Городской канал (Рига)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Городской канал (Рига)
латыш. Pilsētas kanāls
Расположение
Страна  Латвия
Регион Рига
Характеристика
Длина канала 3,2 км
Наибольшая глубина 2 м
Расход воды 2 м³/с
Водоток
Голова Даугава
Координаты головы 56°56′34″ с. ш. 24°06′42″ в. д.HGЯO
Устье Даугава
Координаты устья 56°57′27″ с. ш. 24°05′51″ в. д.HGЯO

Городской канал (латыш. Pilsētas kanāls) — искусственная правобережная протока Даугавы в центре города Риги. В нынешнем виде устроен при ликвидации городских защитных валов в конце 1850-х годов. Длина канала — 3,2 километра, ширина от 8 до 48 метров, максимальная глубина 2,5 метра[1].

Вытекает из Даугавы возле рижского Центрального рынка и впадает в Даугаву у пассажирского порта. Средний расход воды — 2 м³/с.[источник не указан 2901 день]

История

Городской канал был сформирован искусственно: первоначально это был защитный ров шириной 90 м, окружённый валом высотой 11-12 м, вырытый в 1650 году. Спустя 200 лет средневековые укрепления уже не спасли бы от пушечных залпов. В 1857 году император Александр II разрешил снести валы[2], а ров частично засыпали, сузив, и по проекту главного рижского архитектора И.Фельско и его молодого ученика О.Дитце начали обустраивать аристократически-презентабельную зону города, которую должно было озеленить[3].

В то время, когда крепостные валы сравняли, появились и первые капитальные каменные мосты через канал — Николаевский (ныне ул. Кр. Валдемара), Александровский (ныне бульвар Бривибас) и Суворовский (ныне ул. Кр. Барона), строительство которых было закончено осенью 1858 года. Тогда же были посажены первые деревья вдоль Александровской улицы и между Суворовской и Мариинской улицами[3].

В 1859 году началось строительство Мариинского моста (ул. 13 января) и немного позднее — моста у Карловского шлюза (между нынешним автовокзалом и Центральным рынком)[3].

Проект парка разработал живший в Любеке архитектор А. Вендт (Wendt), который в Ригу не приезжал, работая по картам. Он предложил вместо Песочного бастиона устроить горку, получившую название Бастионной. В 1859 году на её вершине были посажены деревья, а в 1860 был построен деревянный павильон, чтобы любоваться окрестностями[3].

В 1862 году на Александровской улице были проложены две проезжие части, соединённые на круглой площади на месте пересечения нынешних улиц Меркеля, Тербатас и Бривибас. Рядом устроили пешеходные дорожки с двумя рядами голландских лип, а между проезжими частями расположили променад с липами, посаженными в четыре ряда[3].

В 1887 году Георг Куфальдт завершил перепланировку парка. Вместо деревянного павильона на Бастионной горке появилось Венское кафе[3].

Вблизи от Бастионной горки в 1892 году через канал был проложен первый пешеходный мостик (Шаблон:Commons-short, прозванный ироничными журналистами «восьмым чудом света», поскольку фамилия инженера-строителя Адольфа Агте напоминает слово Acht, которое переводится с немецкого как «восемь»). Мостик был деревянный и настолько крутой, что зимой по нему невозможно было забраться, не соскальзывая назад. Так что мостик Агте стал действительно чудом, поскольку он был каменным и удобным. Рижское общество выращивания птиц подарило городу две пары лебедей, для которых по проекту архитектора Г. Шеля построили домик в японском стиле.

В 1898 году на Бастионную горку свезли камни, чтобы устроить ручей с каскадом и альпинарий. Согласно новому плану, на вершину горки можно было подняться уже с трёх сторон, по дорожкам с небольшими ступенями. Согласно решению Рижской думы, искусственный водопад работал только два часа в день с 15 мая до 15 сентября, средства на это покрывались за счёт газо- и водоснабжения[3].

Парк у Городского канала

Парковые насаждения вдоль Городского канала имеют площадь 12.2 га[3]. Место для них образовалось в начале XIX века, когда при подходе войск Наполеона во время Отечественной войны были сожжены предместья вокруг Рижской цитадели. Разбивку парка начал главный рижский садовник Георг Куфальдт в конце века, а завершена она была в 1960-е годы[3].

Невзирая на проведённые внушительные работы, исполненный на бумаге проект Вендта оказался нежизнеспособным. От подножья Бастионной горки наверх шёл крутой и прямой путь, который становился очень скользким зимой и размывался дождями летом. Осадками размывались и обрушивались берега канала. Поэтому, когда Г. Куфальдт увидел это в 1880 году, он был, мягко говоря, в шоке. Ему удалось уговорить городское начальство выделить средства на полную перепланировку и расширение парка. Он уменьшил количество дорожек и изменил их форму, все деревья и кустарники пересадил, соединив их в пейзажные группы[3].

В направлении бульвара Наследника был высажены пирамидальные дубы (Quercus robur Fastegiata), кустарники, рододендроны. Из 12 этих дубов до наших дней сохранилось только два[3].

Список мостов через Городской канал[4]

Транспортные

  • Александровский мост
  • Суворовский мост
  • Мариинский мост
  • Николаевский мост
  • Московский мост (1902)
  • Мост на бульваре Кронвалда (1930)
  • Пражский мост (1938)
  • Рыночный мост (1968)
  • Мост на улице Экспорта возле Андрейсалы (1981)

Пешеходные

  • Бастионный мост
  • Мост Тимма
  • Мост на бульваре Кронвалда
  • Мост на Привокзальной площади
  • Мост на улице Вингротаю

См. также

Примечания

  1. Городской канал // Рига : Энциклопедия = Enciklopēdija Rīga / [пер. с латыш. ; гл. ред. П. П. Еран]. — Рига : Главная редакция энциклопедий, 1989. — С. 262. — ISBN 5-89960-002-0.
  2. Энциклопедия "Rīgas ielas", том 2. Рига: 2008. ISBN 978-9984-798-39-4
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Байба Пира-Резовска, Анитра Тоома. Kanālmalas apstādījumi // Рижские сады и парки = Rīgas dārzu un parku ceļvedis (латыш.) / Rīgas meži. — Путеводитель. — Рига: Jumava, 2017. — С. 87—102. — 200 с. — ISBN 978-9934-20-080-9.
  4. Мосты // Рига : Энциклопедия = Enciklopēdija Rīga / [пер. с латыш. ; гл. ред. П. П. Еран]. — Рига : Главная редакция энциклопедий, 1989. — С. 485–486. — ISBN 5-89960-002-0.