Государственное управление
Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного плана во благо общества и укреплению государства.
Основные цели государственного управления – защита и развитие потенциала страны.
Определение
Согласно БРЭ, государственное управление ― это воздействие государства на общество в ходе выполнения стоящих перед государством задач, то есть осуществление государством ряда последовательных операций: подготовку и принятие решений, действия по выполнению таких решений, контроль за выполнением указанных решений, подведение итогов, планирование последующих действий по данным итогам[1].
Принципы и методы государственного управления
- Основные подходы к формулированию принципов государственного управления
В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:
- правовой подход;
- политический подход;
- управленческий подход.
Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.
Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.
Согласно управленческому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность, результативность и социальная ответственность (см. принципы Глобального договора ООН), формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управление».
Один из новейших подходов к государственному управлению был сформулирован польским политологом Пшечем на XX Всемирном политологическом съезде в 2001 году. Согласно этому подходу государственное управление должно быть удобным для общества и не нарушать права системных организаций, что важно для внешнеполитической стабильности.
Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:
- следования принципу верховенства права;
- следования воле народа (политический подход);
- следования цели получения нужного социально-экономического результата (управленческий подход).
Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.
- Принципы государственного управления
Различают следующие принципы[1]:
- базовые принципы:
- ― принцип субсидиарности (государственные органы вмешиваются в общественные дела, когда граждане и создаваемые ими в порядке самоорганизации объединения не в состоянии самостоятельно решить какую-то проблему) и т. д.
- универсальные принципы (применимые ко всякому государству в любую эпоху):
- ― законность;
- ― иерархичность государственных органов;
- ― взаимодействие различных государственных органов;
- ― самостоятельность государственных органов и т. д.
- локальные принципы (действительные для некоторых исторических периодов и/или отдельных государств либо групп государств):
- ― народовластие;
- ― абсолютное верховенство единоличного главы государства и т. д.
- Методы государственного управления
Государственное управление осуществляется следующими методами[1]:
- издание и санкционирование юридических норм;
- создание условий для реализации юридических норм;
- материальное и моральное стимулирование;
- финансирование и снабжение иными ресурсами мероприятий, проектов и программ;
- перераспределение через бюджет национального дохода;
- применение насилия в рамках права;
- мобилизация населения;
- информационное обеспечение;
- подготовка методических рекомендаций в различных сферах;
- выработка, признание и поддержание стандартов;
- контрольные и надзорные действия;
- и другие методы.
Основные управленческие решения
Анализ государственного управления возможен через следующую классификацию. Государственное управление исчерпывающе сводится к принятию следующих трёх видов государственных управленческих решений:
- Решение, оформленное в форме нормативного правового акта: Конституции, закона и т. п.;
- Решение, оформленное в форме ненормативного правового акта, действия (бездействия), принятое в соответствии с нормативным правовым актом;
- Решение, оформленное в форме ненормативного правового акта, во исполнение которого принимается решение первого вида.
По степени воздействия наибольший масштаб действия и значимость имеют государственные управленческие решения первого вида. Это воздействие может быть разрушительным (когда в законодательстве присутствуют дестабилизирующие факторы или несовершенства законодательства) или созидательным. Крах экономики современного государства идёт через низкое качество трёх видов государственных управленческих решений, а возрождение — через их высокое качество. На базе такой классификации в 2012 году была разработана Концепция системы государственного управления, которая фундаментально отличается от существующих сегодня в мире систем.
Литература
- Алексеева С. И. Основные этапы развития аппарата государственного управления в России // С. И. Алексеева, О. В. Егоренкова, Т. Н. Захарова. Политическая история России: Учебное пособие. Ч. 1. IX — начало XX вв. СПб., 2005. С. 182—281.
- Балашов А. И., Ушаков Е. В. История и методология науки государственного и муниципального управления: учебник. — М., Инфра-М, 2020. — 323 с. ISBN 978-5-16-014438-2
- Гринин Л. Е. Зависимость между размерами общества и эволюционным типом политики // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. Коротаев А. В., Малков С. Ю., Гринин Л. Е. М.: КомКнига/УРСС. С.263-303. ISBN 978-5-484-01009-7
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Государственное управление / Автономов А.С. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.