Государственный надзор

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Государственный надзор — это деятельность специальных государственных органов по надзору за неподведомственными им лицами, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований нормативно-правовых актов, в процессе которого могут применяться меры государственного принуждения[1][2][3].

Различение контроля и надзора

Нормативное

В законодательстве России функциональные понятия контроля и надзора законодателем смешаны. Например: «государственный контроль (надзор)»[4], «санитарно-эпидемиологический надзор (контроль)»[5]; «под функциями контроля и надзора понимается» [6], такая же ситуация прослеживается и в других нормативно-правовых актах, что позволяет, при наличии различий в дефиниции этих двух понятий, определять их как двуединое явление[7][8][9].

Например, согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» содержит определение «государственного контроля (надзора)»:

Деятельность уполномоченных органов государственной власти<…>, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями <…> требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации<…>, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством России мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

2-ФЗ[4]

Доктринальное

Контроль — это регулярный способ наблюдения, анализа и проверки результатов деятельности объекта с последующей корректировкой при обнаружении отклонений[7][1][10].

Признаки:

  1. Органы контроля и субъект находятся в подчинённости / подконтрольности;
  2. Объект — законность, целесообразность действий контролируемого;
  3. Право контролирующих органов отменять решения субъектов и применять к ним меры административного воздействия[11];
  4. Возможность корректировки поведения контролируемого[1].

Надзор — это постоянное наблюдение и проверка действий объекта на соответствие предъявляемым требованиям[1]; вид контроля, с преобладанием наблюдательных функций[11].

Признаки:

  1. Проводит проверку реализации действующих нормативно-правовых актов в различных отраслях управления;
  2. Периодичность[11].
  3. Отсутствие подчинённости[10].

Согласно ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»[12] в случае обнаружения нарушений закона прокурором, в ходе осуществления им прокурорского надзора, принимаются меры прокурорского реагирования — протест, представление, предостережение, что означает возможность корректировки действий поднадзорного объекта при выявлении отклонений от заданных стандартов[1].

Интегральными признаками надзора можно принять реализуемые им функции[3]:

  • мониторинговая;
  • лицензировочная;
  • регистрационная;
  • уведомительная;
  • регламентарная;
  • оценочная (соответствия управленческих действий законодательству).

Классификация надзора

По субъекту[2]:

  • Административный надзор — наблюдение специально уполномоченными органами за соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
  • Прокурорский надзор — осуществляется органами прокуратуры России в сфере государственного управления за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, и соответствию законодательству издаваемых ими правовых актов.

По отраслям[3]:

  • Отраслевая (банковский надзор, государственный страховой надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор).
  • Межотраслевая надзорная деятельность (прокурорский надзор).

По объекту[3]:

  • в отношении неопределённого круга лиц (физических и юридических) вне зависимости от подчинённости и формы собственности (например правил поведения в общественных местах).
  • в отношении определённого круга физических и юридических лиц, в том числе должностных (например правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия).
  • персонифицированный (например в отношении некоторых граждан, освобождённых из мест лишения свободы).

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Осипов, Большакова, 2015.
  2. 2,0 2,1 Макарейко, 2009.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Волков, 2015.
  4. 4,0 4,1 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Дата обращения: 8 июля 2015. Архивировано 18 июля 2015 года.
  5. ст.2 «Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009) (ред. от 21.05.2010). Дата обращения: 25 января 2016. Архивировано 1 февраля 2016 года.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Российская газета. Федеральный выпуск №3425 (11 марта 2004). Дата обращения: 11 января 2016. Архивировано 3 марта 2016 года.
  7. 7,0 7,1 Туровская, 2015.
  8. Архипов, 2007.
  9. Садовская, Т. Д. Некоторые аспекты совершенствования правового регулирования государственного контроля и надзора : [арх. 1 февраля 2016] // Актуальные вопросы современной науки. — 2011. — № 18.
  10. 10,0 10,1 Подшивалов, 2009.
  11. 11,0 11,1 11,2 Гусейнова, 2015.
  12. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 22.12.2014, с изм. от 17.02.2015) "О прокуратуре Российской Федерации". Дата обращения: 8 июля 2015. Архивировано 16 ноября 2007 года.

Литература