Гольбейн, Ганс (Младший)
Ганс Гольбейн (младший) | |
---|---|
нем. Hans Holbein der Jüngere | |
![]() | |
Гражданство | Священная Римская империя |
Ганс Гольбéйн (младший) (1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии.
Биография

Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна — старшего. Испытал влияние Ханса Бургкмайра.
Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария). Там познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским. По просьбе последнего иллюстрировал его работу «Похвала глупости». Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии, создавал витражи и писал портреты.
В 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении осенью 1519 года в Базель много работал над декорированием внешних фасадов домов.

Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха; десять картин страстей Господних, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для города Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.
К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург, рисунки к Ветхому Завету и «Пляска Смерти», гравированные на дереве.

В 1526 году Гольбейн перебрался в Англию. Там писал исключительно портреты. По возвращении в Базель в 1528 году Гольбейн окончил фрески в зале ратуши и написал несколько портретов.
В 1532 году религиозные смуты заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. К этому времени относятся его портреты Морретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля, Томаса Уайетта, а также «Колесо Фортуны». Ему удалось стать придворным живописцем короля Генриха VIII.

Помимо работы портретистом Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.
До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и так далее.
Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 году, между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.
Стиль
Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбейна в немецком искусстве повышается ещё и тем, что он перенес в Германию расцвет Итальянского Возрождения, не утратив при этом своего национального характера, — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера.
Для своих портретов художник предварительно выполнял очень тщательные карандашные наброски, некоторые из них сохранились. Тени и свет наводились углем, мелом и сангиной. В эскизах Гольбейн обращал внимание в основном на лицо, не набрасывая руки.

В 1524–1526 гг. Гольбейн исполняет серию рисунков «Образы смерти» (известных под названием «Пляска смерти»), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.)
Интересные факты
- В честь художника получили наименования стиль вышивки и тип восточных ковров, так как Гольбейн часто изображал их на своих портретах (см. гольбейн).
- В честь Гольбейна назван кратер на Меркурии; название утверждено в 1979 году.[1]
Галерея
-
«Венера и Купидон», 1516—1526. Художественный музей, Базель
-
Портрет Генриха VIII, 1536—1537. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
-
Портрет купца Георга Гитца, 1532. Картинная галерея, Берлин
-
Портрет Эдуарда VI в детстве, 1538. Национальная галерея искусства, Вашингтон
-
Портрет дамы с белкой, ок. 1526—1528. Национальная галерея, Лондон
-
Портрет Моретта, 1534—1535. Галерея старых мастеров, Дрезден
-
Золотурнская мадонна со святыми Мартином Турским (слева) и Урсом Золотурнским, 1522. Золотурнский художественный музей
Примечания
- ↑ Planetary Names: Crater, craters: Holbein on Mercury . planetarynames.wr.usgs.gov. Дата обращения: 27 сентября 2020. Архивировано 22 мая 2022 года.
Литература
- на русском языке
- Гольбейн Г. мл. Пляска смерти / Вступ. ст. А. Могилевского. — М. : Ритм, 1923. — 89 с. : ил.
- Бенсьюзан С. Л. Гольбейн / С. Бенсюзан; пер. Е. Боратынской. — М. : Ю. И. Лепковский, 1910. — 79 с.: ил. — (Художественная библиотека).
- Булгаков, Ф. И. Ганс Гольбейн младший // Сто шедевров искусства. — СПб. : изд. ред. «Нового журнала иностранной литературы», 1903. — С. 23.
- Власов В. Г. Хольбайн, Гольбейн // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 477. — 655 с., [8] л. ил. — ISBN 5-88737-010-6. — OCLC 605179863.
- Истомина Н. А. К вопросу о функции и бытовании портретных рисунков Ганса Гольбейна Младшего // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. — С. 573—580. ISSN 2312—2129. doi:10.18688/aa177-5-58
- Хольбейн, Ганс / Истомина Н. А. // Хвойка — Шервинский [Электронный ресурс]. — 2017. — С. 136-137. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9.
- Камчатова А. В., Котломанов А. О., Кроллау Н. Е. Германия. Англия. XV–XIX века : биографический словарь / А. В. Камчатова, А. О. Котломанов, Н. Е. Кроллау. — СПб. : Азбука-Классика, 2008. — С. 16, 18, 19, 67–75, 157, 228, 436. — 480 с. : ил., цв. ил. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-91181-907-1.
- Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии XV и первой половины XVI века. — М.: Искусство, 1972. — 240 с.: ил.
- Неустроев А. А. Гольбейн, немецкие художники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Пахомова В. А. Графика Ганса Гольбейна Младшего. — Л.: Искусство, 1989. — 228 с. : ил. — Библиогр.: с. 126—133.
- на других языках
- Bätschmann O.[нем.] Hans Holbein : Sein Leben u Werk / Oskar Batschmann u. Pascal Griener. — Koln : DuMont, 1997. — 256 c.
- Foister S. Holbein and England. — New Haven ; London : Yale University Press for the Paul Mellon centre for studies in British art, 2004. — 308 p. : ill.
- Pettegree A. Holbein: Court painter of the Reformation // History today. — 1998. — Vol. 48. — P. 22-28.