Гонщики (фильм, 1972)
Гонщики | |
---|---|
Жанр |
драма мелодрама приключенческий фильм |
Режиссёр | Игорь Масленников |
Автор сценария |
Юлий Клеманов Игорь Масленников Иосиф Ольшанский Нина Руднева |
В главных ролях |
Евгений Леонов Олег Янковский |
Оператор |
Владимир Васильев Феликс Гилевич |
Композитор | Владимир Дашкевич |
Кинокомпания | Ленфильм, Первое творческое объединение |
Длительность | 75 мин. |
Страна | СССР |
«Гонщики» — советский художественный фильм, снятый в 1972 году режиссёром Игорем Масленниковым.
Сюжет
Этот советский фильм рассказывает о настоящей мужской дружбе. Два автогонщика — Иван Михайлович Кукушкин (Евгений Леонов) и Николай Николаевич Сергачёв (Олег Янковский) — ездили когда-то вместе на гоночном автомобиле «Москвич-412», участвующем в ралли. Иван и Николай очень много проездили вместе. Но всё перевернул один случай: в Альпах они попадают в аварию. Пытаясь избежать столкновения с «Volkswagen Käfer», Иван не справился с управлением, «Москвич» падает в кювет, и гонщики оказываются в больнице. После этого Сергачёв решил, что Кукушкин уже слишком стар, и выбирает другого напарника. Для всех стало шоком то, что они разошлись. Всего лишь один случай испортил всё. В итоге они оказались соперниками в крупном ралли «Синий перевал».
На ралли меж тем произошло два крушения: первое случилось с Бруно Лоренсом, который из-за плохой дороги перевернул свой «Иж-412» и загнал его в кювет, тем самым сбив крыло. Второе — с «Волгой» под номером 30, которая тоже разбилась из-за плохой дороги. Экипаж Сергачёва проезжает мимо места аварии, не остановившись, чтобы помочь пострадавшему. Во время отдыха между этапами Кукушкин в очередной раз ссорится с бывшим напарником из-за трагедии, но Николай объясняет, что он спал, а руль доверил Спицыну, который не остановился, чтобы помочь. Сергачёв устраивает разборку с Александром Спицыным и, когда наступает очередной этап соревнований, подсовывает Спицыну алкоголь из рога. Спицын засыпает… У Николая отказывают тормоза и его «Москвич» доезжает до края обрыва и грозит упасть. Выпрыгнуть из машины он не может, балансируя своим весом спящего Спицына, и удерживая «Москвич» от падения в пропасть. Экипаж спасает от гибели ехавший следом Кукушкин, подцепив тросом машину за бампер и выкатив его на безопасное место. В результате неудачных попыток торможения в «Москвиче» отказала коробка передач, и продолжать гонку без её ремонта невозможно. Иван хочет помочь Николаю, но его напарник, Алексей Шведов, торопит Кукушкина, остающегося лидером гонки. Иван Михайлович с величайшей неохотой оставляет друга, обречённого на поражение. Проезжающие соперники предлагают помощь, но Сергачёв отказывается.
В ролях
- Евгений Леонов — Иван Михайлович Кукушкин, «дядя Ваня», «папа Римский»
- Олег Янковский — Николай Николаевич Сергачёв
- Лариса Лужина — Люся Кукушкина
- Армен Джигарханян — Вартан Вартанович
- Леонхард Мерзин — Бруно Лоренс
- Николай Ферапонтов — Александр Спицын, перворазрядник
- Борис Аракелов — Петя
- Андрей Грецов
- Нодар Пиранишвили
- Михаил Васильев — хозяин машины
- Надежда Карпушина — жена Спицына
- Андрей Леонов — Николка, сын Кукушкиных
- Галина Чигинская — эпизод
- Нина Ильина — Света
- Ааре Лаанеметс — помощник Лоренса
- Любовь Петрова — эпизод
- Ольга Ролич — эпизод
- Святослав Попов — капитан дальнего плавания
- Юрий Ивин — Алексей Шведов
Съёмки
Съёмки проходили в разных регионах Советского Союза и за рубежом, в частности в Италии. Во время подготовки выяснилось, что Олег Янковский не умеет водить автомобиль, и к нему был прикреплён тренер для обучения водительским навыкам[1]. Создатели фильма сразу же отказались от общепринятой технологии съёмки диалогов внутри движущегося автомобиля с помощью рирпроекции в павильоне студии. Все сцены были сняты в реальных условиях при помощи специального крепления киносъёмочного аппарата на корпусе автомобиля. Единственный эпизод отснят в студии из-за невозможности выезда одного из актёров в экспедицию. Для съёмки сцен из движущегося «Москвича» оператор с ручной камерой 1КСШР усаживался в багажник, крышка которого и заднее стекло салона демонтировались[2]. Актёрские диалоги внутри автомобиля снимались с передней точки камерой, закреплённой на раме, которая устанавливалась вместо снятого капота. При этом, запуск камеры актёры выполняли самостоятельно, а загрязнённое стекло с работающими дворниками усиливало достоверность[2]. Низкая светочувствительность киноплёнки «ДС-5М», на которую снималась основная часть фильма, заставила имитировать свет автомобильных фар в ночных сценах при помощи специальных осветительных приборов. В некоторых случаях встречные машины, видимые из движущейся, устанавливались на дороге неподвижно, а перед их капотом размещались прожекторы[2]. Чтобы создать на экране иллюзию их движения навстречу, автомобиль, из которого велась съёмка, ехал вдвое быстрее.
В качестве дублёров в съёмках приняли участие автомобильные гонщики, мастера спорта: Юрий Ивин, Яков Агишев, Иосиф Гальперин, Александр Матвеев, Анатолий Печенкин, Эдуард Сингуринди, Виктор Щавелев, Гунар Хольм и В. Бубнов. Двое последних двумя годами ранее выступали на «Москвичах-412» в ралли «Лондон-Мехико» 1970 года. Консультантами работали Роман Чертов и Александр Ипатенко[1].
Мастер спорта международного класса Михаил Титов, принимавший участие в съёмках кинокартины будучи одним из членов сборной СССР по ралли, посчитал что создатели фильма явно переборщили в ряде моментов с художественным вымыслом. Как например с эпизодом — когда штурман пьёт вино, а затем отсыпается на заднем сидении. Да и гонщики-пижоны такого типа как Сергачёв, по словам Титова, в то время не встречались[3].
Съёмочная группа
- Авторы сценария:
- Юлий Клеманов
- Игорь Масленников
- Иосиф Ольшанский
- Нина Руднева
- Режиссёр-постановщик: Игорь Масленников
- Режиссёр: Владимир Перов
- Операторы:
- Художник: Владимир Гасилов
- Композитор: Владимир Дашкевич
Технические данные
- Производство: Ленфильм
- Художественный фильм, односерийный, широкоформатный, цветной
На лицензионном DVD фильм выпустила фирма «CP Digital».
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Масленников, 2007, с. 81.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Бутовский, 1973, с. 65.
- ↑ Михаил Титов. Стремление, труд, умение ждать удачу . Журнал За рулём, №2, 1983 (февраль 1983). Дата обращения: 3 января 2020. Архивировано 2 января 2020 года.
Литература
- И. Ф. Масленников. Бейкер-стрит на Петроградской / Любовь Аркус. — СПб.: «Амфора», 2007. — С. 74—82. — 255 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-367-00592-9.
- Я. Л. Бутовский. О съёмке кинофильма «Гонщики» // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1973. — № 8. — С. 63—66. — ISSN 0040-2249.
- Туровская М. И. Спорт? Спорт! Спорт… // Советский экран. — 1973. — № 14. — С. 6—7.
Ссылки
- Рассказ режиссёра о создании фильма в журнале «За рулём» Архивная копия от 9 декабря 2019 на Wayback Machine