Государственный надзор
Государственный надзор — это деятельность специальных государственных органов по надзору за неподведомственными им лицами, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований нормативно-правовых актов, в процессе которого могут применяться меры государственного принуждения[1][2][3].
Различение контроля и надзора
Нормативное
В законодательстве России функциональные понятия контроля и надзора законодателем смешаны. Например: «государственный контроль (надзор)»[4], «санитарно-эпидемиологический надзор (контроль)»[5]; «под функциями контроля и надзора понимается» [6], такая же ситуация прослеживается и в других нормативно-правовых актах, что позволяет, при наличии различий в дефиниции этих двух понятий, определять их как двуединое явление[7][8][9].
Например, согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» содержит определение «государственного контроля (надзора)»:
Деятельность уполномоченных органов государственной власти<…>, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями <…> требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации<…>, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством России мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями
— 2-ФЗ[4]
Доктринальное
Контроль — это регулярный способ наблюдения, анализа и проверки результатов деятельности объекта с последующей корректировкой при обнаружении отклонений[7][1][10].
Признаки:
- Органы контроля и субъект находятся в подчинённости / подконтрольности;
- Объект — законность, целесообразность действий контролируемого;
- Право контролирующих органов отменять решения субъектов и применять к ним меры административного воздействия[11];
- Возможность корректировки поведения контролируемого[1].
Надзор — это постоянное наблюдение и проверка действий объекта на соответствие предъявляемым требованиям[1]; вид контроля, с преобладанием наблюдательных функций[11].
Признаки:
- Проводит проверку реализации действующих нормативно-правовых актов в различных отраслях управления;
- Периодичность[11].
- Отсутствие подчинённости[10].
Согласно ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»[12] в случае обнаружения нарушений закона прокурором, в ходе осуществления им прокурорского надзора, принимаются меры прокурорского реагирования — протест, представление, предостережение, что означает возможность корректировки действий поднадзорного объекта при выявлении отклонений от заданных стандартов[1].
Интегральными признаками надзора можно принять реализуемые им функции[3]:
- мониторинговая;
- лицензировочная;
- регистрационная;
- уведомительная;
- регламентарная;
- оценочная (соответствия управленческих действий законодательству).
Классификация надзора
По субъекту[2]:
- Административный надзор — наблюдение специально уполномоченными органами за соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
- Прокурорский надзор — осуществляется органами прокуратуры России в сфере государственного управления за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, и соответствию законодательству издаваемых ими правовых актов.
По отраслям[3]:
- Отраслевая (банковский надзор, государственный страховой надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор).
- Межотраслевая надзорная деятельность (прокурорский надзор).
По объекту[3]:
- в отношении неопределённого круга лиц (физических и юридических) вне зависимости от подчинённости и формы собственности (например правил поведения в общественных местах).
- в отношении определённого круга физических и юридических лиц, в том числе должностных (например правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия).
- персонифицированный (например в отношении некоторых граждан, освобождённых из мест лишения свободы).
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Осипов, Большакова, 2015.
- ↑ 2,0 2,1 Макарейко, 2009.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Волков, 2015.
- ↑ 4,0 4,1 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» . Дата обращения: 8 июля 2015. Архивировано 18 июля 2015 года.
- ↑ ст.2 «Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009) (ред. от 21.05.2010) . Дата обращения: 25 января 2016. Архивировано 1 февраля 2016 года.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» . Российская газета. Федеральный выпуск №3425 (11 марта 2004). Дата обращения: 11 января 2016. Архивировано 3 марта 2016 года.
- ↑ 7,0 7,1 Туровская, 2015.
- ↑ Архипов, 2007.
- ↑ Садовская, Т. Д. Некоторые аспекты совершенствования правового регулирования государственного контроля и надзора : [арх. 1 февраля 2016] // Актуальные вопросы современной науки. — 2011. — № 18.
- ↑ 10,0 10,1 Подшивалов, 2009.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Гусейнова, 2015.
- ↑ Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 22.12.2014, с изм. от 17.02.2015) "О прокуратуре Российской Федерации" . Дата обращения: 8 июля 2015. Архивировано 16 ноября 2007 года.
Литература
- Архипов, С. В. Проблемы разграничения контроля и надзора в сфере государственного управления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — Т. 18, № 44.
- Волков, А. М. Административное право России. Учебник. — М : Проспект, 2015. — ISBN 5392185983.
- Гусейнова, С. Ф. Юридическое различие государственного контроля и надзора, их функции // Символ науки. — 2015. — № 5. — ISSN 2410-700X.
- Макарейко, Н. В. 21.5 Государственный надзор: понятие, виды, характеристика // Административное право. Конспект лекций. — 5. — М. : Высшее образование, 2009.
- Осипов, Д. А. О понятиях «государственный контроль», «государственный надзор» и «тотальный контроль над личностью» / Д.А. Осипов, В. М. Большакова // Власть. — 2015. — № 5. — С. 136—140. — ISSN 2071-5358.
- Подшивалов, Ю. И. Понятие государственного финансового контроля // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 31.
- Попов, Л. Л. Административное право. Учебник / Л. Л. Попов, Ю. М. Козлов, Д. М. Овсянко ; под ред. Л. Л. Попова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2005.
- Туровская, В. А. О новой концепции контроля и надзора (на примере федерального государственного контроля и надзора) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2015. — Т. 31, № 3.