Государственный фонд социальной защиты Азербайджана

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Государственный фонд социальной защиты Азербайджана
  • Azərbaycan Respublikası Dövlət Sosial Müdafiə Fondu
Общая информация
Страна Азербайджан
Дата создания 1992
Руководство
Подчинено Министерство труда и социальной защиты Азербайджана
Устройство
Штаб-квартира Баку, пр. Г. Зардаби, 80
Сайт [1]

Государственный фонд социальной защиты Азербайджана отвечает за регулирование деятельности в сфере социального страхования и пенсионного обеспечения граждан Азербайджанской Республики.

История создания Фонда

В период СССР социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан в Азербайджане обеспечивались государством. Пенсионная система СССР была основана на принципе отсутствия каких-либо отчислений со стороны работающих граждан, а выдача пенсий государством осуществлялась непосредственно из государственного бюджета или бюджета государственных организаций.[1]

В 1990 году был основан Советский Фонд социального страхования, который обязал все предприятия, учреждения, организации, кооперативы, совхозы, колхозы и другие организации в стране вносить отчисления в этот фонд. Вслед за этим, согласно Приказу Кабинета Министров Азербайджанской ССР и Совета Профессиональных Союзов Азербайджанской ССР «О совершенствовании управления в области социального страхования и порядке финансирования в Азербайджанской ССР» от 8 мая 1991 года был создан Фонд Социального Страхования Азербайджанской ССР.

Согласно Приказу Совета Министров СССР «О создании Пенсионного Фонда СССР» от 15 августа 1991 года был учреждён Пенсионный Фонд СССР, и его отделения в союзных республиках, в том числе, в Азербайджанской ССР. Приказом Пенсионного Фонда СССР «Об уплате и учете страховых взносов в Пенсионный Фонд СССР и порядке расходования средств Пенсионного Фонда СССР», Пенсионному Фонду и Фонду Социального Страхования СССР было поручен сбор страховых взносов.

Согласно Указу Президента Азербайджанской Республики от 16 декабря 1991 года Азербайджанское отделение Пенсионного Фонда СССР было переименовано в Пенсионный Фонд Азербайджанской Республики.[2]

1 июня 1992 года Национальное собрание Азербайджана приняло закон «О Норме отчислений для социального страхования и фонда занятости», согласно которому взносы на социальное страхование составляли 40% от фонда заработной платы. Пенсионный фонд должен был получить 85% от этой суммы, а остальные 15% пошли бы в Фонд социального страхования. В целях совершенствования и модернизации системы социального обеспечения в стране 30 сентября 1992 года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования были упразднены, и вместо них был создан Государственный фонд социальной защиты (ГФСЗ).[3] Основной функцией ГФСЗ являлось финансирование государственного пенсионного обеспечения, пособий и расходов по выплатам на территории республики.

Законы о социальном страховании и пенсионные реформы 1997 и 2001 г.г. приблизили сферу социальной защиты в Азербайджане к международным стандартам. В 1997 году в силу вступил Закон Азербайджанской Республики «О социальном страховании», согласно которому Государственный Фонд Социальной Защиты был наделён привилегией осуществления государственного управления в сфере обязательного социального страхования.[3] Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 17 июля 2001 года, была утверждена «Концепция пенсионной реформы в Азербайджанской Республике».[3]

Согласно Закону Азербайджанской Республики от 27 ноября 2001 года «О персонифицированном учете в системе государственного социального страхования», ГФСЗ стал вести персонифицированный учет в системе социального страхования.[3]

4 августа 2003 года функции Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики по предоставлению, финансированию и контролю за выплатами пенсий и дополнительных льгот переданы Государственному фонду социальной защиты. Благодаря реформам единой страховой пенсионной системы, прошедшим в стране до 2006 года, на военнослужащих Вооруженных сил Азербайджана и лиц с особыми званиями распространялось обязательное социальное страхование.[3]

С 22.12.2006 ГФСЗ стал внедрять обязательное социальное страхование, а также назначать трудовые пенсии военнообязанным лицам и лицам со специальным званиями.

В 2011 году был запущен официальный сайт ГФСЗ.[4]

Структура

Фонд возглавляется председателем и двумя заместителями. В состав Фонда входит Совет из семи директоров, которые включают в себя председателя, двух заместителей, председателя Нахчыванской Автономной Республики Азербайджана, главу Центрального аппарата фонда, главу финансово-бюджетного отдела и директора отдела фонда по работе с военнослужащими и лицами с особыми званиями.

В структуру центрального аппарата входят 11 отделов, 2 сектора:

  • Отдел пенсионно-страховой политики и стратегических исследований
  • Финансово-бюджетный отдел
  • Отдел трудовых пенсий
  • Юридический отдел
  • Отдел внутреннего аудита
  • Отдел организации персонифицированного учета
  • Отдел информационных технологий
  • Отдел кадров и кадровой подготовки
  • Отдел учета исполнения бюджета
  • Отдел по работе с пенсионными документами и обращениями
  • Хозяйственный отдел
  • Сектор международных отношений
  • Общий сектор
  • Управление по Нахчыванской Автономной Республике
  • Департамент по работе с крупными страхователями
  • Департамент по работе с юридическими лицами г. Баку
  • Департамент по работе с военнослужащими и лицами со специальными званиями
  • 76 городских (районных) отделений[3].

Основные задачи Фонда

  • подготовка предложений о направлениях государственной политики по социальному страхованию и трудовым пенсиям и участие в реализации этой политики;
  • подготовка проекта бюджета Фонда и обеспечение исполнения утвержденного бюджета;
  • организация сбора страховых взносов по обязательному государственному социальному страхованию у предприятий, учреждений и организаций, их филиалов и представительств, независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, обладающих статусом юридического лица и образованных в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики либо иностранного государства; у физических лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью (страхователей); а также у застрахованных лиц в размере, установленном законодательством;
  • в пределах своих полномочий осуществлять контроль за выполнением требований законодательных актов в области обязательного государственного социального страхования, трудовых пенсий, и использованием этих средств по назначению;
  • осуществлять финансирование всех трудовых пенсий в стране за счет средств обязательного государственного социального страхования и средств государственного бюджета;
  • обеспечивать финансирование следующих расходов за счет средств обязательного государственного социального страхования: трудовые пенсии в соответствии с Законом Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях»; надбавки к государственным пенсиям на основании добровольного (дополнительного) социального страхования; пособие по временной потере трудоспособности (за период, указанный в законодательстве); пособие по беременности и родам; единовременное пособие по рождению ребенка; пособие по уходу за ребенком до достижения возрастного предела, предусмотренного законодательством;
  • полная или частичная оплата санитарно-курортного лечения застрахованных;
  • осуществление мероприятий по занятости;
  • осуществление мероприятий по социальной защите инвалидов;
  • пособие на погребение;
  • осуществление в рамках законодательства мероприятий по обеспечению своей планомерной платежеспособности;
  • обеспечение своевременного исчисления и выплаты платежей по социальному страхованию;
  • организация реализации персонифицированного учета в системе государственного социального страхования;
  • обеспечение своевременного и правильного ввода в индивидуальные лицевые счета сведений, предоставляемых работодателем и застрахованным лицом, их надежного хранения и безопасности;
  • на основании обращения застрахованного лица разъяснение для него правил предоставления сведений, хранящихся на его индивидуальном лицевом счете;
  • на основании заявления застрахованного лица в орган, осуществляющий назначение пенсии, по его запросу о назначении пенсии предоставление сведений с его индивидуального лицевого счета;
  • предоставление разъяснений, касающихся введения персонифицированного учета в системе государственного социального страхования и принятие в этой связи нормативных актов в рамках своих полномочий;
  • выполнение иных обязанностей, предусмотренных законодательством[3].

По данным управления фонда, его доход вырос на 8,7 % в первой половине 2010 года. Количество индивидуальных лицевых счетов застрахованных равно 1732215. В 2011 году 97,2 % (1,916 млрд манатов) из его общих расходов будут включать выплаты населению.

Деятельность ГФСЗ

Осенью 2011 года в систему ГФСЗ была внедрена электронно-цифровая подпись. Был учреждён Центр по выдаче электронно-цифровой подписи[5].

С 11 июля 2013 года Государственный фонд социальной защиты начал автоматическую процедуру назначения пенсии по возрасту из единого центра.

В 2014 году руководством ГФСЗ был внедрён процесс назначения пяти видов социальных пособий:

- по потере трудоспособности

- по беременности и родам

- по рождению ребенка

- по уходу за детьми до 3-х лет

- на погребение[6]

Весной 2015 года было завершено внедрение модели PROST (Pension Reform Options Simulation Toolkit) в систему социального обеспечения[7].

7 августа 2017 года был принят закон «Об обязательном страховании от безработицы», по которому отчисления на обязательное страхование от потери работы должны перечисляться в ГФСЗ[8].

Расходы и доходы ГФСЗ

В 2016 году расходы Государственного фонда социальной защиты составили 3 078,6 млн манатов, из которых 1 100 млн манатов было переведено из государственного бюджета[9]. В 2014 году эти показатели составили 2 928,5 млн манатов и 1 142 манатов соответственно.[10]

Расходы и доходы Государственного фонда социальной защиты на 2017 год составили 3,4 тыс. манатов, из которых 1 270 000 манатов или 37,4 % были переведены из государственного бюджета.[11]

В 2018 году доходы ГФСЗ увеличились на 10, 5 % (95, 01 млн манатов).[12][13]

Международные отношения

ГФСЗ поддерживает тесное сотрудничество с такими организациями, как Программа Развития Организации Объединенных Наций, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития, Международный Валютный Фонд.[3]

ГФСЗ стал полноправным членом Международной Ассоциации Социального Обеспечения (МАСО) на 88-ом по счёту заседании (6-7 мая 2004 года, Женева). На 28-ой Генеральной Ассамблее МАСО (12-18 сентября 2004 года, Пекин) председатель ГФСЗ был избран членом Бюро МАСО.[14]

С ноября 2006 года ГФСЗ стал официальным членом Международной Ассоциации Социальных и Пенсионных Фондов.[14]

На I Всемирном Форуме Социального Обеспечения (10-15 сентября 2007 года, Москва), ГФСЗ был избран членом Руководящего Комитета новообразованной «Европейской Сети» Международной Ассоциации Социального Обеспечения.[3]

См. также

Примечания

  1. Фонд Социальной Защиты. Архивировано 14 июня 2018 года.
  2. Официальный сайт президента Азербайджанской Республики - ДОКУМЕНТЫ » Распоряжения. ru.president.az. Дата обращения: 14 июня 2018. Архивировано 30 марта 2018 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Фонд Социального Страхования АзССР (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 июня 2018. Архивировано 11 января 2018 года.
  4. На интернет-сайте ГФСЗ можно будет рассчитывать размер пенсии. Дата обращения: 14 июня 2018. Архивировано 14 июня 2018 года.
  5. Государственный фонд социальной защиты Азербайджана планирует осуществить внедрение электронно-цифровой подписи (англ.), ictnews.az. Архивировано 14 июня 2018 года. Дата обращения 14 июня 2018.
  6. ГФСЗ Азербайджана автоматизировал назначение пяти видов соцпособий. ru.sputnik.az. Дата обращения: 14 июня 2018. Архивировано 14 июня 2018 года.
  7. Азербайджан переходит на новую модель пенсионного страхования (рус.), Trend.Az (17 апреля 2015). Архивировано 14 июня 2018 года. Дата обращения 14 июня 2018.
  8. Страховой взнос от безработицы будет накапливаться в Госфонде соцзащиты Азербайджана - замминистра (ФОТО) (рус.), Trend.Az (8 августа 2017). Архивировано 14 июня 2018 года. Дата обращения 14 июня 2018.
  9. Расходы Фонда за 2016 год (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 апреля 2019. Архивировано 17 апреля 2018 года.
  10. Расходы Фонда за 2014 год. Дата обращения: 14 июня 2018. Архивировано 17 мая 2017 года.
  11. Государственный бюджет АР. Дата обращения: 14 июня 2018. Архивировано 16 мая 2018 года.
  12. Утвержден бюджет Государственного фонда социальной защиты Азербайджана на 2017 год, Азербайджан - Biznesinfo.az (недоступная ссылка). www.biznesinfo.az. Дата обращения: 14 июня 2018. Архивировано 14 июня 2018 года.
  13. Доходы Госфонда соцзащиты Азербайджана увеличились более чем на 10% (рус.), Trend.Az (10 апреля 2018). Архивировано 14 июня 2018 года. Дата обращения 14 июня 2018.
  14. 14,0 14,1 МИНИСТР ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ МЕРОПРИЯТИИ (рус.). Архивировано 14 июня 2018 года. Дата обращения 14 июня 2018.

Литература

  • Законодательство о социальном обеспечении Азербайджанской Республики (Сборник нормативно-правовых актов) Баку, Издательство «Qanun», 2007г.
  • Отчет Министерства Труда и Социальной Защиты Населения Азербайджанской Республики по итогам 2007 года
  • Отчет о деятельности Министерства Труда и Социальной Защиты Населения Азербайджанской Республики по итогам 2008 года
  • Статистические показатели Азербайджана 2008: Государственный Комитет Статистики Азербайджана Баку: Издательство «Сада», 2008
  • А. Алиев, А. Кулиев Экономические и методологические основы социальной сферы Баку, Издательство «Адилоглы», 2005г.
  • Мамедова М. Н. Адресная социальная помощь как одна из стратегий уменьшения бедности / Материалы научно-практической конференции по теме «Экономика Азербайджана на новом этапе развития: достижения, проблемы, предложения» Баку, Издательство «Эльм», 2006г.
  • Исмаилова Н. Р. Эволюция социальной защиты и социального обеспечения в военной структуре Азербайджанской Республики // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2011

Ссылки