Гор Чахал

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гор Чахал
Имя при рождении Гор Размикович Оганисян

Гор Чаха́л (настоящее имя Гор Размикович Оганисян; 1961, Москва) — российский художник[1].

Биография

Родился в 1961 году в Москве. С 1972 по 1976 год учился рисунку в студии Татьяны Кипарисовой. В 1985 году окончил с отличием Московский инженерно-физический институт по специальности «Прикладная математика». В том же году организовал совместно с поэтом Аркадием Семёновым и рок-группой «Вежливый отказ» группу «Параллельные действия»[2]. В 1989 году снялся в главной роли в фильме «Посвящённый».
В 1995—1996 годах был стипендиатом Берлинской академии художеств. В 2004 году получил стипендию MuseumsQuartier, Вена.

В 2010 году организовал в храме Мученицы Татианы при МГУ выставку «Двоесловие/Диалог» работ художников, развивающих тему современного христианства[3].

В 2011 году стал победителем конкурса Opencall международного симпозиума Pro&Contra в номинации «Экранные интерактивные медиа»[4].

В 2013 году был куратором выставки «ДАРЫ» в Музее архитектуры имени Щусева, развивавшей тему диалога Церкви и современного искусства[5].

Решением президиума Российской академии художеств от 18.11.2014 избран почётным членом Академии[6].

Решением президиума Российской академии художеств от 01.09.2015 награждён медалью «Достойному».

Куратор I Биеннале христоцентричного искусства 2020—2021 годов[7].

Куратор специального проекта Ярославской биеннале 2022 года «Просветление» в Центре современного искусства (Дом муз)[8].

Фамилия Чахал является родовой фамилией его деда по отцовской линии. Старшим братом художника является Санасар Оганисян, олимпийский чемпион по вольной борьбе.

Работы находятся в собраниях

Персональные выставки

Групповые выставки

Каталоги

  • «Первая Галерея». Olograf Edizioni. 1990. 112 страниц.
  • «Deutsche Messe AG: Sommer Atelier. Junge Kunst in Europa». Klinkhard&Biermann. Мюнхен. 1990. 356 страниц. ISBN 3-7814-0293-2. (с.304).
  • «Московский романтизм». М.: «Galart». 1992. 128 страницы. ISBN 5-269-00861-0. (сс. 13-14, 27, 105, 126, 128).
  • "Коллекция современного искусства «РИНАКО». Типография «Лев Толстой». Тулa. 1993. 21 лист.
  • «Contemporary Photographic Art from Moscow. Zeitgenössische Fotokunst aus Moskau». Prestel. Mюнхен. 1995. 128 страниц. ISBN 10: 3791316079/ISBN 13: 9783791316079. (сс. 39-43, 112,125).
  • «Фотобиеннале-96». М.: LBL. 1996. 98 страниц. (с. 49).
  • «Будущее России». «Ин-Версия. Современные технологии в искусстве». Нижегородская Ярмарка. «Промполиграфия». Нижний Новгород. 1996. 464 страницы. (сс. 453, 456).
  • «Сними, одень, никогда не снимай». М.: RASTER’S. 1997. 32 страницы. (сс. 30-31).
  • «Гор Чахал. Любовь». Галерея М. Гельмана. М.: «Экспериментальная типография». 1997. 16 страниц.
  • «Фауна». М.: «Магазин искусства». 1998. (том 1: с. 49; том 2: сс. 58, 65, 69).
  • «Фотобиеннале-98». Московский Дом Фотографии. М.: МДФ. 1998. 216 страниц. (сс. 101, 188—189).
  • «Gumri». First International Biennial 1998. «Tigran Mets». Ереван. 1999. 128 страниц. ISBN 99930-52-05-1. (сс. 88-89).
  • «Art-communication tour». MAERZ. ГЦСИ. Esterman. Рид. 1999. 134 страницы. ISBN 3-901112146. (сс. 30-31, 129).
  • «Культурные герои XXI века». М.: GIF. 1999. 192 страницы. (с. 30).
  • «Искусство против географии». Государственный Русский Музей. АООТ «Типография „Правда“. Санкт-Петербург. 2000. 224 страницы. (сс. 88-89).
  • „Сериалы“. М.: ГЦСИ. 2000. 56 страниц. (сс. 52, 55, 56).
  • „PS. За красным горизонтом“. М.: Артхроника. 2005. 192 страниц. ISBN 5-902647-12-6. (сс. 152—153, 173, 187).
  • „Milano Europa 2000“. La Triennale di Milano 2001. Electa. 2001. Милан. 380 страниц. ISBN 88-435-7898-7. (сс. 90-91, 295—296, 366).
  • „Мастерская Арт Москва 2001“. М.: GIF. 2001. 128 страниц. (сс. 66-67, 91, 122—123).
  • „GUMRI“. The second International Biennial 2000. „Tigran Mets“. Ереван. 2002. 144 страницы. (с. 76).
  • „Mосковское время“. ГЦСИ. М.: Linia Grafic. 2002. 128 страницы. ISBN 5-94620-001-1. (сс. 58-59, 108—109).
  • „Мелиорация“. Фестиваль современного искусства в бухте Радости». М.: "Типография «Новости». 2003. 296 страниц. (сс. 114—116).
  • «АрткКлязьмa». Международный фестиваль современного искусства. М.: "Типография «Новости». 2003. 366 страниц. (сс. 56-58).
  • «Art Digital 2003». М’АРС. М.: "Типография «Новости». 2003. 40 страниц. (сс. 32-33).
  • «Electric Visions. Видеоарт России и стран северной Европы последних лет». Информационное бюро Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге. 2003. 36 страниц. (с. 25).
  • «Рай». Московский Международный Форум Художественных Инициатив '2004. Ganimed Publishers. 2004. 48 страниц. (сс. 40-41).
  • «Новый отсчёт. Цифровая Россия вместе с Sony». Центральный Дом Художника. М.: LINKSY. 2004. 112 страниц. (сс. 72-73, 105—107).
  • «Здесь и сейчас. Современное искусство в России». М.: ГЦСИ. 2004. 152 страниц. ISBN 5-94620-014-3. (с. 141).
  • «Новые поступления в коллекцию ГЦСИ». М.: ГЦСИ. 2005. 76 листов.
  • «Art Digital 2005». Центр современного искусства M’ARS. М.: «Aldi print». 2005. 68 страниц. (сс. 8-9, 63-64).
  • «Фотоэстафета. От Родченко до наших дней». Страницы истории советской и современной российской фотографии. Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Музей «Московский дом фотографии». М.: "Типография «Новости». 2006. 320 страниц. ISBN 5-93977-023-1. (с. 272).
  • «К 15-ти летию галереи М. Гельман». Каталог. М.: LiniaGrafic!. 2007. 560 страниц. ISBN 5-9237-0026-3. (сс. 330, 472—479, 510—511).
  • «Премия Кандинского. Выставка номинантов». М.: "Типография «Новости». 2007. 160 страниц. ISBN 978-5-903489-05-3. (cc. 106—109).
  • «Будущее зависит от тебя. Коллекция Пьера Кристиана Броше 1989—2007». М.: «Авангард». 2007. 240 страниц. ISBN 978-5-86394-284-1. (сс. 10, 13, 26, 27, 29, 205—211).
  • «Гор Чахал. Экспериментальное подтверждение гипотезы о трансфизическом характере воздействия произведений изобразительного искусства на ноосферу. Хлеб и Вино, и Мать-Сыра-Земля». «ВИНЗАВОД». М.: "Типография «Новости». 2008. 312 страниц.
  • «Thaw: Russian Art from Glasnost to the Present». Chesea Art Museum. «Russia! magazine» 2008. 84 страницы. ISSN: 0-9764633-2-6. (сс. 9, 20-21, 58-59).
  • «Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве». М.: «УП Принт». 2009. 56 cтраниц. (сс. 51-52).
  • «Ночь в музее». ПЕРММ. «City print». Пермь. 2010. 144 страницы. (сс. 140—141).
  • «That Obscure Object of Art. Contemporary Russian Art 1975—2007». Venice. Ca' Rezzonico. Ueberreuter Print Korneuburg, Австрия. 2009. 216 страниц. (cc. 26, 61-66, 197).
  • «День открытых дверей: особняк — гимназия -клиника — музей». М.: MMOMA. 2010. 260 страниц. ISBN 978-5-91611-015-9. (сс. 185, 221).
  • «ДВОЕСЛОВИЕ/ДИАЛОГ». Храм Св. мч. Татианы при Московском Государственном Университете. Москва. 24 страницы. ISBN 978-5-98833-013-4. (сс. 12-13, 22-23, 24).
  • «Улица как музей — Музей как улица. Международный фестиваль современного искусства». «Книга». Самара. 2011. 216 страниц. ISBN 978-5-91899-052-0. (с.139).
  • «Гор Чахал. Хлеб Неба». Государственная Третьяковская Галерея. М.: «Немецкая фабрика печати». 2011. 104 страницы. ISBN 978-5-269-01082-3.
  • «Public Art Lower Austria». Том 10. SpringerWienNewYork. 360 страниц. ISBN 978-3-7091-0780-5. (сс. 82-83, 164, 172, 240, 241).
  • «GOLD». Belvedere. Hirmer Verlag GmbH. Mюнхен. 2012. 368 страниц. ISBN 978-3-7774-5361-3. (сс. 111—112, 240, 350).
  • «Русские художники на Венецианской биеннале, 1895—2013». SIA Press nams Baltic, Латвия. 2013. 768 страниц. ISBN 978-5-904652-04-3/978-5904652-06-7. (сс. 645, 756).
  • «Реконструкция». Том I. Фонд «Екатерина». August Borg. 2013. 248 страниц. ISBN 978-5-905110-27-6. (сс. 19,70,74, 80, 94, 98, 102, 104, 166, 192, 202, 204, 208, 210, 216, 218, 222, 228, 236).
  • «Реконструкция». Том II. Фонд «Екатерина». August Borg. 2014. 322 страницы. ISBN 978-5-905110-33-7. (сс. 18, 47, 48, 49, 70, 76, 88, 98, 174, 186, 187, 196, 218, 220, 230, 262).
  • «Дары». Государственный Музей Архитектуры им. Щусева. М.: «AЗ Принт». 2014. 56 страниц. (сс. 3-4, 26, 43, 46, 50),
  • «Christianity, Spirituality and the other». The Mdina Cathedral Contemporary Art Biennale 2015. Horizons. 2016. 272 страницы. ISBN 978-99957-63-07-7. (сс. 110—111).
  • «Vulgata. 77 hits on the Bible». Verlag Ferdinand Scheoningh GmbH. Падерборн. 2017. 320 страниц. ISBN 978-3-506-78859-7. (сс. 38-39, 54-55, 308, 309).
  • «The Mediterranean: A See of Conflicting Spiritualities». APS Mdina Cathedral Contemporary Art Biennale 2017. Horizons. 2017. 216 страниц. ISBN 978-99957-75-12-4. (сс. 128—131).
  • «ЗОЛОТО». М.: R.PR.Studio, 2019. 80 страниц. ISBN 978-5-604-1281-5-2. (cc. 62-65).
  • «I Биеннале христоцентричного искусства», 2021. 244 страницы.(сс. 4-8, 38-41, 205).

Публикации

  • Гор Чахал, «Стихи». М.: IMApress, 1992, 62 с.
  • Гор Чахал, «Стихи». Русская Литература; Akademie der kunste, Drukhaus Berlin — mitte, 1995, сс. 54-60.
  • Гор Чахал, «Берлинская осень». Русская Литература II; Drukhaus Berlin — mitte, 1996, сс. 18-30.
  • Гор Чахал, «Вооружение глаза». Художественный журнал, 1995, № 8, с. 10.
  • Гор Чахал, «Состояние нашей актуальной критики». Художественный журнал, 1996, № 10, с. 63.
  • Гор Чахал, «Предмет искусства». Художественный журнал, 1996, № 13, с. 75.
  • Гор Чахал, «Love». «29», 1998, № 1, сс. 60-65.
  • Гор Чахал, «Золотые мои!». Комод. 2001, № 10, с. 52-53.
  • Гор Чахал, «Радость (Воскрешение образа в искусстве)». Художественный журнал, 2001, № 40, с. 6-8.
  • Гор Чахал, «Поэт и Пистолет». М.: ОГИ, 2002, 132 с.
  • Гор Чахал, «Почему я не занимаюсь живописью». Художественный журнал, 2002, № 43/44, с. 69.
  • Гор Чахал, «Аналогоцентризм в искусстве». Каталог выставки: «Новый отсчет». Цифровая Россия вместе с SONY, М.: LINXI, 2003, с. 105—107; сборник научных статей Российской Академии Художеств «Особенности развития техник и технологий в современном искусстве, архитектуре, дизайне», Ярославль, «Филигрань», 2014. Cc. 172—181.
  • Гор Чахал, «Солнце Правды, Добра и Красоты». Каталог выставки: «Рай/Paradise». IX Московский Международный форум художественных инициатив, М.: GANYMED, 2004.
  • Гор Чахал, «Ступени». Каталог выставки: «Art Digital 2005». М.: Алди-принт, 2005, с. 8-9.
  • Гор Чахал, «Упорядочьте во мне любовь». Художественный журнал, 2006, № 63, сс. 75-80.
  • Гор Чахал, «Взгляд за горизонт». Каталог выставки: Гор Чахал, «Хлеб Неба». М., «Немецкая фабрика печати», 2010. Сс. 13-15.
  • Гор Чахал, кураторская статья. Каталог выставки: «ДВОЕСЛОВИЕ/ДИАЛОГ». М., Stella Art Foundation, 2010. ISBN 978-5-98833-013-4. Сс. 12-13.
  • Гор Чахал, «Диалог Церкви и современного искусства». Каталог выставки: «ДАРЫ». М., «Немецкая фабрика печати», М. АЗ Принт, 2013. Сс. 3-4.
  • Гор Чахал, «Христоцентричное искусство». Каталог выставки: I Биеннале христоцентричного искусства. М., 2021. Сс. 4-8.
  • Гор Чахал, «Перспективы и практики христоцентричного искусства». ACADEMIA, 2021, №2, ISSN 2079-0341 (online) Архивная копия от 7 октября 2021 на Wayback Machine.

Примечания

  1. Ковалёв А. Именной указатель. — М.: НЛО, 2005. — 400 с. — ISBN 5-86793-356-3.
  2. Ковалёв А. Российский акционизм 1990—2000. «World Art Музей» № 28/29. — М.: Книги WAM, 2007. — 416 с.
  3. Семендяева М. Внедрение во храм Архивная копия от 22 июня 2010 на Wayback Machine // Коммерсантъ. — 2010. — 3 июня.
  4. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ ПРО&КОНТРА. Выставка победителей opencall. Дата обращения: 27 февраля 2015. Архивировано 27 февраля 2015 года.
  5. Рождественский фестиваль «ДАРЫ». Музей архитектуры им. Щусева.. Дата обращения: 27 февраля 2015. Архивировано 27 февраля 2015 года.
  6. ОГАНИСЯН Гор Размикович. Дата обращения: 5 ноября 2020. Архивировано 19 октября 2020 года.
  7. Архивированная копия. Дата обращения: 27 марта 2022. Архивировано 25 марта 2022 года.
  8. Ярославская биеннале (рус.) ?. Дата обращения: 3 мая 2022. Архивировано 3 мая 2022 года.
  9. Андрей Лубенский Гор Чахал и «Христоцентризм» Архивная копия от 31 июля 2015 на Wayback Machine // РИА Новости Украина. — 2015. — 10 июня.
  10. Гор Чахал. Свободная любовь. Центральный Дом Художника Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // OpenSpace.ru. — 2011. — 24 марта
  11. Собств. корр. Выставка Гора Чахала в Третьяковской галерее Архивная копия от 19 ноября 2010 на Wayback Machine // artinvestment.ru. — 2010. — 16 сент.
  12. Gor Chahal. Eine installation im benediktinerstift melk. Дата обращения: 4 марта 2013. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  13. Gor Chahal. Skulptur für den stiftspark melk.. Дата обращения: 10 февраля 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  14. Гор Чахал в Minoriten, Грац, Австрия. 2007 год. Архивная копия от 22 февраля 2014 на Wayback Machine
  15. Выставка новых поступлений «Заговор искусства».
  16. Lent Project, CCCA, Biola University. Дата обращения: 10 июля 2017. Архивировано 3 мая 2017 года.
  17. VULGATA. 77 Zugriffe auf die Bibel — Kulturzentrum bei den Minoriten (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 марта 2017. Архивировано 8 августа 2019 года.
  18. reliqte, reloaded: — Kulturzentrum bei den Minoriten (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 сентября 2015. Архивировано 28 сентября 2015 года.
  19. GOLD (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 марта 2013. Архивировано 23 февраля 2013 года.

Литература

  • Мизиано В., «Gor Chahal». Flash Art (International), 1991, май — июнь, № 158, с. 168.
  • Мизиано В., «Old-Fashioned Passion». Flash Art (International), 1990, № 154, сc. 110—113.
  • Саркисян О., «Гор Чахал. MAN». Художественный журнал, 1997, № 17, с. 84.
  • Барабанов Е., «Эротика технологической телесности». Каталог выставки: Гор Чахал, «Любовь». М., 1997.
  • Шатских А., «Gor Chahal». Artnews, 1997, декабрь, с. 176.
  • Левашов В., «Искусство самоотчуждения. Новый Куплет». Каталог выставки: Гор Чахал, «Песня протеста». М., 1999.
  • Евангели А., «Гор Чахал. Песня протеста». Художественный журнал, 2000, № 30/31, с. 108.
  • Кулик И., «Гор Чахал. Радость». Художественный журнал, 2001, № 37/38, с. 93.
  • Кикодзе Е., «Жизнь в золотом свете». Каталог выставки: Гор Чахал, «Мария». М., 2003.
  • Domesle A., «Die Ruckkehr der Aura durch Auflosung und Zerteilung». Eikon, 2002, № 39-40, сс. 51-53.
  • Художники начала века. Московское актуальное искусство 2000—2003. WAM, № 8-9, 2004, ISSN: 1726-3050, сc. 47-49, Ч-47.
  • «Гор Чахал». Flash Art (International), 2005, ноябрь — декабрь, V. 38, с. 69.
  • Myers S. L., «Moscow Show Pits Art Against Church and State». The New York Times, 26 ноября 2005/Arts.
  • Базилева И., «В сторону субъекта». Художественный журнал, 2006, № 61/62, с. 35-39.
  • Хачатуров С., «Гор Чахал. Гора Фавор». Каталог выставки: Гор Чахал, «Хлеб Неба». М., «Немецкая фабрика печати», 2010. Сс. 18 −19.
  • Мизиано В., «Трансцендентальная буффонада Гора Чахала». Каталог выставки: Гор Чахал, «Хлеб Неба». М., «Немецкая фабрика печати», 2010. Сс. 71 −99.
  • Головина В., «„Хлеб Неба“ Гора Чахала в программе спецпроектов Третьяковской галереи». Журнал «Третьяковская галерея», № 4 2010(29), сс. 92-101.
  • Cornelia Offergelg, «Gor Chahal Installation at Melk Benedictine Abbey». Public Art Lower Austria volume 10, SpringerWienNewYork, 2011, сс. 82-83.
  • Cornelia Offergeld, «Gor Chahal. Sculpture for the Park at Melk Abbey». Public Art Lower Austria volume 10, SpringerWienNewYork, 2011, сс. 172, 198—199.
  • Theresa Pasterk, «Gor Chahal: Die hundert Namen Gottes und der Versuch, orthodoxe Bildtradition und Computerkunst zu verbinden». Kunst und Kirche, SpringerWienNewYork, 2012, сс. 53-57.
  • Johannes Rauchenberger, «Gor Chahal». Johannes Rauchenberger, «No Museum has God. Religion in Art in the Early 21-st Century», Verlag Ferdinand Schoeningh, Paderborn, 2015. ISBN 978-3-506-78241-0, сс. 952—958.
  • Флорковская А., «Религиозная тема и поиски современного искусства». «Искусствознание», № 3-4, 2015, сс. 428—451.
  • Tatjana Petzer, «Synergie: Medienkust». Tatjana Petzer, «Wissen und Glaube. Figurationen des Synergos in der Slavischen Moderne», Wilhelm Fink Verlag, ein Imprint der Brill-Gruppe, 2021. ISBN 978-3-7705-6558-0, сс. 262—265.

Ссылки