Гильфердинг, Фридрих

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фридрих Гильфердинг
нем. Friedrich Hilferding
Дата рождения начало XVIII века
Дата смерти конец XVIII века
Страна  Австрия
Род деятельности балетмейстер

Фридрих (Иосиф) Гильфердинг (нем. Friedrich Hilferding) — венский балетмейстер, прибывший в Российскую империю в 1759 году, чтобы привести в «лучшее нового вкуса совершенство балеты» на придворной сцене[1].

Творческая биография

Фридрих Гильфердинг был придворным балетмейстером в Вене и в 1759 году прислан, по желанию Императрицы Елизаветы Петровны, австрийским двором в столицу Российской империи город Санкт-Петербург для улучшения русского балета и введения в нём «нового вкуса». Вместе с ним приехала балетная труппа, в которую входили солисты Сантина, супруги Мекур и Приер, Парадиз, а также композитор Старцер и машинист Бригонци[2].

Труппа Гильфердинга показала впервые в России антраша из 4 ударов, введённые в употребление знаменитой парижской танцовщицей Комарго, и пируэты[источник не указан 3437 дней]. Русские артисты делали успехи благодаря стараниям и таланту австрийского балетмейстера и очень скоро поняли «новый вкус» его балетов[источник не указан 3437 дней]. Фридрих Гильфердинг ввёл в моду «деревенские веселости», то есть идиллические пасторали, имевшие большой успех[2].

Фридрих Гильфердинг в течение ближайших четырёх лет поставил на русской сцене множество балетов. Летом 1764 года он взял отпуск на несколько месяцев, уехал в Вену, но уже не вернулся, прислав с родины прошение об увольнении[2].

Некоторые поставленные Гильфердингером балеты были изданы в России; среди них: «Возвращение Аполлоново на Парнас» (СПб., 1763), «Ацис и Галатея» (СПб., 1764), «Новые лавры» и «Прибежище добродетели» («Российский театр»)[2].

Постановки

Гильфердинг поставил на императорской сцене следующие свои балеты (в некоторых он и сам принимал участие):

1759 год
  • «Разрушение Трои» (19 февраля);
  • «Деревенские увеселения в 4 времени года» (30 апреля);
  • «Новые Лавры» (сочинённый Сумароковым по случаю победы, одержанной над пруссаками при Франкфурте 1 августа (19 августа),
  • «Сражение любви и разума» (19 августа).
1760 год
  • «Вокзал в Лондоне», дивертисмент (1 января),
  • «Победа Флоры над Бореем» (29 февраля),
  • «Падение гигантов» (20 сентября),
  • «Пандуры» (31 декабря).
1761 год
  • «Артаксеркс и Аман» (29 июня в Ораниенбауме, во время пребывания там великого князя Петра Фёдоровича),
  • «Ночное приключение» (20 сентября, в Петербург).
1762 год
  • «Аполлон и Дафна» (16 октября, Москва, после переезда туда Двора для коронации Екатерины II);
  • «Амур и Психея» (20 октября).
1763 год
  • «Остров дураков» (3 января),
  • «Сражение любви и разума» (15 января, исполненный великосветскими любителями),
  • «Московские увеселения о Святой неделе» (21 апреля, комедия-балет),
  • «Орфей и Эвридика» (30 апреля),
  • «Радостное возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны» (великосветский спектакль в Петергофе 28 июня),
  • «Пигмалион» (26 сентября),
  • «Хромой рыцарь» (28 октября).
1764 год
  • «Ацис и Галатея» (великосветский балет поставленный в столице; исполнителями были Петр Бирон, графиня Сиверс и 10-летний цесаревич Павел Петрович, разучивший роль Гименея под непосредственным руководством балетмейстера);
  • Балет к опере «Карл Великий», представленной итальянской труппой в новом театре Зимнего дворца.

Примечания

Литература

  • Арапов П.Н. Летопись русскаго театра. — СПб.: Типогр. Н. Триблена и Комп., 1861. — С. 80-81.
  • Неустроев А.Н. Историческое разыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703–1802 годы. — СПб.: Первая Скоропечатня П.О. Яблонского, 1898. — С. 440.
  • Носов (И). Хроника русского театра. — М.: Имп. общество истории и древностей российских при Московском унив., 1883. — С. 145—270.
  • Плещеев А.А. Наш балет (1673-1899). — СПб.: Типогр. А. Бенке, 1899. — С. 39—46.
  • Сборник Императорского Русского Исторического Общества. — СПб., 1887. — Вып. 60.
  • Сопиков В.С. Опыт российской библиографии / Под ред. В.Н. Рогожина. — 1813-1821, 1908.