хаасма, а также музыкальная партитура, состоящая из многих самых известных песен Грапса .

Дискография

  • Magnetic band, EP, 1978 (Мелодия, C62 13399-400)
  • Roosid papale («Розы для папы»), LP, 1981 (Мелодия, C60 17019-20)
  • Põlemine («Горение»), 1988 (Мелодия, С60 27765-6)
  • Tühjad pihud («Пустые пазухи»), 1994
  • Gunnar Graps (Eesti Kullafond), 3CD, 2002
  • Rajalt maas (Сошедший с трассы), 2003

Фильмография

Видеозаписи

  • 1984. Концерт в Тартуском рок-клубе
  • 1986. Концерт в Таллинне
  • 1987. Фестиваль в Магадане
  • 2003. Последний концерт Грапса в Нарве

Литература

  • Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке. — М.: Издательство МП «Останкино», 1991.
  • Троицкий Артём. Рок в Союзе. — М.: «Искусство», 1991.

Ссылки

Jaanus Kulli. «Nüüd näeb ka Gunnar seal üleval taevas, et teda on meeles peetud». SL Õhtuleht, 18.05.2006.