Гилсе, Ян Питер Хендрик ван

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ян Питер Хендрик ван Гилсе

Ян Питер Хендрик ван Гилсе, ван Гильзе (нидерл. Jan Pieter Hendrik van Gilse; 11 мая 1881, Роттердам — 8 сентября 1944, Угстгест) — нидерландский композитор и дирижёр.

В 18971902 годах учился в Кёльнской консерватории у Франца Вюльнера и Макса ван де Зандта, уже в 1901 году получив премию Боннского Дома Бетховена за свою Первую симфонию. После смерти Вюльнера ван Гилсе в 19021903 годах брал уроки в Берлине у Энгельберта Хумпердинка. В 19051908 годах он был дирижёром оперного театра в Бремене, в 19081909 годах в Амстердаме, затем на протяжении трёх лет жил в Риме, после чего вернулся в Нидерланды. В 1911 году ван Гилсе стал одним из основателей Общества нидерландских композиторов (нидерл. Genootschap van Nederlandse Componisten, GENECO).

В 19171922 годах ван Гилсе возглавлял Утрехтский муниципальный оркестр, однако вынужден был уйти в отставку в результате затяжного конфликта с композитором и музыкальным критиком Виллемом Пейпером, систематически выступавшим против него в газете «Utrechts Dagblad» (ван Гилсе ориентировался на немецкую музыкальную традицию, а Пейпер на французскую). Историю этого конфликта ван Гилсе описал в пространном мемуаре (1930), который, однако, не стал публиковать, и этот текст был издан только в 2003 году[1]. Позднее ван Гилсе, однако, вновь занял административную должность в Утрехте, возглавив в 19331937 годах Утрехтскую консерваторию.

Во время Второй мировой войны ван Гилсе был близок к движению Сопротивления, в борьбе с гитлеровской оккупацией погибли оба его сына.

В творческом наследии ван Гилсе две оперы, «Хельга из Ставерна» (нем. Frau Helga von Stavern; 1913) и «Тиль» (нидерл. Thijl; 1940, по легендам о Тиле Уленшпигеле), из которых вторая считается вершиной творчества композитора и центральным событием в истории нидерландской оперы. Четыре симфонии ван Гилсе (1901, 1903, 1907, 1915) носят следы влияния Густава Малера и Рихарда Штрауса. Композитору принадлежат также музыка к пьесе Роберта Демеля «Месса жизни» (нидерл. Eine Lebensmesse; 1904), кантата «Круг жизни» на стихи Рильке (нидерл. Der Kreis des Lebens; 1929), два небольших цикла для сопрано с оркестром на стихи Рабиндраната Тагора, другая хоровая музыка.

Примечания

  1. Memoires Jan van Gilse, 1917—1922. / Ed. by Hans van Dijk. — Walburg Press, 2003. — 635 pp.