Грамматика, Антиведуто
Антиведуто Грамматика | |
---|---|
Антиведуто Грамматика (итал. Antiveduto Grammatica; 1571, Рим — 13 апреля 1626, Рим) — итальянский живописец раннего барокко. Караваджист. Работал в Риме.
Биография
Грамматика родился либо в Сиене, либо в Риме. По словам Джованни Бальоне, художнику дали имя Антиведуто («Предвидящий»), потому что у его отца было предчувствие, что ребёнок вот-вот родится у его жены Артемизии во время путешествия супругов из Сиены в Рим[1].
Антиведуто учился в Риме у Джованни Доменико Анджелини из Перуджи (Giandomenico Perugino), где получил прозвище «Большеголовник» (gran Capocciante) из-за своей специализации в росписи голов известных людей и добился в этом успеха до такой степени, что многие выдающиеся люди Рима стремились заказать ему свой портрет[2]. К 1591 году Антиведуто стал независимым художником. В 1592 году короткое время в его мастерской работал Микеланджело Меризи да Караваджо.
Самая ранняя работа художника из сохранившихся — алтарная картина, изображающая «Христа Спасителя со святыми Станиславом Краковским, святым Адальбертом Пражским и святым Гиацинтом Одровазом» — была написана для главного алтаря церкви Санто-Станислао-деи-Полакки (Santo Stanislao dei Polacchi) в Риме. Грамматика написал также образ Мадонны во второй капелле церкви Санта-Мария-делла-Скала, два тондо: «Святая Чечилия» и «Святая Катарина», которые находятся в Пинакотеке Брера, и «Поклонение пастухов» в капелле Грациани церкви Сан Джакомо дельи Инкурабили (San Giacomo degli Incurabili) на Виа дель Корсо в Риме (1622, 1625).
В 1593 году Антиведуто начал свое сотрудничество с Академии Святого Луки и был описан Джулио Манчини как самый усердный в своей профессии. Он завоевал доверие двух покровителей Академии, кардиналов Федерико Борромео и Франческо Мария дель Монте, и стал тесно связан с последним; настолько, что в 1624 году он был избран на высшую должность академии: стал принцепсом (председателем). Однако вскоре после этого он оказался замешан в скандале в связи с махинациями своего недруга Томмазо Салини, связанными с попыткой продать алтарь Академии предположительно принадлежащий Рафаэлю, привели к унизительному отступлению, когда кардинал Дель Монте вмешался, чтобы восстановить конституцию учреждения. Его состояние было каким-то образом связано с самим кардиналом, которого Барберини очень не одобряли, и его смерть опередила смерть Дель Монте на четыре месяца, в апреле 1626 года.
Смерть Грамматика предшествовала смерти Дель Монте на четыре месяца, он умер в апреле 1626 года.
Произведения художника имеются во многих музеях, в том числе в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, в Национальном музее Прадо в Мадриде, в Музее истории искусств в Вене, в Национальном музее Брукенталя в Сибиу/Германштадте, Румыния, Художественной галерее и музее Келвингроув в Глазго, Галерее Maison D’Art в Монако[3][4][5][6][7][8].
Галерея
-
Святая Екатерина Александрийская. Ок. 1600 г. Холст, масло. Национальный музей Брукенталь, Германштадт, Румыния
-
Святая Чечилия. Между 1611 и 1631 гг. Холст, масло. Прадо, Мадрид
-
Мадонна с Младенцем и Святой Анной. 1610-е гг. Холст, масло. Национальный музей, Варшава
-
Давид с головой Голиафа. Ок. 1610 г. Холст, масло. Палаццо Феррари, Генуя
-
Юдифь с головой Олоферна. 1610-е гг. Холст, масло. Национальный музей, Стокгольм
-
Лютнист. 1610-е гг. Холст, масло. Галерея Сабауда, Турин
Примечания
- ↑ Giovanni Baglione. Le vite de' pittori scultori et architetti. Dal pontificato di Gregorio 13. del 1572. In fino a' tempi di papa Vrbano ottauo nel 1642. — Roma: stamperia d’Andrea Fei, 1642. — Рp. 294—295. — SBN IT\ICCU\NAPE\011153. [1]
- ↑ Pascoli L. Vite de pittori, scultori, ed architetti Perugini. — Rome: Antonio de' Rossi, Strada del Seminario Romano, 1732. — С. 133
- ↑ Works . hermitagemuseum.org. Дата обращения: 24 марта 2019. Архивировано 25 марта 2019 года.
- ↑ Santa Cecilia - Colección - Museo Nacional del Prado . www.museodelprado.es. Дата обращения: 24 марта 2019. Архивировано 24 марта 2019 года.
- ↑ Singende Hl. Cäcilia mit zwei musizierenden Engeln . www.khm.at. Дата обращения: 24 марта 2019. Архивировано 24 марта 2019 года.
- ↑ Solutions. Muzeul National Brukenthal Sibiu . www.brukenthalmuseum.ro. Дата обращения: 24 марта 2019. Архивировано 24 марта 2019 года.
- ↑ FONDAZIONE ZERI - CATALOGO : Glasgow Art Gallery and Museum — Gramatica . catalogo.fondazionezeri.unibo.it. Дата обращения: 24 марта 2019. Архивировано 1 апреля 2019 года.
- ↑ Antiveduto Grammatica - Old Masters - Maison d’Art à Monaco (недоступная ссылка). oldmasters.com. Дата обращения: 24 марта 2019. Архивировано 7 марта 2018 года.
Библиография
- Папи Дж. Aнтиведуто Грамматика. — Кремона: Edizione dei Soncino, 1995
- Ридль Х. Ф. Антиведуто Грамматика (1570/1—1626) . — Берлин: Leben und Werk, 1998
- Трипони А. Антиведуто Грамматика. Один диспут раннего римского сеиченто: Новые документы // История искусства, 2002, № 103. — Рр. 119—140
- Папи Дж. Новые данные об Антиведуто Грамматика // Arte Cristinana, март-апрель 2003. — Рp. 117—124
- Пулини М. Портретист ораториев// Собрание Маттеи и Антиведуто Грамматика. Март 2005. —Рр. 31-39
- Бальоне Дж. Жизнеописания живописцев, скульпторов и зодчих. От понтификата Григория XIII до времён папы Урбана VIII. — Рим: Издание Андреа Фей, 1642. — Рр. 294—295
- Макки А. Личность Караваджо уникальное явление. — Рим: AETAS, 1995
Ссылки
- Орацио и Артемизия Джентилески [2]/ Оцифрованный каталог выставок иМетрополитен-музея и художественных библиотек, содержащий материал о художнике (см. Указатель)