Гиршман, Михаил Моисеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Моисеевич Гиршман
Дата рождения 20 октября 1937(1937-10-20)
Место рождения Бира, Облученский район, Еврейская автономная область, Хабаровский край, РСФСР, СССР
Дата смерти 17 мая 2015(2015-05-17) (77 лет)
Место смерти Донецк, ДНР
Страна  СССР
 Украина
Научная сфера филолог
Место работы Донецкий национальный университет
Альма-матер Казанский университет
Учёная степень доктор филологических наук
Учёное звание профессор
Известен как литературовед, один из основателей Донецкой филологической научной школы

Михаи́л Моисе́евич Ги́ршман (20 октября 1937 — 17 мая 2015) — советский и украинский литературовед, автор работ, посвящённых исследованию литературного стиля, целостности литературного произведения, ритма художественной прозы.

Биография

Окончил Казанский университет. Профессор кафедры теории литературы Донецкого национального университета, доктор филологических наук. Один из основателей Донецкой филологической научной школы.

Спектр научных интересов литературоведа широк: от изучения ритма стиха и прозы как необходимого условия построения целостности к философскому осмыслению произведения как диалога и события (в том смысле, который вкладывал в это понятие М. М. Бахтин).

Среди его работ: общетеоретические работы о смысле понятия художественной целостности, о современном понимании этой важнейшей категории литературной теории, составляющей основу его концепции. Именно через понятие целостности им даются определения таких ключевых понятий, как художественное произведение и художественность литературы.

Одним из главных научных открытий Гиршмана стала разработанная им в 1970-е годы концепция ритма прозы, согласно которой в ней, как и в стихе, неизбежно действуют ритмические закономерности. Причём не тот абстрактный «ритм вообще», о котором пишут многие литературоведы, а вполне объективный, поддающийся научному описанию не в меньшей степени, чем стихотворный — только более сложный и вариативный по сравнению с элементарным ритмом стихотворной речи.

Многие статьи М. М. Гиршмана связаны с пониманием литературы как формы коммуникации. С этой позиции Гиршман анализирует творчество Пушкина как единое целое, рассматривает творческий диалог Тютчева и Владимира Соловьёва, разбирает концепцию Бахтина и понятие «литературное произведение».

Михаил Моисеевич Гиршман — член Международной академии наук педагогического образования.

Участник и организатор многочисленных конференций в области литературоведения, культурологии, эстетики, иудаики.

Cемья

Основные работы

Ссылки