Гонщики (фильм, 1972)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гонщики
Постер фильма
Жанр драма
мелодрама
приключенческий фильм
Режиссёр Игорь Масленников
Автор
сценария
Юлий Клеманов
Игорь Масленников
Иосиф Ольшанский
Нина Руднева
В главных
ролях
Евгений Леонов
Олег Янковский
Оператор Владимир Васильев
Феликс Гилевич
Композитор Владимир Дашкевич
Кинокомпания Ленфильм, Первое творческое объединение
Длительность 75 мин.
Страна  СССР

«Гонщики» — советский художественный фильм, снятый в 1972 году режиссёром Игорем Масленниковым.

Сюжет

Этот советский фильм рассказывает о настоящей мужской дружбе. Два автогонщика — Иван Михайлович Кукушкин (Евгений Леонов) и Николай Николаевич Сергачёв (Олег Янковский) — ездили когда-то вместе на гоночном автомобиле «Москвич-412», участвующем в ралли. Иван и Николай очень много проездили вместе. Но всё перевернул один случай: в Альпах они попадают в аварию. Пытаясь избежать столкновения с «Volkswagen Käfer», Иван не справился с управлением, «Москвич» падает в кювет, и гонщики оказываются в больнице. После этого Сергачёв решил, что Кукушкин уже слишком стар, и выбирает другого напарника. Для всех стало шоком то, что они разошлись. Всего лишь один случай испортил всё. В итоге они оказались соперниками в крупном ралли «Синий перевал».

На ралли меж тем произошло два крушения: первое случилось с Бруно Лоренсом, который из-за плохой дороги перевернул свой «Иж-412» и загнал его в кювет, тем самым сбив крыло. Второе — с «Волгой» под номером 30, которая тоже разбилась из-за плохой дороги. Экипаж Сергачёва проезжает мимо места аварии, не остановившись, чтобы помочь пострадавшему. Во время отдыха между этапами Кукушкин в очередной раз ссорится с бывшим напарником из-за трагедии, но Николай объясняет, что он спал, а руль доверил Спицыну, который не остановился, чтобы помочь. Сергачёв устраивает разборку с Александром Спицыным и, когда наступает очередной этап соревнований, подсовывает Спицыну алкоголь из рога. Спицын засыпает… У Николая отказывают тормоза и его «Москвич» доезжает до края обрыва и грозит упасть. Выпрыгнуть из машины он не может, балансируя своим весом спящего Спицына, и удерживая «Москвич» от падения в пропасть. Экипаж спасает от гибели ехавший следом Кукушкин, подцепив тросом машину за бампер и выкатив его на безопасное место. В результате неудачных попыток торможения в «Москвиче» отказала коробка передач, и продолжать гонку без её ремонта невозможно. Иван хочет помочь Николаю, но его напарник, Алексей Шведов, торопит Кукушкина, остающегося лидером гонки. Иван Михайлович с величайшей неохотой оставляет друга, обречённого на поражение. Проезжающие соперники предлагают помощь, но Сергачёв отказывается.

В ролях

Съёмки

Съёмки проходили в разных регионах Советского Союза и за рубежом, в частности в Италии. Во время подготовки выяснилось, что Олег Янковский не умеет водить автомобиль, и к нему был прикреплён тренер для обучения водительским навыкам[1]. Создатели фильма сразу же отказались от общепринятой технологии съёмки диалогов внутри движущегося автомобиля с помощью рирпроекции в павильоне студии. Все сцены были сняты в реальных условиях при помощи специального крепления киносъёмочного аппарата на корпусе автомобиля. Единственный эпизод отснят в студии из-за невозможности выезда одного из актёров в экспедицию. Для съёмки сцен из движущегося «Москвича» оператор с ручной камерой 1КСШР усаживался в багажник, крышка которого и заднее стекло салона демонтировались[2]. Актёрские диалоги внутри автомобиля снимались с передней точки камерой, закреплённой на раме, которая устанавливалась вместо снятого капота. При этом, запуск камеры актёры выполняли самостоятельно, а загрязнённое стекло с работающими дворниками усиливало достоверность[2]. Низкая светочувствительность киноплёнки «ДС-5М», на которую снималась основная часть фильма, заставила имитировать свет автомобильных фар в ночных сценах при помощи специальных осветительных приборов. В некоторых случаях встречные машины, видимые из движущейся, устанавливались на дороге неподвижно, а перед их капотом размещались прожекторы[2]. Чтобы создать на экране иллюзию их движения навстречу, автомобиль, из которого велась съёмка, ехал вдвое быстрее.

В качестве дублёров в съёмках приняли участие автомобильные гонщики, мастера спорта: Юрий Ивин, Яков Агишев, Иосиф Гальперин, Александр Матвеев, Анатолий Печенкин, Эдуард Сингуринди, Виктор Щавелев, Гунар Хольм и В. Бубнов. Двое последних двумя годами ранее выступали на «Москвичах-412» в ралли «Лондон-Мехико» 1970 года. Консультантами работали Роман Чертов и Александр Ипатенко[1].

Мастер спорта международного класса Михаил Титов, принимавший участие в съёмках кинокартины будучи одним из членов сборной СССР по ралли, посчитал что создатели фильма явно переборщили в ряде моментов с художественным вымыслом. Как например с эпизодом — когда штурман пьёт вино, а затем отсыпается на заднем сидении. Да и гонщики-пижоны такого типа как Сергачёв, по словам Титова, в то время не встречались[3].

Съёмочная группа

Технические данные

На лицензионном DVD фильм выпустила фирма «CP Digital».

Примечания

  1. 1,0 1,1 Масленников, 2007, с. 81.
  2. 2,0 2,1 2,2 Бутовский, 1973, с. 65.
  3. Михаил Титов. Стремление, труд, умение ждать удачу. Журнал За рулём, №2, 1983 (февраль 1983). Дата обращения: 3 января 2020. Архивировано 2 января 2020 года.

Литература

  • И. Ф. Масленников. Бейкер-стрит на Петроградской / Любовь Аркус. — СПб.: «Амфора», 2007. — С. 74—82. — 255 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-367-00592-9.
  • Я. Л. Бутовский. О съёмке кинофильма «Гонщики» // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1973. — № 8. — С. 63—66. — ISSN 0040-2249.
  • Туровская М. И. Спорт? Спорт! Спорт… // Советский экран. — 1973. — № 14. — С. 6—7.

Ссылки