Школа Глазго

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Глазго Гёрлс»)

Не путать со Школой искусств в Глазго

«Школа Глазго» (англ. Glasgow School) — объединение художников, возникшее в столице Шотландии, городе Глазго в 1900-х годах и составившее одно из важных стилевых течений в искусстве западноевропейского модерна.

На переднем плане: Дж. Г. Макнейр и Ч. Р. Макинтош (справа); в среднем ряду (слева направо): Ф. Макдональд, К. Кэмерон, Дж. Эйткен, А. Ребёрн, Джесси Кеппи, Джон Кеппи; вверху: М. Макдональд. Ок. 1894 г.

История и творчество «Группы четырёх»

Основатели группы, названные за общность эстетической программы и художественного стиля школой, составили «Группу четырёх» (The Group of Four), или просто «Четвёрку» (The Four), иногда иронично называемую «Школой призраков» (Spook School): архитектор Чарльз Ренни Макинтош (1868—1928), его жена Маргарет Макдональд (1864—1933), друг Макинтоша, художник Джеймс Герберт Макнейр (1868—1955) и его жена Фрэнсис Макдональд-Макнейр (1873—1921, сестра Маргарет). К «четвёрке» присоединилась Дж. Ньюбери, художница по тканям, преподавательница Школы искусств в Глазго, ректором которой был её муж Ф. Ньюбери[1].

Шотландские художники, по определению В. Г. Власова «сумели создать оригинальный стиль, основанный на строгих прямых линиях, значительно отличающийся от прихотливо изогнутых контуров „удара бича“ французского ар-нуво»[2].

Ч. Р. Макинтош. Плакат Чайных комнат мисс Крэнстон в Глазго. 1897

Чарльз Макинтош был единственным в группе профессиональным архитектором, при этом он был выдающимся декоратором, проектировщиком интерьера и мебели, рисовальщиком и живописцем-акварелистом. В архитектурных проектах он опирался на традицию сальского шотландского жилища, так называемого «вернакулярного стиля» (лат. vernaculus — родной) и «баронского стиля» средневековых шотландских замков, примыкая тем самым к общеевропейскому движению неоромантизма[3].

В своих графических работах Макинтош близок течению символизма, он искусно стилизовал природные формы, но его индивидуальный стиль корреспондировал с геометрическим течением венского модерна школы О. Вагнера. Сёстры Макдональд, родившиеся и выросшие в Англии, приехали в Глазго со своими родителями в 1890 году, и в последующие годы учились в Школе искусств в Глазго. Двое мужчин, с другой стороны, выросли в Глазго и в это время посещали вечерние занятия в той же художественной школе. Независимо друг от друга, обе пары пробовали свои силы в схожих стилях росписи и декорирования бытовых изделий[4].

Их общим стилем стал сплав «геометрического стиля Глазго», ретроспективных элементов «кельтского возрождения» и японизмов. «Стиль Глазго» развивал рационалистические традиции английского искусства: мастерских Уильяма Морриса «Искусства и ремёсла» и так называемого «староанглийского стиля» в архитектуре сельской Англии. Но в русле эстетики модерна этот стиль оказывался совершенно оригинальным. Особенно знаменитыми стали стулья Чарльза Макинтоша с высокими решётчатыми спинками.

Первая выставка группы состоялась в 1892 году, два года спустя «Четвёрка» добилась успеха в Выставочном обществе искусств и ремёсел в Лондоне. Однако на такой же выставке в 1896 году работы шотландцев вызвали возмущение и резкое осуждение. "Этот конфликт, который закрыл дорогу шотландцам на выставки подобного рода в Англии, был внутренним конфликтом между национально-романтическими и космополитическими тенденциями в рамках модерна, конфликтом того типа, который неоднократно возникал в искусстве конца XIX — начала XX века[5].


Отвергнутые в Англии работы шотландских художников были восторженно приняты на континенте. В 1900 году Маргарет Макдональд и Чарльз Ренни Макинтош приняли участие в выставке Венского сецессиона, которая сделала их известными. Творчество шотландцев, продемонстрированное на этой выставке, оказало значительное воздействие на австрийских художников, таких как Густав Климт и Йозеф Хоффман, и на работу Венских мастерских. Великий князь Сергей Александрович, посетивший выставку в Вене, предложил художникам организовать такую же выставку в Москве. Она состоялась в 1902—1903 годах[6]. В «Московской выставке архитектуры и художественной промышленности нового стиля» (декабрь 1902—январь 1903 года) вместе с русскими художниками приняли участие супруги Макинтош, Йозеф Ольбрих, Петер Беренс[7].

В проектах оформления интерьеров «группы четырёх» использовались натуральные материалы: дерево, керамика, медь, латунь. Строгие линии и выверенные пропорции сообщали их проектам качества гармонии. Макинтош определял свою любимую гамму в духе эстетики символизма как состоящую из «светлых женских» и «тёмных мужских» тонов.

Наиболее яркие примеры «нового шотландского стиля» Группы четырёх во главе с Макинтошем представляют собой интерьеры «Чайных комнат» (The Willow Tearooms[англ.] — Комнаты ивового чая) — сети кафе на улицах Глазго, устроенных Мисс Кейт Крэнстон, предложившей многим художникам, в том числе Макинтошу, оформить их интерьеры. Работа Макинтоша стала классикой шотландского модерна.

Последователи «Школы Глазго»

Создание Чарльзом Макинтошем и его сотрудниками оригинального стиля шотландского модерна в архитектуре, оформлении интерьера и мебели имело продолжение в живописи и графике. Последователей «Группы четырёх» в англоязычной историографии называют несколько вульгарно «Девушки Глазго» (Glasgow Girls) и «Юноши Глазго» (Glasgow Boys)[8].

Большая коллекция их работ находится в Художественной галерее и музее Келвингроув в Глазго, где один из залов посвящён группе «Глазго Бойз». Также произведения представителей Школы Глазго можно увидеть в Burrell Collection, Broughton House, Paisley Museum и Hunterian Museum and Art Gallery.

Группа «Глазго Гёрлз» включала художниц, среди которых были участницы «Четвёрки» Маргарет и Фрэнсис Макдональд, а также Джесси Кинг, Энн Макбет, Элизабет Макникол, Нора Грей, Энни Френч, Элен Пэкстон Браун, Джесси Ньюбери, Стэнсон Дин Стевенсон, Элеонор Аллен Мур и другие. Некоторые из них обучались в Школе искусств Глазго, занимались общественной деятельностью — выступали за женское избирательное право.

C приобретением известности «Четвёрки», сложилось сообщество шотландских мужчин-художников, приверженцев их стиля. Эта группа стала называться «Глазго Бойз». Работая в стиле импрессионизма и постимпрессионизма, они писали сельские пейзажи и сцены городской жизни в Глазго и его окрестностях. Среди художников, связанных с этой группой, были Джозеф Кроухолл, Томас Доу, Джеймс Гатри, Джордж Генри, Эдвард Хорнел, Эдвард Уолтон, Джон Лавери, Александер Роше, Артур Мелвилл, Томас Мортон, а также многие другие. Джеймс Патерсон и Уильям Макгрегор были ведущими фигурами в этой компании шотландских художников. Многие из них обучались в Школе искусств Глазго[9][10][11].


Примечания

  1. The Four. Charles Rennie Mackintosh. CRM Society. — Retrieved 15 January 2020. [1]
  2. Власов В. Г. Глазго школа // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 181
  3. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. — СПб.: Стройиздат, 1992. — С. 91
  4. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 391—392
  5. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. — С. 91
  6. Власов В. Г. Глазго школа. — С. 182
  7. Нащокина М. В. Московский модерн. — СПб.: Коло, 2011. — С. 100
  8. The Glasgow Four, The Glasgow Girls and The Glasgow Boys (англ.)
  9. Billcliffe R. The Glasgow Boys: The Glasgow School of Painting 1875—1895. — John Murray Publishers, 2002. — ISBN 978-0-7195-6033-0
  10. Burkhauser J. Glasgow Girls: Women in Art and Design 1880—1920. — Canongate Books, 2001. — ISBN 978-1-84195-151-5
  11. Martin D. The Glasgow School Of Painting. — Kessinger Publishing, 1897. — ISBN 1-120-03236-9

Литература

Бирченоф Т. Группа «Глазго Бойз»: на родине и за рубежом.— Третьяковская галерея : журнал. — 2012. — № 3 (36).

Ссылки