Гомбрих, Эрнст

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эрнст Гомбрих

Сэр Эрнст Ганс Йозеф Го́мбрих, или Эрнст Ханс Го́мбрич (нем. Ernst Hans Gombrich; 30 марта 1909, Вена — 3 ноября 2001, Лондон) — британский историк и теоретик искусства австрийского происхождения. Ученик и последователь Юлиуса фон Шлоссера. С 1936 года сотрудник, а в 1959—1976 годах — директор Института Варбурга в Лондоне.

Биография

Эрнст Гомбрих родился в обеспеченной ассимилированной семье еврейского происхождения, которая была частью сложной австрийской социальной и артистической среды. Его отец, Карл Гомбрих, был юристом и бывшим одноклассником писателя Гуго фон Гофмансталя, мать Леония, урождённая Хок, была выдающейся пианисткой и музыкальным педагогом, ученицей Антона Брукнера, окончившей Венскую консерваторию, ассистировала Теодору Лешетицкому. Она также знала Арнольда Шёнберга, Густава Малера, Хуго Вольфа и Иоганнеса Брамса. Старшая сестра Гомбриха Анна Амадея Леони Дея Гомбрих, в замужестве Форсдайк (1905—1994) была известной скрипачкой. Вторая сестра, Лисбет Гомбрих (1907—1994) стала юристом, писателем и переводчиком, помощником и переводчиком трудов Эрнста Гомбриха.

Родители имели большие связи в культурных кругах Вены. Музыка для Эрнста Гомбриха была с детства так же важна, как и изобразительное искусство. В семейном доме регулярно проходили музыкальные концерты. На протяжении всей жизни Гомбрих сохранял глубокую любовь и знание классической музыки. Он играл на виолончели, исполнял камерную музыку Гайдна, Моцарта, Шуберта, Бетховена вместе с женой и старшей сестрой.

После Первой мировой войны Гомбрих и его сестра Лисбет в качестве приёмных детей провели девять месяцев в Швеции. После окончания частной «Терезианской академии» (Theresianum) в Вене Гомбрих начал изучать историю искусства в Венском университете у Юлиуса фон Шлоссера (1928—1933). На короткое время он отправился в Берлин, чтобы прослушать лекцию Генриха Вёльфлина «Искусство Ренессанса в Италии и германское чувство формы» (Die Kunst der Renaissance Italien und das deutsche Formgefühl). Однако вскоре Гомбрих отошёл от «сравнительного метода» Вёльфлина, и его больше стали интересовать исследования гештальт-психолога Вольфганга Кёлера[1]. В 1933 году Эрнст Гомбрих получил докторскую степень за диссертацию «Джулио Романо как архитектор» (исследование архитектуры Джулио Романо в Палаццо дель Те в Мантуе). Гомбрих, пользуясь иконологическим методом, интерпретировал «нарушенные формы» маньеристской архитектуры не столько в качестве результата историко-культурных изменений, сколько в качестве индивидуального выбора художника. Интерес к психологии творчества усилился у Гомбриха после его встречи с Зигмундом Фрейдом, сотрудником которого он стал на некоторое время, занимаясь психоанализом. Большое влияние на молодого Гомбриха оказал его друг, философ-рационалист Карл Поппер.

Он был помощником Эрнста Криса, куратора отдела скульптуры и художественных ремёсел (Plastik und Kunstgewerbe) венского Музея истории искусств. В 1936 году Эрнст Гомбрих женился на Илзе Хеллер (1910—2006), ученице своей матери.

В 1936 году Эрнст Гомбрих переехал в Великобританию, где поступил на работу в Библиотеку Аби Варбурга (с 1944 года — Институт Варбурга в составе Лондонского университета). Директором Института Варбурга в то время был Фриц Заксль; библиотекарем Отто Курц, с которым Гомбрих подружился ранее, в семинаре Юлиуса фон Шлоссера. Он также был дружен с австрийским философом Фридрихом фон Хайеком, который, как и Гомбрих, переехал в 1930-х годах из Австрии в Великобританию, опасаясь преследований нацистов.

Во время Второй мировой войны работал на радиостанции BBC, анализируя радиопередачи немецких станций. В институте Варбурга Гомбрих проработал до 1976 года, с 1959 года был его директором. Эрнст Гомбрих отвергал понятия еврейской национальности, считая его искусственно созданным, и еврейской культуры «… концепция еврейской культуры — это изобретение Гитлера и его предшественников и потомков» (Passagen Verlag, abgerufen am 10. August 2010).

Эрнст Гомбрих с женой. 1975

В 1960 году Эрнст Гомбрих был избран членом Британской академии, в 1964 году был избран в Американскую академию искусств и наук, в 1968 году — в Американское философское общество, в 1985 году — в Американскую академию искусств и литературы. С 1979 года был членом-корреспондентом Баварской академии наук. В 1986 году он был избран почётным членом Гёттингенской академии наук.

В 1966 году Гомбрих получил Орден Британской империи, в 1972 году был посвящен в рыцари, в 1984 году награждён Австрийским орденом Почёта, а в 1988 году удостоен Ордена заслуг (Order of Merit) за особый вклад в развитие науки, искусства, литературы. Он продолжал работать в Лондонском университете почти до своей смерти в 2001 году в возрасте 92 лет. Гомбрих был удостоен множества дополнительных наград, в том числе премии Гёте города Франкфурта-на-Майне (1994) и премии международного фонда Бальцана 1985 года за вклад в изучение истории западноевропейского искусства.

В 1986 году Эрнст Гомбрих получил премию города Вены в области гуманитарных наук, а в 1988 году — премию Людвига Витгенштейна Австрийского исследовательского фонда. В 2009 году его именем была названа улица Гомбрихгассе в Вене-Фаворитен (10-й район). С 2011 года Общество истории искусств Венского университета вручает Премию сэра Эрнста Гомбриха молодым выпускникам в области истории искусства.

Сын Гомбриха Ричард Френсис Гомбрих (род. 1937), — известный индолог, основатель Оксфордского центра изучения буддизма. У Эрнста Гомбриха было два внука: педагог Карл Гомбрих (род. 1965) и литератор Леони Гомбрих (род. 1966)[2].

Научная деятельность

Российский историк искусства В. Н. Гращенков назвал Гомбриха «выдающимся учёным современности», который «с равным успехом занимался историей и теорией искусства, проблемами психологии художественного творчества и зрительного восприятия, методологией искусствознания… Его гуманитарная эрудиция ошеломляет. В решении даже самых простых вопросов истории искусства он склонен видеть лишь повод для обоснования более широких теоретических выводов… В старые времена его бы назвали философом искусства»[3].

После получения докторской степени Гомбрих написал «Краткую Всемирную историю для юных читателей» (Eine kurze Weltgeschichte für junge Leser: Von den Anfängen bis zum Mittelalter: Ein Wissenshörbuch für Mädchen und Jungen ab 10 Jahren), которая впервые появилась в 1936 году и переиздается до сих пор. С тех пор он посвятил себя проблемным областям между историей искусства и психологией. Он понял, насколько сложно интерпретировать и воплотить человеческие эмоции и страсти в художественные образы. Этой проблеме посвящена оригинальная работа, написанная в соавторстве с психоаналитиком и историком искусства Эрнстом Крисом: «Принципы карикатуры» (The Principles of Caricature, 1938).

Памятный знак на доме, где жил учёный. Камден, Лондон

В 1945 году в журнале Института Варбурга появилась знаменитая статья Гомбриха «Мифологии Боттичелли: Исследования неоплатонического символизма у его окружения» (Botticelli’s Mythologies. A Study in the Neoplatonic Symbolism of his Circle), в которой он показал себя последовательным преемником иконологического метода Аби Варбурга. Своё положение лидера иконологической школы Варбурга Эрнст Гомбрих подтвердил не менее знаменитой статьёй «Символические образы: Зрительные образы в неоплатонической мысли» («Icones Symbolicae»: The Visual Image in Neo-Platonic Thought, 1948).

В 1970 году была опубликована монография Гомбриха о Варбурге (Aby Warburg. An Intellectual Biography. Oxford). Однако постепенно Эрнст Гомбрих отходил от иконологического и иконографического методов, сознавая их ограниченность. Свой скептицизм он выразил в следующей фразе: «В иконографии, не менее чем в жизни, мудрость состоит в том, чтобы знать, где остановиться»[4]. Эрнст Гомбрих, глубоко уважая Алоиза Ригля как выдающегося учёного, тем не менее, скептически относился к понятию «художественной воли» (нем. Kunstwollen)[5].

В книге «Искусство и иллюзия. О психологии живописного изображения» (Kunst und Illusion. Zur Psychologie der bildlichen Darstellung, 1959; вторая фраза в названии появилась в немецком издании 1967 года) Эрнст Гомбрих уделил главное внимание проблемам психологии зрительного восприятия произведений изобразительного искусства. Дальнейшее развитие эта тема получила в книгах Гомбриха «Чувство порядка. Исследование психологии декоративного искусства» (The Sense of Order. А Study in the Psychology of Decorative Art, 1979), в которой он изложил теорию декора и орнамента, и «Образ и глаз: Дальнейшие исследования психологии живописного изображения» (The Image and the Eye: Further Studies in the Psychology of Pictorial Representation,1982).

Широкую известность Гомбриху принесла его книга «История искусства» (1950). Она выдержала более полутора десятков изданий и переведена на многие языки мира. Этот успех обусловлен простотой изложения, отсутствием специальной терминологии и изложения проблем, волнующих профессионалов. В книге также отсутствует стилевая периодизация и формальный анализ произведений. В конце концов Гомбрих превратился в противника не только «теории стилей» и формально-стилевого метода изучения искусства Генриха Вёльфлина, но и историко-культурного метода Алоиза Ригля и Макса Дворжака, «столпов» венской школы искусствознания. Он считал «стиль» Г. Вёльфлина, «дух времени» М. Дворжака, как и «художественную волю» А. Ригля, «пустыми абстракциями». Таким образом, пройдя сложную эволюцию, Эрнст Гомбрих вернулся к методу своего непосредственного учителя Юлиуса фон Шлоссера, рассматривавшего отдельные проблемы создания конкретных произведений. Первая строка введения к его «Истории искусства» гласит: «На самом деле нет такой вещи, как искусство. Есть только художники» (There really is no such thing as Art. There are only artists)[6].

Эрнст Гомбрих стал скептиком и автором собственного метода «критического развития научного знания». «Критически настроенный к старым и новым философским теориям, отвергая историзм Гегеля и вообще принцип последовательного историзма, Гомбрих безоговорочно признаёт авторитетной для себя только философскую систему Карла Поппера. Из последней заимствованы многие методологические принципы, лежащие в основе теоретических построений Гомбриха, его принципиальный антиисторизм, его плюрализм и релятивизм, его склонность к сближению гуманитарных и естественных наук»[7].

Основные публикации

  • Краткая Всемирная история для юных читателей (Eine kurze Weltgeschichte für junge Leser: Von den Anfängen bis zum Mittelalter: Ein Wissenshörbuch für Mädchen und Jungen ab 10 Jahren. В английском переводе, осуществлённом при участии Гомбриха: A Little History of the World). 1936
  • Принципы карикатуры (совместно с Э. Крисом: The Principles of Caricature). 1938
  • Мифологии Боттичелли: Исследования неоплатонического символизма у его окружения (Botticelli’s Mythologies. A Study in the Neoplatonic Symbolism of his Circle). 1945
  • Символические образы: Зрительные образы в неоплатонической мысли («Icones Symbolicae»: The Visual Image in Neo-Platonic Thought). 1948
  • История искусства (The Story of Art). 1950
  • Искусство и иллюзия (Art and Illusion, 1959); Искусство и иллюзия. О психологии живописного изображения" (Kunst und Illusion. Zur Psychologie der bildlichen Darstellung, 1967)
  • Размышления на лошадке-качалке и другие очерки по теории искусства (Meditations on a Hobbyhorse and other Essays on the Theory of Art). 1963
  • Норма и форма (Norm and form). 1966
  • Аби Варбург. Интеллектуальная биография (Aby Warburg: An Intellectual Biography). 1970
  • Символические образы (Symbolic images). 1972
  • Значения и завершения: Размышления об истории фресковой живописи (Means and ends: reflections on the history of fresco painting). 1976
  • Наследие Апеллеса: Исследования по искусству ренессанса (The heritage of Apelles: studies in the art of the Renaissance). 1976
  • Чувство порядка. Исследование психологии декоративного искусства (The Sense of Order. А Study in the Psychology of Decorative Art). 1979
  • Идеалы и кумиры: Очерки ценностей в истории и в искусстве (Ideals and idols: essays on values in history and in art). 1979
  • Образ и глаз: Дальнейшие исследования психологии живописного изображения" (The Image and the Eye: Further Studies in the Psychology of Pictorial Representation). 1982
  • Дань уважения: Интерпретаторы нашей культурной традиции (Tributes: interpreters of our cultural tradition). 1984
  • Тени: Изображение отброшенных теней в Западном искусстве (Shadows: the depiction of cast shadows in Western art). 1995
  • Использование изображений: Исследования социальной функции искусства и визуальной коммуникации (The uses of images: studies in the social function of art and visual communication). 1999
  • Предпочтение примитива (The Preference for the Primitive). 2002 (посмертно)

Публикации на русском языке

  • О задачах и границах иконологии // Советское искусствознание, 1989, вып. 25
  • История искусства. М.: АСТ, 1998
  • Амбивалентность классической традиции: психология культуры Аби Варбурга // Новое литературное обозрение, 1999, № 39, с.7-23
  • Символические образы// Вопросы философии, 2001, № 7
  • Всемирная история известного историка, искусствоведа и писателя Эрнста Х. Гомбриха / Эрнст Гомбрих; пер. с нем. яз. Р. Г. Секачев. — М: АСТ.: Астрель, 2008. — 288 с.: ил.
  • Мировая история для юных читателей , АСТ, 2011
  • История искусства, Искусство — XXI век, 2013 г.
  • Символические образы. Очерки по искусству Возрождения. Алетейя, 2017 г.
  • Тени в западном искусстве = Shadows: The Depiction of Cast Shadows in Western Art. — М.: Альпина нон-фикшн, 2019. — 88 с. — ISBN 978-5-00139-119-7.

Примечания

  1. Dictionary of Art Historians [ https://arthistorians.info/gombriche Архивная копия от 23 ноября 2021 на Wayback Machine]
  2. Архивированная копия. Дата обращения: 1 сентября 2021. Архивировано 29 сентября 2021 года.
  3. Гращенков В. Н. История и историки искусства. Статьи разных лет. — М.: КДУ, 2005. — С. 576
  4. Гращенков В. Н. История и историки искусства. Статьи разных лет. — М.: КДУ, 2005. — С. 578
  5. Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — С. 124
  6. The Story Of Art : Gombrich E. H. : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
  7. Гращенков В. Н. История и историки искусства. Статьи разных лет. — М.: КДУ, 2005. — С. 582

Литература

на русском языке
  • Гинзбург К. От Варбурга до Гомбриха// Гинзбург К. Мифы — эмблемы — приметы: морфология и история. М.: Новое издательство, 2004, с. 51-132.
  • Гращенков В. Н. Эрнст Гомбрих — историк и теоретик искусства, исследователь и скептик // Советское искусствознание, 1989, вып. 25
  • Соколов М. Н. Гомбрих Эрнст (недоступная ссылка) // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб: Университетская книга, 1998. С.153-154
  • Шестаков В. Интеллектуальная биография Эрнста Гомбриха. М.: РГГУ, 2006
на других языках
  • E.H. Gombrich: in memoriam. Actas del I Congreso Internacional «E.H. Gombrich (Viena 1909-Londres 2001): Teoría e Historia del Arte». Pamplona: Ediciones Universidad de Navarra, 2003

Ссылки