Глезер, Хильда Андресовна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хильда Глезер
эст. Hilda Gleser
Портрет Хильды Глезер (А. Лайкмаа, 1932)Портрет Хильды Глезер (А. Лайкмаа, 1932)
Место рождения Вильянди
Место смерти Таллин
Профессия актриса, театральный режиссёр, театральный педагог
Годы активности 1910—1932
Театр «Эстония», «Рабочий театр», «Утренний театр»

Хи́льда А́ндресовна Гле́зер (эст. Hilda Gleser; 26 июня (8 июля1893, Вильянди — 25 августа 1932, Таллин) — эстонская актриса, режиссёр, театральный педагог.

Биография

Хильда Глезер родилась 26 июня (8 июля1893 года в городе Вильянди в семье каменщика[1], там же получила начальное и среднее образование. С 1910 года участвовала в любительских спектаклях[1]. Не получила профессионального театрального образования, однако брала уроки сценического искусства у финской актрисы Хильмы Рантанен  (фин.)[1], позднее совершенствовалась в Германии и России[2].

С 1916 года и до конца жизни — актриса театра «Эстония» в Таллине[3]. В 1921—1924 годах параллельно работала в «Утреннем театре», в 1926—1932 годах — в «Рабочем театре»[1]. Среди её лучших ролей: Пэк («Сон в летнюю ночь» Шекспира, 1919), Женщина («Человек-масса» Толлера, 1922), Электра («Электра» Гофмансталя, 1923), Озе («Пер Гюнт» Ибсена, 1927), госпожа Пичэм («Трёхгрошовая опера» Гея — Брехта, 1930), Лаура («Домовой» Вильде, 1927), Тийна («Оборотень» Китцберга, 1928). Выступала в жанре художественного чтения (с 1929 года — на радио). Как отмечает «Театральная энциклопедия», «образы, созданные Глезер, отмечены яркой характерностью, задушевностью, героической направленностью, отличаются острым своеобразным рисунком, предельной выразительностью»[1].

В 1924—1932 годах преподавала сценическую практику в Школе театрального искусства в Таллине. В 1924 году дебютировала как театральный режиссёр со спектаклем «Земля» Брюсова в «Утреннем театре». Глезер выступала против мещанских вкусов и отдавала предпочтение социально-критическим драмам[2]. В её спектаклях ощущалось влияние немецкого экспрессионизма. Ей хорошо удавались ритмические массовые сцены[1]. Среди наиболее заметных постановок Глезер: «РУР» Чапека (1925, театр «Эстония»), «Ночь» Мартинэ (1927, «Рабочий театр»), «В вихре ветров» Китцберга (1927, «Рабочий театр»), «На дне» Горького (1931, «Рабочий театр»), «Гоп-ля, мы живём!» Толлера (1929, «Рабочий театр»)[1].

Хильда Глезер умерла 25 августа 1932 года от тяжёлой болезни в хирургической больнице Таллина[4]. Похоронена на старом кладбище Вильянди[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Глезер Хильда Андресовна // Театральная энциклопедия. Том 1 / Глав. ред. С. С. Мокульский — М.: Советская энциклопедия, 1961
  2. 2,0 2,1 Кто есть кто в культуре Эстонии. — Таллин: Авенариус, 1996. — С. 113. — ISBN 9985-834-13-5.
  3. Глезер Хильда Андресовна // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. Hilda Gleser suri Архивная копия от 18 марта 2018 на Wayback Machine // Sakala (1878—1940), nr. 97, 27 august 1932
  5. Hilda Gleser (1893—1932) Архивная копия от 18 марта 2018 на Wayback Machine // kalmistud.ee

Литература

  • Hilda Gleser, Tallinn, 1934;
  • Üksip A., Hilda Gleser, в кн.: Eesti nőukogude teater. Almanahh III, Tallinn, 1957 c. 224—229.