Горенштейн, Яша

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Яша Горенштейн
Jascha Horenstein
Основная информация
Полное имя Яков Абрамович Горенштейн
Дата рождения 24 апреля (6 мая) 1898(1898-05-06)
Место рождения Киев, Российская империя
Дата смерти 2 апреля 1973(1973-04-02) (74 года)
Место смерти Лондон, Великобритания
Страна  Российская империя,
 Австро-Венгрия,
 Австрия,
 Германия,
 Франция,
 США,
 Великобритания
Профессии дирижёр

Яша (Яков Абрамович) Горенштейн (нем. Jascha Horenstein; 18981973) — немецкий, американский и британский дирижёр еврейского происхождения.

Биография

Родился в состоятельной еврейской семье[1] и был тринадцатым из шестнадцати детей Абрама Горенштейна и первым ребёнком от его третьей жены Марии Эттингер, происходившей из австрийской раввинской семьи.

В 1906 году семья перебралась в Кёнигсберг, где Яша занимался у дирижёра и скрипача Макса Броде, а в ноябре 1911 года — в Вену, где он обучался в Городской гимназии № 2 (там одним из первых его друзей стал композитор Ханс Эйслер). С 1916 года обучался в Венской академии музыки у Йозефа Маркса по музыкальной теории и у Франца Шрекера по композиции, там же посещал курсы классической философии; формального дирижёрского образования не получил.

В 1920 году переехал в Берлин вместе с классом Шрекера, назначенного директором Берлинской высшей школы музыки. Писал песни, фортепианную и камерную музыку (впоследствии уничтожил все сочинения), один сезон играл во вторых скрипках в Венском симфоническом оркестре. Вынужден был оставить скрипку, серьёзно повредив палец при разделывании мяса.

В 1922 году дебютировал как дирижёр в зале Венского музыкального общества. Был ассистентом у хорового дирижёра Зигфрида Окса и у Вильгельма Фуртвенглера, чьи репетиции с Берлинским филармоническим оркестром называл своей единственной школой дирижирования. Работал с Берлинским симфоническим оркестром.

В 1928 году по рекомендации Фуртвенглера стал главным дирижёром оркестра, а через год — музыкальным директором Дюссельдорфского оперного театра.

С 1932 года в адрес театра начали приходить послания антисемитского характера, касавшиеся в первую очередь Горенштейна. 31 марта 1933 Горенштейн вынужден был бежать в Париж, опасаясь ареста. Гастролировал в Польше, в течение летних месяцев 1934—1937 гг. — в СССР с оркестрами Москвы и Ленинграда, в последующие годы до начала войны — в Австралии и Новой Зеландии с Русским балетом Монте-Карло, в Палестине (1938) с новым филармоническим оркестром.

18 января 1939 году Горенштейн, получив через знакомого дипломата фальшивые гондурасские паспорта, с семьёй отплыл на океанском лайнере в Нью-Йорк. С 1941 г. преподавал на факультете искусств в Новой школе, руководил тамошним хором. В мае 1942 г. дебютировал на американской сцене, но известности в США не приобрёл. В январе 1944 г., по рекомендации Эриха Клайбера, был приглашён в Мехико на серию концертов, имевших огромный успех. В последующие 3,5 года работал в странах Южной Америки, в том числе в Аргентине, Бразилии, Уругвае.

В ноябре 1947 г. вернулся во Францию. В 1952 г. начал делать записи на фирме Vox, ставшие впоследствии знаменитыми. В 1956 г., вместо заболевшего Йозефа Крипса, дирижировал Лондонским симфоническим оркестром на 6-недельном фестивале искусств, посвящённом 70-летию Йоханнесбурга; сотрудничество с этим коллективом продолжалось до конца жизни Горенштейна. Затем последовала 10-недельная серия концертов на Фестивале латиноамериканской музыки в Венесуэле. В 1958 г. впервые за 25 лет выступил в Германии, заменив заболевшего Ойгена Сенкара (без репетиций) на концерте в Берлине с оркестром РИАС. Концерт прошёл с огромным успехом, однако Горенштейн не остался в Германии. В последующие годы в Германии и Австрии выступал редко.

Сестра Яши Горенштейна Августина была замужем за пианистом Лео Сиротой (Leo Sirota, 1885—1965); их дочь — японский искусствовед и правозащитник Беата Сирота Гордон (Beate Sirota Gordon, 1923—2012).

Репертуар

Горенштейн знаменит главным образом как интерпретатор произведений Малера, хотя его репертуар был весьма широк — от Баха до произведений современных композиторов, многими из которых он дирижировал на премьере.

На протяжении всей своей музыкальной карьеры Горенштейн неизменно включал в программы произведения Антона Брукнера и Густава Малера, хотя вплоть до 1960-х гг. они не пользовались популярностью. Первая симфония Малера входила в программу его дебютного выступления в 1922 г.

В 1927 г. на Франкфуртском фестивале Международного общества современной музыки Горенштейн репетировал премьеры произведений Белы Бартока и Карла Нильсена. В свой первый сезон в Дюссельдорфе он дирижировал такими операми, как «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Любовный напиток» Г. Доницетти, «Саломея» и «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, «Микадо» А. Салливана, «Шванда-волынщик» Я. Вайнбергера, а в апреле 1930 года — оперой «Воццек» А. Берга, вызвавшей весьма неоднозначную реакцию. Уделял много внимания современной опере: в сезон 1930—1931 гг. под его управлением шли «Тяжеловес, или Честь нации» Э. Кшенека, «Из мёртвого дома» Л. Яначека, «Полёт через океан» К. Вайля, «История солдата» И. Стравинского, а также мировая премьера оперы «Солдаты» М. Гурлитта. В 1938 г. на своём последнем европейском концерте перед отъездом в США Горенштейн дирижировал «Реквиемом» Г. Берлиоза.

Показательна история с фестивалем, посвящённым 70-летию Йоханнесбурга. Эрнест Флайшман, организатор фестиваля и впоследствии менеджер Лондонского симфонического оркестра, попросил Горенштейна заменить внезапно заболевшего Йозефа Крипса. Программа пяти концертов была следующей: симфонии № 40 и 41 В. А. Моцарта, № 92 Й. Гайдна, № 8 Ф. Шуберта, № 3 Л. ван Бетховена, № 4 Р. Шумана, № 1 И. Брамса, № 2 Г. Малера, № 1 У. Уолтона и произведения Р. Штрауса. На вопрос, какие произведения он хотел бы опустить, Горенштейн ответил: «Я знаю их все, кроме Уолтона, которого выучу в самолёте», что он и сделал. На Фестивале латиноамериканской музыки он дирижировал произведениями С. Барбера, Ч. Айвза, А. Копланда и Р. Харриса.

Примечания

Ссылки