Голутвин (Коломна)
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Kolomna_town_-_Mall_in_Golutvin.jpg&width=300)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Golutvin_railstation.jpg&width=300)
Голутвин — исторически сложившееся название района города Коломны, прилегающего к одноимённой железнодорожной станции.
Происхождение названия
Название района происходит либо от слова голутва, которое переводится как лесная просека, вырубка; либо от славянского «голядь» — название балтийского племени, жившего на берегах реки Протвы (граница современных Московской и Калужской областей), либо от древнерусск. «голытьба» — так называли промышлявших здесь разбойников — «верховые» или голутвенные казаки.
"Голутва" по-украински - "голытьба", беднота.
Ещё одна легенда происхождения названия района уходит корнями в эпоху формирования торговых отношений между Россией и Англией. Лорд Ченслер после первого (случайного ) плавания в Россию и визита в Москву получил грамоты и наставления Ивана Грозного организовать беспошлинную торговлю между странами. Весной 1554 года после схода льда на реках англичане отправились обратно из Москвы сначала по Оке и Волге, далее трактом до Двины, и вернулись к себе на родину, открытым ими морским путем. Во время одной из остановок на Оке Ченслер посетил купеческие перевалочные склады находящиеся на стыке рек в городе Коломна, где Ченслер убедился в возможности организации торговли между Москвой и Лондоном. По легенде он произнес: we will go, get loot and win! Эта фраза со временем трансформировалась в название одного из районов Коломны - Голутвин. Аналогично эта фраза, ставшая названием района Коломны, приписывается английскому послу Энтони Дженкинсону. В 1557 году член Московской компании Энтони Дженкинсон предложил царю открыть торговый путь в Китай через Бухару. Англичане имели сведения о том, что в Китай из Бухары ходят караваны. Царь разрешил проезд до Астрахани. Дженкинсон выехал из Москвы 23 апреля 1558 года, в Астрахань прибыл 14 июля. Путешествие проходило по Москве-реке до Коломны, оттуда по реке Ока до Нижнего Новгорода, а потом по Волге в Астрахань. Из Астрахани Дженкинсон отправился в Бухару. В Бухаре он узнал, что караваны в Китай уже не ходят. Он вернулся в Москву в сентябре 1559 года.
История
Территория района сформировалась из села Боброва, находившегося на этом месте до середины XIX века. В 1863 году инженер Струве купил этот участок земли у помещика Н. М. Голицына для постройки паровозостроительного завода (ныне — ОАО ХК «Коломенский завод») и железнодорожной станции.
Транспорт
С остальными районами города Голутвин связан трамвайными маршрутами № 1, 2, 3, 4, 6 и 8, проходящими по улице Октябрьской Революции, автобусными внутригородскими маршрутами, а также маршрутными такси: 2, 3, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 20, 68. Также в Голутвине находится автовокзал, с которого отходят районные и междугородние автобусные маршруты.
Упоминание в искусстве
Голутвин упоминается в известной песне Дмитрия Сухарева «Пароходик»[1]:
Не тает ночь, и не проходит,
А на Оке, а над Окой
Кричит случайный пароходик -
Надрывный, жалостный такой.
…
И как планета многолюден,
Он прекращает ерунду
И тихо шлёпает в Голутвин,
Глотая вздохи на ходу.
Примечания
- ↑ Пароход. Стихи Дмитрия Сухарева (1959). Музыка Сергея Никитина . Дата обращения: 20 января 2012. Архивировано 16 ноября 2011 года.